г. Ессентуки |
|
13 апреля 2020 г. |
Дело N А63-19362/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сулейманова З.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства общества с ограниченной ответственностью "Техторгсервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2020 по делу N А63-19362/2019, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) к обществу с ограниченной ответственностью "Техторгсервис" (ОГРН 1022602423810, ИНН 2605001973) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, процентов, без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - ООО "Экострой") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Техторгсервис" (далее - ООО "Техторгсервис") о взыскании 183 803 руб. 90 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 31.08.2019, 7 632 руб. 49 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 13.01.2020 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с просрочкой исполнения денежного обязательства к ответчику применена ответственность в виде взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "Техторгсервис" просило решение суда от 13.01.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. Апеллянт полагает, что уведомление о заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны истца направлено ненадлежащим лицом. Кроме того апеллянт указывает, что в материалах дела отсутствуют акты выполненных работ, счета - фактуры, акты сверок, подтверждающие факт оказанных услуг, вследствие чего у ответчика не возникло обязанности по его оплате.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 04.02.2020 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Одновременно апеллянт обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока ее подачи.
В силу части 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Оценив доводы, изложенные в ходатайстве, и учитывая закрепленное в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право сторон на судебную защиту, судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что причина пропуска срока является уважительной и срок на подачу апелляционной жалобы подлежит восстановлению.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходамиот 13.04.2018 N 2-34, заключенного между ООО "Экострой" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.07.2018 принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края (пункт 1.1 соглашения).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Техторгсервис" осуществляет деятельность по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2 (45.32.2 Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями прочая) на объекте: кадастровый номер: 26:13:100307:231, с наименованием объекта "Магазин", категория "Промтоварные магазины" название "Техника" общей площадью 287,1 кв.м. Вышеуказанный объект расположен по адресу: Ставропольский край Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Вокзальная, 18.
Данные объекты находятся в зоне обслуживания ООО "Экострой", регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, вывоз осуществляется согласно графику один раз в неделю (среда), с 01.07.2018.
Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчиком договор с ООО "Экострой" не заключен.
Как следует из искового заявления, за ответчиком образовалась задолженность перед истцом за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 31.08.2019 в размере 183 803 руб. 90 коп.
В претензии от 27.05.2019 N 2532 истец потребовал добровольно оплатить имеющуюся задолженность.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, ООО "Экострой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края, в соответствии с которым ООО "Экострой" присвоен статус регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Истцом ответчику направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами "Директ-Мейл Региональный" от 27.04.2018 N 35-РУ с, однако ответчиком не подписан. Каких-либо разногласий к полученному договору (проекту) ответчик не направил.
Кроме того, на официальном сайте ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018 размещены типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами. Ссылка на сайт общества имеется в тексте проекта договора, направленного потребителям.
Вместе с тем, поскольку, указанный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с 5 твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных правовых норм ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На территории Ставропольского края действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.08.2018 N 237 "О внесении изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 1347".
Согласно приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017, годовой норматив накопления ТКО для ответчика составлял - 0,83 м куб., на июль 2018 - 0,069 м куб., согласно приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 237 от 29.08.2018 годовой норматив накопления ТКО для ответчика составлял 0,7 м куб., с августа 2018 - 0,058 м куб.
Согласно пункту 3 Правил N 1156 транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (распечатки треков аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, графики транспортирования ТКО.
Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о движении транспортных средств, осуществляющих вывоз ТКО.
Доказательств оплаты задолженности оказанных ООО "Экострой" услуг ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно расчету истца, произведенного на основании пункта 5 Правил коммерческого учета объема или (массы) твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (редакция от 15.09.2018) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 31.08.2019 составила 183 803 руб. 90 коп.
Расчет суммы задолженности судом проверен и признан обоснованным, ответчиком не оспорен.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) в спорный период, а также их объем и стоимость, в связи с чем исковые требования ООО "Экострой" о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 183 803 руб. 90 коп. за период с 01.07.2018 по 31.08.2019 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что уведомление о заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны истца направлено ненадлежащим лицом, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не предусматривает освобождение от оплаты фактически оказанных услуг лицом, осуществляющим торговую предпринимательскую деятельность на территории, обслуживаемой региональным оператором.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют акт выполненных работ, счета - фактуры, акты сверок, подтверждающие факт оказанных услуг, вследствие чего у ответчика не возникло обязанности по его оплате, не принимается, поскольку отсутствие акта выполненных работ, счетов - фактур, актов сверок не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательства.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2018 по 31.08.2019 в размере 6 444 рубля 15 копеек.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с наличием у ответчика задолженности, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами заявлено истцом обоснованно.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции и признан верным, в связи с чем требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2018 по 31.08.2019 в размере 7 632 руб. 49 коп. обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
восстановить обществу с ограниченной ответственностью "Техторгсервис" срок подачи апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2020 по делу N А63-19362/2019.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2020 по делу N А63-19362/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции при наличии процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
З.М. Сулейманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19362/2019
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ"
Ответчик: ООО "ТЕХТОРГСЕРВИС"