г. Пермь |
|
15 апреля 2020 г. |
Дело N А60-67334/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Голубцова В.Г.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске - Уральском и Каменском районе Свердловской области
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 14 февраля 2020 года,
принятое судьей Хачевым И.В. в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-67334/2019
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ИНН 6612009106, ОГРН 1026600931774)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 47 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6666009335, ОГРН 1026600938616)
о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 47 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ответчик, Учреждение, страхователь, должник) о взыскании финансовых санкций в размере 41 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2020 (резолютивная часть от 04.02.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов Управление указывает на то, что судом первой нарушены нормы материального права. Как полагает Управление, после установленного срока предоставление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "доп" в отношении лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-М с типом "исхд" и "доп", предоставленных ранее, за соответствующий отчетный период календарного года не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений) в соответствии со статьей 15 закона N 27-ФЗ, в дополняющих формах сведения были представлены на застрахованных лиц, информация в отношении которых ранее страхователем не предоставлялась, что свидетельствует о нарушении установленных Законом сроков и не может служить основанием для освобождения его от ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ. По мнению Управления, страхователь самостоятельно ошибки не выявлял; именно Управление уведомило страхователя о несоответствии в представленных сведениях.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки вынесены решения N 075S19190032751 от 22.08.2019, N 075S19190030906 от 16.08.2019, N 075S19190032752 от 22.08.2019, N 075S19190032755 от 22.08.2019 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 41 000 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - федеральный закон N 167-ФЗ) организации является страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 11 федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно статье 15 федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, статьей 17 федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что страхователем отчеты по форме СЗВ-М за апрель, май 2019 года (тип - "исходный") представлены своевременно в пятнадцатидневный срок, установленный законом. Вместе с тем, в связи с самостоятельно выявленными ошибками, в представленные отчеты страхователем 10.07.2019, 15.07.2019, 16.07.2019 направлены отчеты (тип "дополняющий") всего на 82 застрахованных лица.
Поскольку ранее сведения относительно застрахованных лиц, указанных в дополняющих формах отчета СЗВ-М, страхователем представлены не были, орган пенсионного фонда сделал вывод о нарушении организацией срока представления сведений, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заявителем решений о привлечении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 47 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 41000 рублей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и надлежащим образом не опровергнуто Управлением, страхователь представил исходные формы СЗВ-М своевременно, ошибки выявлены, исправлены и дополняющие формы представлены страхователем самостоятельно.
В соответствии с положениями статьи 15 закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В данном случае из представленных документов следует, что дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая) представлены должником без соответствующего уведомления со стороны заявителя и до составления актов проверки, то есть должник самостоятельно выявил ошибку и представил полные и достоверные данные по персонифицированному учету.
Суд первой инстанции, оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, пришел к выводу, что ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была заявителем установлена и исправлена самостоятельно, в отчетность внесены изменения. Действия заявителя правомерно оценены как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 закон N 27-ФЗ, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для привлечения общества к ответственности.
Довод заявителя жалобы о том, что факт непредставления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц дополнительно является не исправлением ошибок в ранее представленных сведения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
При принятии оспариваемого решения органом пенсионного фонда не учтены положения инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившей в силу с 19.02.2017 и утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусматривающее освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
В соответствии с пунктом 37 данной инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, в соответствии с положениями закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как верно установил суд, в настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их органом пенсионного фонда, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ по основанию того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом пенсионного фонда, заинтересованное лицо реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что исключает применение к заявителю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности управлением не подтверждена, оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-67334/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
В.Г. Голубцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-67334/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ И КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 47 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"