город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2020 г. |
дело N А32-50297/2019 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ковалева Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 по делу
N А32-50297/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)
о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ПАО "Новороссийский морской торговый порт" платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 230 232,70 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 992,39 руб. за период с момента возникновения обязательств по оплате основного долга по 18.10.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на задолженность в сумме 230 232,70 руб., начиная с 19.10.2019 по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2019 данное дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом Краснодарского края по результатам рассмотрения дела N А32-50297/2019 вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу 03.02.2020 и 04.02.2020 размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ.
От ОАО "РЖД" в материалы дела 05.02.2020 поступило заявление о составлении мотивированного теста решения по делу.
12 февраля 2020 судом изготовлено мотивированное решение.
Решением от 12 февраля 2020 года истцу отказано в удовлетворении исковых требований.
Открытое акционерное общество "Российский железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- суд в оспариваемом решении необоснованно допустил расширенное толкование норм права
- суд применил к спорным отношениям не обязательный к применению локальный акт ОАО "РЖД" и положил его в основу решения;
- судом не исследованы сведения о приемке ответчиком составов с аналогичным грузом в период бросания поездов как доказательство занятости путей необщего пользования, а также выставочных путей станции;
- противоречит нормам права вывод суда о влиянии на технологический оборот вагонов фактов несоблюдения перевозчиком интервальности подачи вагонов на путь необщего пользования.
- несостоятелен вывод суда в решении о наличии неблагоприятных погодных условиях для погрузки-выгрузки вагонов на пути необщего пользования, что явилось причиной несоблюдения и технологического оборота вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийск морской торговый порт" (далее по тексту - ПАО "НМТП") 27.03.2017 заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, вступивший в силу 27.03.2017 и действующий до 31.12.2019 (дополнительное соглашение N 3 от 04.04.2018) включительно (далее - договор).
В соответствии с п. 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования Владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами Владельца. Подача и уборка вагонов, подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого Владелец не является, производится локомотивом Перевозчика.
Согласно п. 11 договора следует, что на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, принадлежащем ПАО "Новороссийский морской торговый порт", устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов.
Данная временная величина определяет время разгрузки одного вагона на подъездных путях необщего пользования, принадлежащих грузополучателю. В случае нарушения грузополучателем указанного технологического оборота вагонов, а именно превышение данного предела, перевозчиком срываются планы подвоза вагонов к местам выгрузки, то есть сроки доставки грузов в целом, изменяется график движения поездов.
На основании п.п "в" п. 14 Договора Владелец (ПАО "Новороссийский морской торговый порт") уплачивает Перевозчику (ОАО "РЖД") плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Как указывает истец, ОАО "РЖД" допущены следующие случаи задержки поездов в пути следования на промежуточных станциях по причине занятости железнодорожных путей необщего пользования ПАО "НМТП" и невозможности принятия к разгрузке спорных поездов ответчиком:
- с 14.10.2018 по 18.10.2018 поезд с индексом 8142-904-5210 в количестве 62 вагона был отставлен от движения ("брошен") на станции "Пролетарская СКВ" Северо- Кавказской железной дороги;
- с 14.10.2018 по 15.10.2018 поезд с индексом 4384-563-5210 в количестве 64 вагона был отставлен от движения ("брошен") на станции "Шарданово СКВ" Северо- Кавказской железной дороги;
- с 16.10.2018 по 19.10.2018 поезд с индексом 4384-563-5210 в количестве 64 вагона был отставлен от движения ("брошен") на станции "Минеральные Воды СКВ" Северо-Кавказской железной дороги;
-с 14.10.2018 по 22.10.2018 поезд с индексом 8142-907-5210 в количестве 65 гонов был отставлен от движения ("брошен") на станции "Ильская СКВ" Северо- Кавказской железной дороги.
Истец полагает, что данные случаи "бросания" поезда допущены в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора (13 часов). Груз прибыл на станцию "Новороссийск" с нарушением сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования станции "Сальск".
Истец указывает, что по причине занятости путей грузополучателя, перевозчик вынужден был задерживать поезда в пути следования, то есть осуществлять "бросание" поездов на промежуточных станциях. Факт занятости путей, помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика, согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях грузополучателя и препятствовали подаче спорных вагонов.
Факты "бросания" спорных поездов подтверждаются следующими актами:
1. Отставление поезда N 2841 с индексом 8142-904-5210 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы по станции Пролетарская СКВ от 14.10.2018 N 982 (начало задержки), от 18.10.2018 N 989 (окончание задержки);
2. Отставление поезда N 2551 с индексом 4384-563-5210 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы по станции Шарданово СКВ от 14.10.2018 N 4 (начало задержки), от 15.10.2018 N 1/254 (окончание задержки); по станции Минеральные Воды СКВ от 16.10.2018 N 2/35714 (начало задержки), от 19.10.2018 N 2/36098 (окончание задержки);
3. Отставление поезда N 2823 с индексом 8142-907-5210 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы по станции Ильская СКВ от 14.10.2018 N 5225 (начало задержки), от 22.10.2018 N 1/1535 (окончание задержки);
По случаю "бросания" поезда индексом 8142-904-5210 ПАО "НМТП" уведомлено следующими извещениями:
- от 14.10.2018. N 9243 (поезд 8142-904-5210 задержан в 15 час. 38 мин.),
- от 18.10.2018 N 9366 (поезд 8142-904-5210 отправлен в 14 час. 44 мин.) по станции Пролетарская СКВ.
По случаю "бросания" поезда индексом 4384-563-5210 ПАО "НМТП" уведомлено следующими извещениями:
- от 14.10.2018 N 9232 (поезд 4384-563-5210 задержан в 8 час. 37 мин.),
- от 15.10.2018 N 9257 (поезд 4384-563-5210 отправлен в 3 час. 14 мин.) по станции Шарданово СКВ;
- от 14.10.2018 N 9232 (поезд 4384-563-5210 задержан в 8 час. 37 мин.),
- от 15.10.2018 N 9257 (поезд 4384-563-5210 отправлен в 3 час. 14 мин.) по станции Минеральные Воды СКВ.
По случаю "бросания" поезда индексом 8142-907-5210 ПАО "НМТП" уведомлено следующими извещениями:
- от 14.10.2018 N 9249 (поезд 8142-907-5210 задержан в 23 час. 33 мин.),
- от 22.10.2018 N 9486 (поезд 8142-907-5210 отправлен в 9 час. 17 мин.) по станции Ильская СКВ.
Соответствующими извещениями ОАО "РЖД" ПАО "НМТП" уведомлено о прибытии спорного состава на станцию назначения Новороссийск.
Основанием для отставления от движения вагонов явились акты общей формы от 14.10.2018 N 2843, от 14.10.2018 N 2850, составленные по станции "Новороссийск", удостоверяющие занятости путей ответчика операциями разгрузки-погрузки других вагонов с нарушением технологического срока оборота вагонов.
По прибытию отставленных от движения вагонов в адрес ПАО "НМТП", на станции "Новороссийск" для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, были составлены акты общей формы на вагоны в количестве 5 штук, следовавшие в составе поезда с индексом 8142-904-5210; в количестве 7 штук, следовавшие в составе поезда с индексом 4384-563-5210; в количестве 65 штук, следовавшие в составе поезда с индексом 8142-907-5210.
ОАО "РЖД" начислило плату за время нахождения железнодорожного подвижного состава на станциях "бросания" в размере 230 232,70 рублей.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке, истец направил в адрес ответчика претензии исх. N 18/393 от 16.11.2018, N 18/337 от 15.11.2018, N 18/371 от 16.11.2018 с расчетами и накопительными ведомостями с требованием об оплате 230 232 руб. 70 коп.
ПАО "НМТП" направило в адрес ОАО "РЖД" письма от 21.12.2018 N 2550-18/887, от 16.01.2019 N 2570-18/53 об отказе в удовлетворении требований.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд в оспариваемом решении необоснованно допустил расширенное толкование норм права и применил к спорным отношениям не обязательный к применению локальный акт ОАО "РЖД" отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по(номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Суд первой инстанции со ссылкой на судебную практику по аналогичным делам (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018) указал, что из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-т/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения Портом технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока- доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец в исковом заявлении, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы сведения о приемке ответчиком составов с аналогичным грузом в период бросания поездов как доказательство занятости путей необщего пользования, а также выставочных путей станции, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, ввиду состязательности сторон именно истец должен доказать свои исковые требования. Однако, анализ занятости путей ответчика, анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования истцом не представлен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что противоречит нормам права вывод суда о влиянии на технологический оборот вагонов фактов несоблюдение перевозчиком интервальности подачи вагонов на путь необщего пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела все ведомости представленные в дело подписаны портом с возражениями, в которых указано, что с временем указанным в п. 4, 5, ответчик не согласен ввиду нарушения истцом интервальности подачи вагонов.
Согласно пункту 3.9 Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ, заключенным между истцом и ответчиком, ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО "РЖД".
В графе 4 ведомостей указана дата и время подачи вагонов и дата и время завершения грузовой операции. В графе 5 ведомости указано общее время нахождения под грузовыми операциями.
Со стороны ответчика все ведомости подписаны (согласованы) с разногласиями следующего содержания: "не согласны с временем в графе N 4,5. Вагоны переданы порту без учета интервалов подач, что нарушает договор N 325/2".
В соответствии с пунктом 4 Договора N 325/498/17 от 27.03.2017:
- Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач.
- Вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
ОАО "РЖД" систематически нарушало условия договора в части соблюдения интервалов подач, прибывающих в адрес Порта вагонов; в нарушение условий договора производило расчет технологического срока оборота вагонов с момента их фактической передачи, а не с момента наступления очередного интервала подач.
Порядок эксплуатации пути необщего пользования, закрепленный в Договоре N 325/2 от 27.03.2017, предусматривает определенные взаимные обязательства сторон, позволяющие соблюсти баланс их интересов после прибытия груза в адрес грузополучателя в том или ином объеме.
В соответствии с пунктом 6 Договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции Дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018 - приложение к отзыву ответчика - т.1 л.д.280) передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30 единиц) и интервалами подач, установленных по каждому району Владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 минут)
Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 минут);
Западный район - 3,3 часа (3 часа 20 минут).
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен Владелец. Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
Согласно пункту 7 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: (1) по заявкам ответчика, (2) с учетом установленных интервалов и (3) в количестве вагонов, не превышающим единовременную подачу (пункты 6-7 Договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика. При этом в спорный период вышеуказанные обязательства истец нарушал систематически.
Судебным актом по делу А53-2548/2020 установлена правомерность заявленных требований Порта в связи с неисполнением ОАО "РЖД" своих обязательств по договору N 325/2 от 27.03.2017 за октябрь 2018 в связи с несвоевременной уборкой порожних вагонов истцом.
Ответчик вправе рассчитывать на то, что при исполнении своих гражданских обязанностей в рамках отношений по перевозке, истец намерен соблюдать условия по подаче и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ними Договором N 325/2 от 27.03.2017. В данном случае, речь идет (1) о приеме к перевозке груза в объеме, соответствующем техническим возможностям накопления вагонов на станции назначения; (2) о соблюдении истцом интервальности подач и единовременного количества и номенклатуры подач вагонов в адрес ответчика (3) о своевременности уборки вагонов истцом при завершении портом разгрузочных операций.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача и уборка данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
В условиях невыполнения истцом своих договорных обязательств, влекущих нарушение ритмичности подач вагонов в адрес ответчика, его требования по выполнению последним технологического срока оборота вагонов, переданных на пути необщего пользования с нарушением порядка их передачи и с нарушением правил расчета данного срока, не отвечают общим принципам гражданского оборота, основанным на равенстве участников гражданского оборота.
Кроме того, согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В материалы дела представлены справки от 21.10.2018 N 6684, от 11.10.2018 N 663 о состоянии погоды, свидетельствующие о том, что в момент задержки поездов действовали неблагоприятные погодные условия, препятствующие безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ в порту Новороссийск.
Истец, в апелляционной жалобе указывая, что данные справки являются недопустимым доказательством, в свою очередь не приводит доказательств, свидетельствующих о том, что погодные условия в период с 10 октября 2018 по 18 октября 2018 не препятствовали ответчику производить погрузочно-разгрузочные работы в отношении вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает, что наличие неблагоприятных погодных условий подтверждается самой железной дорогой, которая 13.10.2018 N 19391 ввела конвенционные ограничения в период с 13.10.2018 по 16.10.2018 в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Истец в соответствии с телеграммой от 13.10.2018 на основании части 4 статьи 29 Устава ввел ограничение погрузки грузов.
В телеграмме от 13.10.2018 указано на то, что в связи с неблагоприятными погодными условиями, невозможностью швартовки судов и необеспечением по этим причинам выгрузки вагонов, запрещена погрузка железной руды и каменного угля назначением на ст. Новороссийск-эксп. (код 52100), Новороссийск (код 52090) СКав.ж.д. в адрес всех грузополучателей сроком на трое суток до 16.10.2018 включительно. В рассматриваемом случае общество является грузополучателем груза, следовательно, вагоны, вышедшие от грузоотправителя, должны были быть приняты ответчиком. Таким образом, следующие в адрес ответчика вагоны простаивали в спорный период на путях общего пользования в связи с погодными условиями и введением железной дорогой конвенционных ограничений погрузки грузов, то есть по причинам, не зависящим от грузополучателя.
Время действия ограничения, начавшееся с 13.10.2018 по погодным условиям, повлекло за собой необеспечение своевременной выгрузки последующих партий вагонов и наличие отставленных от движения поездов (поезд 8142-904-5210 отстранен от движения 14.10.2018 в 15:38, поезд 4384-563-5210 отстанен от движения 14.10.2018 в 08:37,поезд 8142-907-5210 отстранен от движения 14.10.2018 в 23-33). Поскольку оставленные от движения вагоны с очевидностью простаивали на путях общего пользования в связи с введенными конвенционными ограничениями, у истца отсутствовали основания для взимания предъявленной ко взысканию платы (аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного округа Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2017 по делу N А32- 41416/2016).
Согласно п. 4.2.4. ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2) работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке-отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина. Конкретное значение предельной скорости ветра для каждого крана должно быть установлено приказом по порту.
Приказом ПАО "НМТП" от 07.03.2018 N 347 "О режиме работы грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) в неблагоприятных метеорологических условиях" в п. 1.2. указано предельно допустимые значения скорости ветра (с учетом порывов), при которых возможно проведение работ, при этом в п.1.6. Приказа указано о приостановке работ и не допустимости эксплуатации машин при достижении значений, указанных в паспортных данных.
В период задержки поездов 14.10.2018 на промежуточных станциях Пролетарская, Минеральные воды, Ильская скорость ветра достигала 15-20 м/с, с порывами 25-28 м/с, что препятствовало производству работ в соответствии с приказом от 07.03.2018 N 347. Аналогичная погодная ситуация отмечалась в период с 15.10.2018 по 18.10.2018 (т.е. до истечения расчетного срока доставки вагонов).
Относительно задержки 62 вагонов, следовавших в составе поезда 2841 индекс 8142-904-5210, на станции Пролетарская СКЖД в период с 14.10.2018 по 18.10.2018, суд установил следующее.
Расчет платы за нахождение на ж/д путях общего пользования предоставлен ОАО "РЖД" только в отношении 5 вагонов (акты общей формы N 15/18959, N 15/18960, N 15/18961, N 15/18962, N 15/18963.) В материалы дела не представлены телефонограммы, оперативные приказы об оставлении от движения/поднятии состава N 2841 индекс 8142-904-5210 не содержат подписей должностных лиц ОАО "РЖД".
Извещение N 9243 от 14.10.2018 получено ПАО "НМТП" 15.10.2018. Срок доставки 5 вагонов истекал 16.10.2018. В извещении портом была изложена просьба о подводе состава до 16.10.2018 во избежание нарушения срока доставки вагонов. Порт не отказывался от приемки вагонов.
В сутки истечения срока доставки вагонов (16.10.2018), по инициативе перевозчика, был подведен иной состав N 8142-895-5210, с аналогичным грузом, с имеющимся запасом срока доставки.
В сутки задержки 14.10.2018 и на протяжении последующих суток станция назначения принимала составы с грузом чугун Новотроицк (поезда N 8142-865-5210 65 вагонов, N 8142-894-5210 65 вагонов, N 8142-911-5210 64 вагонов, N 8142-889-5210 65 вагонов, N 8142-909-5210 64 вагонов), погруженные позже задержанного состава с имеющимся запасом срока доставки, при этом, осуществляя подвод указанных составов, истец "отставлял" от движения составы с истекающим сроком доставки груза.
Таким образом, нарушение сроков доставки вагонов обусловлено недобросовестным поведением перевозчика, который при наличии технической возможности порта принять состав, осуществлял подвод иных составов с имеющимся запасом срока доставки.
Кроме того, в сутки задержки вагонов в составе поезда N 2841 индекс 8142-904-5210 и на протяжении последующих суток, вплоть до 18.10.2018, интенсивность выгрузки вагонов была значительно снижена, по причине обстоятельств непреодолимой силы (в указанный период действовали штормовые предупреждения NN 144, 146), что подтверждается справками о состоянии погоды от 11.10.2018 N 663 и от 21.10.2018 N 6684, телеграммой ОАО "РЖД" от 13.10.2018 о наличии неблагоприятных погодных условий.
Согласно представленной в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов N 2103444 ПАО "НМТП" допускались случаи как нарушения технологического срока оборота вагонов, так и случаи досрочной обработки вагонов (16 вагонов со значительным опережением технологического срока обработки вагонов).
При этом в сутки поднятия "брошенного состава" также наблюдались случаи как нарушения технологического срока оборота вагонов, так и случаи досрочной обработки вагонов.
Указанное свидетельствует об отсутствии фактической связи между нарушением технологического срока оборота вагонов и причиной оставления от движения/поднятия спорных вагонов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018) передача вагонов на пути необщего пользования производится с интервалами подач, установленных по Восточному району - 2,7 часа (2 ч. 45 мин.), Центральному району - 2,2 часа (2 часа 15 мин), по Западному району 3, 3 часа (3 часа 20 минут) Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен Владелец. Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
Согласно пункту 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема прибывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: (1) по заявкам ответчика, (2) с учетом установленных интервалов и (3) в количестве вагонов, не превышающем единовременную подачу (пункты 6 - 7 договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
В виду ограниченной вместимости пути необщего пользования, на занятость данного пути влияет не объем прибывшего в адрес грузополучателя груза и не беспрерывность его подачи, а ритмичность подачи вагонов перевозчиком, исходя из заявленной грузополучателем к подаче номенклатуры грузов и с учетом того, что заявленная номенклатура определяется последним исходя из действительной загрузки фронта погрузки/выгрузки грузом определенного вида в конкретный интервал.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Между тем, из представленных в материалы дела ведомостей подачи и уборки вагонов усматривается нарушение условий договора ОАО "РЖД" (не обеспечена интервальность подачи вагонов).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершения приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Из представленной ведомости подачи и уборки вагонов N 103444 следует, что в 19-45 14.10.2018 места выгрузки были освобождены.
Из представленной ведомости подачи и уборки вагонов N 103444 следует, что в 19-45 14.10.2018 были освобождены 13 мест выгрузки, в 22-30 были освобождены 26 мест выгрузки, 23-10 14.10.2018 были освобождены 17 мест выгрузки.
Таким образом, на момент бросания поезда 23-30 14.10.2018 места выгрузки были свободны, что позволяло истцу не осуществлять задержку состава N 2025 индекс 8142-907-5210 на промежуточной станции.
Таким образом, подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что противоречит нормам права вывод суда о влиянии на технологический оборот вагонов фактов несоблюдения перевозчиком своих обязательств по договору.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что несостоятелен вывод суда в решении о наличии неблагоприятных погодных условиях для погрузки-выгрузки вагонов на пути необщего пользования, что явилось причиной несоблюдения и технологического оборота вагонов, также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Судом установлено, что на момент задержки вагонов действовало штормовое предупреждение и погодные условия не позволяли безопасно проводить погрузочные операции (скорость ветра достигала 20-25 м/с), что также подтверждается справкой Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 21.10.2018, приложенной к отзыву на апелляционную жалобу.
Относительно задержки 65 вагонов поезда N 2025 индекс 8142-907-5210 на станции Ильская СКВ в период с 14.10.2018 по 22.10.2018, судом установлено следующее.
Извещение о задержке состава поезда N 2025 индекс 8142-907-5210 на станции Ильская СКВ N 9249 от 14.10.2018 получено ПАО "НМТП" только 16.10.2018, что не позволяло повлиять на сложившуюся ситуацию, поскольку на момент получения портом уведомления о задержке состава (16.10.2018) срок доставки 57 вагонов (15.10.2018), перечисленных в извещении, уже истек (акты общей формы 15/19270, 15/19271, 15/19272, 15/19723, 15/19724, 15/19275, 15/19276, 15/19277, 15/19278, 15/19279, 15/19280, 15/19281, 15/19283, 15/19284, 15/19345, 15/19346,15/19347, 15/19348, 15/19349,15/19350, 15/19351, 15/19352, 15/19353, 15/19354, 15/19355, 15/19356, 15/19357, 15/19358, 15/19359, 15/19360, 15/19361, 15/19362, 15/19363, 15/19364, 15/19365, 15/19366, 15/19367, 15/19368, 15/19369, 15/19370, 15/19372, 15/19373, 15/19374, 15/19375, 15/19376, 15/19377, 15/19378, 15/19379, 15/19380, 15/19381, 15/19382, 15/19383, 15/19384, 15/19385, 15/19386).
При этом, в извещении N 9249 от 14.10.2018 указаны иные сроки доставки по 8 вагонам - 19.10.2018, по 57 вагонам - 16.10.2018, что не соответствует представленным дорожным ведомостям (сроки 18.10.2018 и 15.10.2018 соответственно).
В период задержки спорных вагонов порт принимал составы с грузом чугун Новотроицк: NN 8142-895-5210, 8142-894-5210, 8142-889-5210, 8142-901-5210, 8142-901-5210, 8142-904-5210, 8142-903-5210, 8142-905-5210, при этом, портом принимались составы, погруженные позже задержанного поезда N 2025 индекс 8142-907-5210 и с имеющимся запасом срока доставки (NN 8142-911-5210, 8142-909-5210), что свидетельствует о возможности порта принять спорные вагоны.
Таким образом, как указывает ответчик, нарушение сроков доставки вагонов обусловлено недобросовестным поведением перевозчика, который при наличии технической возможности порта принять состав, осуществлял подвод иных составов с имеющимся запасом срока доставки.
Кроме того, в сутки задержки вагонов в составе поезда N 2841 индекс 8142-904-5210 и на протяжении последующих суток вплоть до 18.10.2018 интенсивность выгрузки вагонов была значительно снижена, по причине обстоятельств непреодолимой силы (в указанный период действовали штормовые предупреждения NN 144, 146), что подтверждается справками о состоянии погоды от 11.10.2018 N 663 и от 21.10.2018 N 6684, телеграммой ОАО "РЖД" от 13.10.2018 о наличии неблагоприятных погодных условий.
Более того, срок доставки вагонов был увеличен на одни сутки вследствие отсутствия (ожидания) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП".
Согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов NN 2103444, 103446 Ответчиком допускались случаи как нарушения технологического срока оборота вагонов, так и случаи досрочной обработки вагонов.
Истцом в материалы дела не представлены ведомости подачи и уборки вагонов, свидетельствующие о нарушении технологического срока оборота вагонов за весь период задержки поезда N 2025 индекс 8142-907-5210 вплоть до момента его поднятия 22.10.2018.
Относительно задержки 64 вагонов поезда 3010 индекс 4384-563-5210 на станции Шарданово СКЕЗ в период с 14.10.2018 по 15.10.2018, на станции Минеральные воды СКВ в период с 16.10.2018 по 19.10.2018.
Из представленного расчета платы за нахождение на ж/д путях общего пользования следует, что спор возник в отношении 7 вагонов (акт общей формы 15/18901).
В соответствии с дорожной ведомостью N ЭЯ214719 срок доставки истекал 14.10.2018, т.е. в момент задержания поезда 3010 индекс 4384-563-5210 на станции Шарданово СКВ срок доставки уже истек, вследствие чего, ответственность грузополучателя за задержку вагонов на промежуточных станциях отсутствует.
Извещение N 9232 от 14.10.2018 получено портом только 15.10.2018, т.е. за пределами срока доставки вагонов, таким образом, порт никак не мог повлиять на ситуацию и ускорить подвод состава, вследствие ненадлежащего информирования со стороны перевозчика.
Согласно акту общей формы N 19/15244 от 21.10.2018 вагоны, следовавшие по накладной N ЭЯ214719, также задержаны на станции Георгиевск СКВ 15.10.2018, Минеральные воды СКВ 16.10.2018, Отрадо-Кубанская СКВ 20.10.2018 в связи с отсутствием ожиданием локомотива, что вызвало увеличение срока доставки вагонов на срок 3 суток и не связано с ответственностью грузополучателя.
Кроме того, в сутки задержки вагонов в составе поезда N 3010 индекс 4384-563-5210 и на протяжении последующих суток вплоть до 18.10.2018 интенсивность выгрузки вагонов была значительно снижена, по причине обстоятельств непреодолимой силы (в указанный период действовали штормовые предупреждения NN 144, 146), что подтверждается справками о состоянии погоды от 11.10.2018 N 663 и от 21.10.2018 N 6684, телеграммой ОАО "РЖД" от 13.10.2018 о наличии неблагоприятных погодных условий.
Согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов NN 2103444, 103446 Ответчиком допускались случаи как нарушения технологического срока оборота вагонов, так и случаи досрочной обработки вагонов.
Истцом в материалы дела не представлены ведомости подачи и уборки вагонов, свидетельствующие о нарушении технологического срока оборота вагонов за весь период задержки поезда N 3010 индекс 4384-563-5210 вплоть до момента его поднятия 18.10.2018 В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершения приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Из представленной ведомости подачи и уборки вагонов N 103444 следует, что в 19-45 14.10.2018 места выгрузки были освобождены.
Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что в соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 истец обязан был "поднять" спорный ж/д состав в связи с освобождением мест выгрузки. Вместе с тем, в нарушение действующих нормативных документов истец данную обязанность не выполнил.
В обоснование исковых требований истец ссылается на Акты общей формы.
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы, тем более подписанный ответчиком с возражениями, не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
Согласно п. 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к рассматриваемому спору ОАО "РЖД" было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период задержка вагонов на ж/д путях общего пользования происходил по вине ПАО "НМТП", ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.
При этом нарушение сроков доставки подтверждается транспортной железнодорожной накладной, которая в соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки грузов.
Согласно п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 07 августа 2015 года N 245, указано, что исчисление сроков доставки груза начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Транспортные железнодорожные накладные, без которых, в отсутствие иных доказательств, невозможно определить наличие либо отсутствие факта нарушения срока доставки грузов, истцом в материалы дела не представлены.
Таким образом, истцом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в подтверждение доводов о том, что пути были заняты по причине, зависящей от ответчика.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 по делу N А32-50297/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50297/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"