г. Москва |
|
20 апреля 2020 г. |
Дело N А40-274122/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
АО "РН-ТРАНС" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 января 2020 года, принятое судьей Ереминой И.И., в порядке упрощенного производства по делу N А40-274122/19, по исковому заявлению АО "РН-ТРАНС" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании неосновательного обогащения в размере 57 836 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о взыскании неосновательного обогащения в размере 57 836 руб. 00 коп.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
9 мая 2019 г. Железной дорогой был принят к перевозке в международном железнодорожном сообщении груженный дистиллятами нефти вагон N 55346522 по накладной N 51922525. перевозимый повагонной отправкой, со станции отправления Новоуфимская до станции назначения Котка Муссало Финляндской железной дороги с передачей международному перевозчику на станции Бусловская (эксп.).
Между АО "РН-Транс" и ОАО "РЖД" 05 сентября 2017 было заключено соглашение N ЭР/259 об организации расчетов (далее - Соглашение).
Согласно п. 1.1. Соглашения, его предметом являются взаимоотношения Сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом (АО "РН-Транс") провозных платежей, сборов, штрафов и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием ЕЛС Клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов.
В соответствии с п. 1.2 Соглашения АО "РН-Транс" присвоен код плательщика 1000271627, указываемый в перевозочных и иных документах.
В соответствии с расчетом, в июне 2019 г. Ответчик списал с ЕЛС Истца денежные средства за перевозку вагона Истца в размере 57 836 руб.
Разница в расчетах, составляющая сумму неосновательного обогащения, обусловлена тем, что Ответчик допустил, по мнению Истца, нарушения при расчете ломаного тарифа за пробег вагона N 55346522, отцепленного в ремонт по техническим неисправностям, обнаруженным в пути следования.
Истец полагает, что Ответчик неправомерно списал денежные средства в связи с тем, что фактически ремонт не был осуществлен, а вагоны ошибочно направлены в ремонт по вине Железной дороги, поэтому расходы в связи с фактическим увеличением расстояния перевозки должны быть возложены на ОАО "РЖД".
Свои требования Истец основывает на положениях статей 784. 790. 1102 ГК РФ. статьи 25 УЖТ РФ.
Железная дорога полагает доводы искового заявления не основанными на действующем законодательстве, не соответствующими сложившейся судебно-арбитражной практике и фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежащими отклонению с учетом следующего:
Спорный вагон N 55346522, предъявленный к перевозке повагонной отправкой, был приняты перевозчиком согласно оформленным перевозочным документам.
В процессе осуществления перевозки ответчиком была обнаружена эксплуатационная неисправность "Выщербина обода колеса", препятствующая дальнейшей эксплуатации вагона. В связи с необходимостью ее устранения вагон был отцеплен и направлен на железнодорожную станцию ремонта, не являющуюся станцией отцепки, а после осуществления ремонта - на железнодорожную станцию назначения, что подтверждается актами общей формы.
Затем вагон был повторно отправлен в ремонт по причине выявления неисправности "Неравномерный прокат по кругу катания выше нормы".
В результате непринятия вагона получателем, последующей отцепки и направления вагона на железнодорожную станцию ремонта, повторного непринятия по причине вновь возникшей неисправности и повторной отправки расстояние перевозки фактически увеличилось, кроме того, увеличился срок доставки.
Передислокация вагонов со станции Бусловская (эксп.) к пункту технического обслуживания станции Бусловская для устранения неисправности "Выщербина" (код 107 Классификатора КЖА 2005 04. утв. Комиссией СЖТ СНГ, протоколом от 23-25 марта 2004), эксплуатационный характер которой сторонами не оспаривается, подтверждается актами общей формы N 1/678, 1/1772. Такая неисправность является причиной для возврата вагонов перевозчику без права отказа во исполнение "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении" от 28.04.2015.
После обнаружения перевозчиком обстоятельств, потребовавших перерасчет стоимости перевозки, им был произведен добор провозной платы и с ЕЛС истца списаны дополнительные денежные средства в счет оплаты провозных платежей в связи с увеличением расстояния перевозки указанных вагонов.
Вытекающие из Соглашения правоотношения сторон регулируются законодательством о перевозках. Так, ОАО "РЖД" руководствовалось положениями статьи 1 УЖТ РФ и статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", согласно которым отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, участниками этих отношений.
Согласно статье 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Тарифы на перевозку грузов по российским железным дорогам установлены прейскурантом N 10-01. утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ N 47-т/5 от 17 июня 2003 г. "Об утверждении прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (далее - Прейскурант N 10-01).
Действующим законодательством не исключена возможность перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость: статьей 30 УЖТ РФ установлено, что плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов для перевозки. Окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов.
Пунктом 39.4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29 "Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте" утверждено, что по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В соответствии с названным приказом в случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика. кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
В качестве квалифицирующих оснований перерасчета провозной платы установлены отсутствие вины перевозчика в возникновении спорных неисправностей и факт увеличения суммарного расстояния перевозки груза в связи с выполнением текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности.
Как было указано, в рамках настоящего спора отсутствие вины перевозчика в выявленных неисправностях, а также увеличение фактически пройденного расстояния сторонами не оспаривается.
Надлежащее проведение Железной дорогой технического обслуживания спорных вагонов в процессе перевозки подтверждается выпиской из журнала по форме ВУ-14. свидетельствующей о своевременном и полном прохождении технического обслуживания вагона на территории РФ в рамках гарантийного участка и до передачи на территорию иностранного государства.
В случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности, перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза (п. 8 Правил N 32).
Выявление неисправностей грузового вагона подтверждается актами общей формы:
N 1/678 от 01.06.2019. 1/1772 от 13.06.2019. являющимися в силу положений п. 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, документами, надлежащим образом удостоверяющими обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников перевозочного процесса.
Отправка спорных вагонов в ремонт подтверждается архивом вагона N 55346522 за период с 05.05.2019 по 30.06.2019, в соответствии с которым 02.06.2019 и 20.06.2019 были произведены ремонты вагона на станции Бусловская.
В соответствии с п. 3.2.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ред. от 18.05.2012 (Утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21- 22.05.2009) запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны при обнаружении выщербины на поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов.
Железная дорога обращает внимание суда на то, что доводы Истца относительно взаимосвязи добора провозной платы от фактического осуществления ремонта не состоятельны, так как отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов (Определение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2016 г. N 305-ЭС15-18668 по делу N А40-202901/2014).
Данные обстоятельства обеспечения транспортной безопасности предусмотрены как положениями Приказа Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ", положениями п. 7. 8 Приказа Минтранса России от 26.02.2015 N 32 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной" (далее - Правила N 32). так и положениями гл. 9 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 39 (далее - Правила N 39).
Поскольку необходимость отцепки в ремонт подтверждается представленными в материалы дела перевозочными документами, свидетельствующими об отсутствии вины перевозчика в технической неисправности спорных вагонов, дополнительная провозная плата была правомерно начислена в соответствии с Прейскурантом N 10-01.
В соответствии с положениями ст. 3 Федеральный закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется как национальным законодательством, так и международными правовыми актами. При этом, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
Поскольку перевозка груза осуществлялась в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении между железными дорогами Российской Федерации и Финляндской Республики, к спорным правоотношениям настоящему применимы положения "(Оглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении" от 28.04.2015.
В соответствии с пунктом 9 статьи 60 указанного Соглашения, единица подвижного состава, не соответствующая требованиям настоящего Соглашения или заключенных на его основе договоров либо других соглашений, в том числе о перевозке опасных грузов, должна быть возвращена принимающим перевозчиком. Сдающий перевозчик обязан принять возвращенную на указанном основании единицу подвижного состава.
В нарушение данной нормы, истом не доказан факт совершения ОАО "РЖД" противоправных действий, размер неосновательно списанных денежных средств и наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и возникшим обогащением.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2020 года по делу N А40-274122/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья В.Р. Валиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-274122/2019
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"