г. Москва |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А40-278898/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 января 2020 года
по делу N А40-278898/19, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью Компания "ТрансЛогистик"
(ОГРН: 1155024009579; юр. адрес: 143405, обл. Московская, г. Красногорск, ш. Ильинское, д. 1А)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании неустойки в размере 456 231 рубля 98 копеек
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ТрансЛогистик" (далее - ООО "ТрансЛогистик", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик)
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.01.2020 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика 364 985 рублей 59 копеек неустойки, в остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил изменить принятый по существу заявленных требований судебный акт.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, по накладным СМГС на отправки N N 39624614, 39634050, 39621974, 39570569, 39592126, 39441035, 39489810, 39517867, 39489786, 39487137, 39695267, 39597331, 39579651, 39606736 (139 полувагона) доставлялся груз (щебень гранитный не поименованный в алфавите) в адрес ООО Компания "ТрансЛогистик" с нарушением срока доставки. Доставку груза осуществляли два перевозчика: ПАО "УЗ" и ОАО "РЖД". Груз принимался к перевозке от ООО "ККНИ "Технобуд" со станции отправления "Клесов", грузополучателем являлось ООО Компания "ТрансЛогистик", станция назначения - "Аэропорт". Провозная плата перевозчику ОАО "РЖД" за провоз груза по территории РФ указана в графе "Провозная плата РЖД" Приложения N 1 "Расчет исковых требований", а также подтверждается сведениями, указанными в графе N 58 "Оригинал накладной (для получателя)" из системы ЭТРАН.
Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении производится на условиях соглашения "О международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)". Договор перевозки был оформлен накладной единого образца, по правилам, предусмотренным СМГС. Течение срока доставки груза начинается с 0.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считают за полные.
Срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в ст. 24 СМГС. Срок доставки груза определяется исходя из следующих норм: - для контейнеров - 1 сутки на каждые начатые 150 км; - для остальных отправок - 1 сутки на каждые начатые 200 км. Срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза.
Согласно положениям статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС).
Дата заключения договора перевозки по каждой накладной указана в графе "Дата отправки" Приложения N 1 "Расчет исковых требований" (графа 26 накладной), течение сроков доставки начинается с 0.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, дата истечения срока доставки по всем накладным указана в графе "Срок доставки" Приложения N 1 "Расчет исковых требований", дата доставки груза по спорным накладным указана в графе "Дата прибытия" Приложения N 1 "Расчет исковых требований", количество дней просрочки срока доставки груза по всем накладным указано в графе "Общая просрочка" Приложения N 1 "Расчет исковых требований". Расчет срока доставки по спорным перевозкам:
По маршруту ст. "Клесов" УЗ - ст. "Аэропорт" МСК срок на перевозку должен составлять 7 суток: общее расстояние перевозки 1123 км: 645 км. по территории Украины + 478 км. по территории Российской Федерации. В соответствии с § 2 ст. 24 СМГС 1 сутки на каждые начатые 200 км.: 1123 км./200 км. в сутки = 6 суток, § 3 ст. 24 СМГС 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза.
Всего: 6 суток (по расстоянию в 1123 км) + 1 сутки, связанных с отправлением груза = 7 суток срока доставки.
Согласно ст. 45 СМГС если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, исчисленный в соответствии со ст. 24 СМГС, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Из железнодорожных накладных на спорные отправки следует, что согласно отметкам перевозчика ОАО "РЖД" о проследовании вагонов пограничной станции "Суземка" (графах N 34 Листа 6 накладной СМГС "Уведомление о прибытии груза"), груз по отправкам покинул территорию Украины вовремя, при это по всем отправкам просрочка сроков доставки груза произошла при перевозочном процессе, выполняемым ОАО "РЖД" с превышением срока доставки от 1 до 8 суток. Доля просрочки доставки груза от общего срока доставки указана в графе "Доля превышения срока доставки" Приложения N 1 "Расчет исковых требований". Общий размер неустойки за превышение срока доставки груза ОАО "РЖД" составляет 456 231 рубль 98 копеек, рассчитанный в порядке ст. 45 СМГС.
Согласно ст. 46 СМГС право предъявления претензии к перевозчику принадлежит отправителю и получателю.
Претензии истца N N 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 от 18 июля 2019 года по уплате возмещения за превышение срока доставки груза в виде неустойки были направлены ответчику 19 июля 2019 года, что подтверждается копией почтовой описи и почтовой квитанции. Претензии были получены ответчиком 23.07.2019 (подтверждается распечаткой об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта Почты России). Ответчик претензии добровольно не удовлетворил, сославшись на отсутствие наступивших неблагоприятных последствий и несоразмерности последствиям нарушения обязательства (ответы ОАО "РЖД" NNТЦФТОПР-19/1215, ТЦФТОПР-19/1216, ТЦФТОПР-19/1217, ТЦФТОПР-19/1218, ТЦФТОПР-19/1219, ТЦФТОПР-19/1220, ТЦФТОПР-19/1221, ТЦФТОПР-19/1222, от 01.10.2019, ТЦФТОПР - 19/1219, ТЦФТОПР - 19/1223, ТЦФТОПР -19/1224, ТЦФТОПР - 19/1226, ТЦФТОПР - 19/1227, ТЦФТОПР-19/1228, ТЦФТОПР-19/1229 от 04.10.2019), данные ответы были получены истцом 14.10.2019 (подтверждается копиями почтовых конвертов с почтовым идентификаторами и распечатками об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта Почты России). В силу ст. 45 СМГС приведенные доводы со стороны ОАО "РЖД" не могут являться основанием для освобождения от ответственности перевозчика за несвоевременную доставку груза.
Согласно ст. 47 СМГС иск может быть предъявлен только после предъявления соответствующей претензии и только к тому перевозчику, к которому была предъявлена претензия. Право предъявления иска на основании настоящего Соглашения принадлежит тому лицу, которое имеет право предъявить претензию к перевозчику. Иск предъявляется в надлежащий судебный орган по месту нахождения ответчика.
Частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно абзацу 1 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. В соответствии с частью 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.
Соглашением о международном грузовом сообщении устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1.
Согласно ст. 5 СМГС при отсутствии соответствующих положений в настоящем Соглашении применяется национальное законодательство той стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.
Таким образом, в результате несвоевременной доставки вагонов на перевозчика возлагается обязанность по оплате в пользу истцу пени в размере 456 231 рубля 98 копеек.
По заявлению ответчика, исходя из конкретных обстоятельств настоящего спора, суд первой инстанции признал размер взыскиваемой неустойки несоразмерной последствиям нарушенного ответчиком обязательства и снизил размер неустойки до 364 985 рублей 59 копеек.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда по существу спора и подлежат отклонению.
Доводы ответчика о неверном расчете срока доставки по спорным отправкам противоречат положениям СМГС и основаны на необходимости расчета срока доставки груза, исходя не из общего расстояния перевозки, а исходя из расстояния перевозки каждой железнодорожной администрации в отдельности.
При этом, проверив расчёт, суд апелляционной инстанции отмечает, что расчет срока доставки по спорным перевозкам в соответствии со ст. 24 СМГС и по существу ответчиком не оспорен.
Довода ОАО "РЖД" о необходимости увеличения срока доставки груза по отправкам N N 39624614, 39634050, 39621974, 39592126, 39597331, 39579651, 39606736 подлежит отклонению исходя из следующего.
Так, ответчик указывает, что необходимо увеличить срок доставки груза по спорным отправкам, поскольку вагоны были задержаны в пути следования в связи с невозможностью приема станцией назначения Аэропорт по причинам, зависящим от истца. При этом в жалобе ответчик не раскрыл причины, основания и обстоятельства, дающие право на продление срока доставки спорных отправок.
У ответчика отсутствовали основания для задержки вагонов в пути следования. В материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии причин, зависящих от истца, приведших к задержке вагонов в пути следования.
Истцом не нарушались технологические нормы на выгрузку вагонов, установленные договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/9 от 04.09.2017 г.
Кроме того, ответчик в нарушение п.4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Далее - Правила эксплуатации) не извещал истца о задержке и отправлении спорных вагонов.
Кроме того, документы, на которые ссылается ответчик (акты общей формы, уведомления, за исключением актов общей формы N N 1903, 2550) не представлялись истцу в период задержки вагонов. При этом АОФ N N 1903, 2550 были переданы истцу нарочно только 29.08.2019 и 20.09.2019. При этом, что спорные отправки прибывали в период 09.07.2019 и 14.07.2019.
Так, из материалов дела следует, что у ответчика отсутствовали основания для задержки вагонов в пути следования. В материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии причин, зависящих от нашей организации, приведших к задержке вагонов в пути следования.
Исходя из вышеуказанного, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 января 2020 года по делу N А40-278898/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.А. Птанская
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278898/2019
Истец: ООО КОМПАНИЯ "ТРАНСЛОГИСТИК"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"