г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2020 г. |
Дело N А56-123913/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7626/2020) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2020 по делу N А56-123913/2019(судья Раннева Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "ЛПХ "Сияние"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛПХ "Сияние" (ОГРН 1026901780971; далее -истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; далее - ответчик) о взыскании 789 543, 06 руб. неустойки за просрочку доставки порожних вагонов
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 01.03.2020 исковые требования частично. С ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "ЛПХ "Сияние" взыскано 741 084, 54 руб. неустойки за просрочку доставки порожних вагонов и 15 746 руб. судебных расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что истцом не доказан факт и период просрочки доставки вагонов по накладным, следовавшим по Российско-Финляндскому Соглашению; расчет неустойки произведен неверно; по части накладных истцом допущено повторное предъявление требований и ошибка в расчете доли просрочки; в остальной части имеются основания для снижения неустойки согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛПХ "Сияние" является грузополучателем от грузоотправителя по железной дороге перевозчиком - ОАО "Российские железные дороги" порожних платформ, не принадлежащих перевозчику.
Истцом в настоящем иске предъявлена ко взысканию неустойка за просрочку доставки порожних вагонов, перевозимых в транспортном сообщении по территории Российской Федерации, в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении.
ООО "ЛПХ" Сияние" в адрес ОАО "РЖД" были выставлены претензии: от 31.01.2019 (получена Ответчиком 12.02.2019), от 04.03.2019 (получена Ответчиком 15.03.2019) и от 12.03.2019 (получена Ответчиком 20.03.2019), в которых содержались требования об уплате неустойки, вызванной несвоевременной доставкой порожних вагонов, в частности, по электронным накладным: ЭВ623688, ЭГ657349, ЭГ657375, ЭГ730816, ЭГ736261, ЭД108121, ЭД286191, ЭД423748, ЭД465543, ЭД829171, ЭД855607, ЭЕ051359, ЭЕ103781, ЭЕ216810. Ответчик отказался удовлетворить заявленные требования.
Расчет сроков просрочки доставки порожних вагонов и суммы пени в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
ООО "ЛПХ" Сияние" в адрес ОАО "РЖД" была выставлены претензии: от 31.01.2019 (получены Ответчиком 12.02.2019) и от 04.03.2019 (получена Ответчиком 15.03.2019), в которых содержалось требование об уплате неустойки, вызванной несвоевременной доставкой порожних вагонов в частности по электронным накладным: 115709, 116054, 116512, 116515, 117000,117047,117117, 117147, 117287,117447,117749, 117875,118436, 118581, 118787, 118864, 119024, 119025, 119179, 119180. Ответчик отказался удовлетворить заявленные требования.
Расчет сроков просрочки доставки порожних вагонов и суммы пени в соответствии с Российско-Финляндским соглашением о прямом международном железнодорожном сообщении (Соглашение).
Перевозки осуществлялись по электронным накладным; на перевозку порожних платформ грузоотправителю не выдавалась квитанция о приеме груза, поскольку в электронной системе ЭТРАН отсутствуют сведения о выдаче квитанции о приеме для перевозки грузоотправителю. Кроме того, ОАО "РЖД" (перевозчик), являясь обладателем системы ЭТРАН, имеет неограниченный доступ к электронным документам и имеет возможность произвести проверку сроков доставки грузов (порожних платформ).
Согласно телеграмме ОДО "РЖД" от 05.03.2010 N ЦФТОПР-18/108/ЦФ-16/14/ЦДМ-8/45 основным условием заключения договора перевозки, при наличии указанных договоров (соглашений), является оформление перевозочных документов посредством АС ЭТРАН в электронном виде, подписанных уполномоченными представителями сторон ЭЦП. При этом установлено, что используемые в АС ЭТРАН электронные документы, заверенные ЭЦП, признаются эквивалентными соответствующим бумажным документам и порождают аналогичные им права и обязанности сторон. Используемые при оформлении электронных перевозочных и иных документов сертифицированные средства защиты информации, электронные цифровые подписи признаны соглашением достаточными гарантиями его подлинности.
Уточнив исковые требования, истец указал на допущенные технические и арифметические ошибки при расчете суммы заявленных требований.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, находит основания для изменения решения.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области ж.д. транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
В силу статья 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Статьями 39 и 119 УЖТ РФ предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Перевозка по спорным накладным регулируется "Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении" (заключено в г. Санкт-Петербурге 28.04.2015 (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 1 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении" (заключено в г. Санкт-Петербурге 28.04.2015, вступило в силу и действует с 22.12.2016) предусмотрено, что Соглашение регулирует прямое международное железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (далее - прямое международное железнодорожное сообщение).
Пунктом 2 статьи 2 предусмотрено, что Соглашение определяет единые правовые нормы, регулирующие договор перевозки в прямом международном железнодорожном сообщении. Транспортные накладные оформлены как международные накладные Российско-Финляндского прямого железнодорожного сообщения. Оформлением такой накладной стороны определили для себя порядок перевозки в соответствии с вышеуказанным Соглашением.
Согласно пункту 2 статьи 52 Соглашения перевозчик несет ответственность за доставку груза в соответствии со сроками, определенными статьей 39 настоящего Соглашения. В случае просрочки доставки груза перевозчик обязан уплатить получателю возмещение в следующих размерах:
- 6 процентов провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки;
- 12 процентов провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки;
- 18 процентов провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки;
- 24 процентов провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки;
- 30 процентов провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки.
Размер возмещения в случае нарушения срока доставки груза не должен превышать 30 процентов провозной платы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
В силу пункта 8 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 42 (далее - Правила N 42), при оформлении перевозки груза с использованием накладной в электронном виде к претензии прилагается бумажная копия накладной в электронном виде - в случае выдачи перевозчиком грузополучателю на станции назначения бумажной копии накладной в электронном виде по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенной в порядке, установленном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 42 в случае просрочки доставки груза документом, подтверждающим претензию, является накладная.
Пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39) установлено, что при наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдается электронная квитанция о приеме груза, подписанная ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приеме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается у перевозчика на станции отправления.
Согласно пункту 1.15 Правил N 39 перевозка груза по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю оригинал накладной по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенный в порядке, установленном в пункте 5 этих Правил, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ.
По правилам абзаца первого пункта 5.5 Правил N 39 выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю (раскредитование перевозочных документов) удостоверяется перевозчиком проставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузополучателю.
ООО "ЛПХ "Сияние" в материалы дела представлены соответствующие электронные железнодорожные накладные, составленные ОАО "РЖД", в которых указана дата отправления со станции финских железных дорог.
Накладные по перевозкам по территории российских железных дорог в отношении тех же отправок содержат календарный штемпель пограничной станции.
При этом, в суде первой инстанции ОАО "РЖД" не оспаривало даты начала перевозок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил факт нарушения ОАО "РЖД" сроков доставки по спорным накладным, удовлетворил требования Истца.
При этом подлежат отклонению доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Согласно статье 14 Соглашения срок доставки багажа определяется на весь путь следования в порядке, установленном перевозчиками по взаимному согласованию.
Срок доставки багажа продлевается:
1) на время задержки в пути следования по причинам, независящим от перевозчика;
2) на время выполнения операций, связанных с проверкой багажа, если в результате проверки установлено, что в составе багажа имеются предметы и животные, не допускаемые к перевозке в соответствии с пунктом 3 статьи 13 настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 39 Соглашения срок доставки определяется на весь путь следования груза.
Срок доставки устанавливается из следующих нормативов:
а) срок, связанный с приемом к перевозке и выдачей получателю, - 1 сутки;
б) срок на перевозку грузов на каждые начатые 200 километров в части каждого перевозчика, участвующего в перевозке, - 1 сутки;
в) срок, связанный с передачей грузов между перевозчиками, - 1 сутки.
Срок доставки может быть изменен по соглашению между отправителем и перевозчиком.
Независимо от положений пункта 2 настоящей статьи при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов и грузов, следующих в специальных поездах с отдельным локомотивом, сроки доставки устанавливаются перевозчиком.
Исчисление срока доставки начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем, в который груз принят к перевозке.
Срок, связанный с приемом к перевозке и выдачей получателю, входит в расчет только один раз.
В случае задержки груза в пути следования по причинам, независящим от перевозчика, срок доставки такого груза продлевается на все время задержки.
Срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и перевозчик уведомляет получателя о прибытии груза и возможности передачи груза в распоряжение получателя. Порядок уведомления получателя о прибытии груза определяется в соответствии с применяемым законодательством государства назначения.
Таким образом, поскольку вопрос о приостановлении (увеличении) срока доставки урегулирован Соглашением, пункт 5.9 Правил N 245 не подлежит применению.
При этом, апелляционный суд соглашается с позицией ответчика о допущенный истцом ошибок в расчетах.
Согласно представленному ответчику расчету, истцом неправомерно включена в расчет неустойки сумма равная 82 757, 34 руб. по отправкам N N 117749, 117287, 117447, 119025, 118864, 119024,118581, 118436.
Проверив указанный расчет, суд признает его верным и обоснованным.
Таким образом, размер неустойки составляет 706 785, 72 руб.
Ответчик ссылается на чрезмерность заявленной неустойки и просил снизить ее на основании статьи 333 ГК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Уменьшение размера взыскиваемой неустойки возможно на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации лишь при условии, что указанный размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2004 г. N 13-О указал, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Возложение на суд решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Апелляционный суд считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Перечень критериев определения несоразмерности, который не является исчерпывающим, содержится в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.07.1997 N 17.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Данная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.12.2000 г. N 277-О.
Таким образом, рассматривая вопрос о возможности уменьшения неустойки, суд исходит из фактических обстоятельств, оценки несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, усмотрения того, является ли во взаимосвязи с суммой задолженности оправданной заявленная истцом к взысканию сумма неустойки.
Принимая во внимание обстоятельства, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к делу, критерии несоразмерности, к числу которых следует отнести высокий размер неустойки, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований к применению правил статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, отказал в применении статьи 333 ГК РФ.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части у апелляционного суда не имеется.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает, что степень несоразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу закона только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела. В каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
Само по себе превышение договорной неустойки над размером банковского процента применительно к рассматриваемому делу в данном конкретном случае не является основанием для снижения пени в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2020 по делу N А56-123913/2019 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛПХ "Сияние" 706 785, 72 руб. неустойки за просрочку доставки порожних вагонов и 15 746 руб. судебных расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 1 075 руб. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛПХ "Сияние" в доход федерального бюджета 1 970 руб. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛПХ "Сияние" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 314,4 руб. расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-123913/2019
Истец: ООО "ЛПХ "СИЯНИЕ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"