07 мая 2020 г. |
Дело N А84-5604/2019 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Остаповой Е.А., рассмотрев апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Гейхмана Александра Львовича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 января 2020 года (резолютивная часть) по делу N А84-5604/2019 (судья Погребняк А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
к Индивидуальному предпринимателю Гейхману Александру Львовичу
о взыскании 109235,59 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, Департамент, ДИЗО) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Гейхману Александру Львовичу (далее - ответчик, ИП Гейхман А.Л., Предприниматель), согласно которому, с учетом уточненных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т.1 л.д.75-76), просит взыскать с ИП Гейхмана А.Л. в пользу Департамента задолженность по договору аренды земельного участка от 12.04.2003 за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 в сумме 61243,44 руб., пени в сумме 22257,34 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9634,74, а всего 93135,52 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27 января 2020 года (резолютивная часть) по делу N А84-5604/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично, с ИП Гейхмана А.Л. в пользу Департамента взыскана сумма задолженности в размере 61243,44 руб., сумма процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9634,74 руб., с ИП Гейхмана А.Л. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2835,00 руб., в остальной части исковых требований отказано.
30.01.2020 через систему "Мой арбитр" от Предпринимателя поступило заявление о составлении мотивированного решения (т.1 л.д.79-80).
07.02.2020 Арбитражным судом города Севастополя изготовлено мотивированное решение.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ответчиком не представлены доказательства погашения задолженности по арендной плате, то требования истца о взыскании с Предпринимателя суммы основного долга в размере 61243,44 руб. за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Во взыскании пени судом первой инстанции отказано, так как действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушение денежного обязательства в сфере арендных правоотношений, а начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена в рублях, противоречит нормативно-правовому регулированию. Требование истца о взыскании процентов, исходя из положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подлежит удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждено нарушение ответчиком сроков внесения арендной платы.
Не согласившись с указанным решением суда, ИП Гейхман А.Л. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
ИП Гейхман А.Л. считает решение суда первой инстанции необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, что в свою очередь привело к принятию неправосудного судебного акта, подлежащего отмене по следующим основаниям. Так, ответчик указывает на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обоснованности изменения применяемой ставки арендной платы с 3,0% на 1,5% в период с 19.04.2019 по 30.09.2019. Кроме того, Предприниматель считает отсутствующими основания изменения размера арендной платы, поскольку в нарушение пунктов 2.5 и 2.6 договора аренды земельного участка, изменения в договор в части изменения ставки арендной платы, не вносились. Как указывает апеллянт в своей апелляционной жалобе, на основании пункта 1 Постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года", размер арендной платы в период с 01.01.2015 по 19.04.2019 должен определяться только по условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений). Таким образом, по мнению ИП Гейхмана А.Л., отсутствуют основания считать, что расчетами изменен пункт 2.1.1 договора аренды земельного участка в части ставки арендной платы с 1.5% на 3.0%, поскольку договор аренды земельного участка заключен в нотариальной форме, а Расчеты размера арендной платы за 2012 и 2013 года оформлены в простой письменной форме.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции в порядке статьи 272.1 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу от Департамента не поступил.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не вызывались, о принятии апелляционной жалобы к производству извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы, поступившие документы от сторон своевременно размещены судом в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в "Картотеке арбитражных дел".
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениям на нее, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 12.04.2003 между Севастопольским городским советом (Арендодатель) и предпринимателем Гейхманом А.Л. (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор), согласно которому Арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета N 507 от 25 декабря 2002 года передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 0,167 га, расположенный в Нахимовском районе города Севастополя, по улице Коли Пищенко, 26, предоставленный для реконструкции сооружения магазина под ателье по изготовлению обуви и благоустройство прилегающей территории (пункт 1.1 Договора) (т.1 л.д.9-12).
Настоящий Договор вступает в силу после его подписания сторонами, нотариального удостоверения и государственной регистрации (пункт 11.1 Договора).
Договор прошел государственную регистрацию, о чем в Книге регистрации договоров аренды земли (номенклатурный N 4-М-01) сделана запись N 60 от 08.08.2003 (т.1 л.д.12).
Земельный участок площадью 0,167 га, указанный в пункте 1.1 настоящего Договора, передается в аренду со следующей целью - 0,0520 га для реконструкции сооружения магазина под ателье по изготовлению обуви и 0,1150 га - под благоустройство прилегающей территории (пункт 1.4 Договора).
Согласно пункту 1.5 Договора настоящий договор заключен сроком до 01.12.2028.
Пунктом 2.1 Договора установлено, что годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается на период реконструкции в размере 1 (один) процент от ее денежной оценки, и на следующий период аренды 1,5 (одна целая пять десятых) процента от денежной оценки земельного участка. При этом размер арендной платы и денежной оценки земельного участка для периода реконструкции учитывается не более чем до 01.10.2004.
Так, размер арендной платы на период реконструкции составляет - 1373,5 грн., а на следующий период аренды - 3526,00 грн. (пункт 2.1.1 Договора).
В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора размер арендной платы подлежит ежегодному пересчету в срок до 01 февраля текущего года в зависимости от денежной оценки земельного участка, которая ежегодно индексируется.
Арендная плата за землю вносится Арендатором ежемесячно равными долями до 15 числа месяца, следующего за отчетным, безналичным расчетом в национальной валюте Украины на специальный бюджетный счет в райфинуправлении по месту расположения земельного участка (пункт 2.2 Договора).
Согласно пункту 2.4 Договора арендная плата за землю взимается с Арендатора с момента государственной регистрации договора аренды.
Как установлено пунктом 2.5 Договора, условия договора аренды по размеру арендной платы могут пересматриваться по соглашению сторон.
Размер арендной платы может изменяться в случаях индексации в установленном законодательными актами Украины порядке денежной оценки земельного участка, повышения или снижения цен, тарифов и др., в том числе вследствие инфляционных процессов, увеличения или уменьшения ставки земельного налога и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, а также при заключении договора на новый срок (пункт 2.6 Договора).
Разделом 3 Договора предусмотрены права и обязанности сторон.
Так, согласно подпункту "в" пункта 3.1.1 Договора Арендодатель вправе требовать от Арендатора своевременного внесения арендной платы.
Подпунктом "г" пункта 3.2.2 Договора предусмотрено, что Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в соответствии с разделом 2 настоящего Договора и ежегодно до 15 февраля предоставлять Арендодателю справку о платежах по арендной плате за прошлый год, заверенную налоговой инспекцией.
За несвоевременное внесение арендной платы с Арендатора взимается пеня в размере ставки пени за несвоевременную оплату земельного налога в соответствии с действующим законодательством Украины (пункт 2.3 Договора).
В соответствии с пунктом 10.1 Договора за невыполнение обязательств настоящего Договора, в том числе за изменение или расторжение договора в одностороннем порядке, стороны несут ответственность в соответствии с законами Украины и условиями настоящего договора.
В связи с возникшей у Предпринимателя задолженностью по Договору, а также в целях досудебного урегулирования возникшего спора, 09.10.2019 истцом в адрес ответчика было направлено предупреждение от 02.10.2019 N П/ЗУ-000850 о необходимости исполнения обязательств по договору аренды земельного участка в тридцатидневный срок с момента направления данного предупреждения. В случае несогласия с суммой задолженности Департамент предлагает ИП Гейхман А.Л. направить в адрес истца акты сверки расчетов в трехдневный срок со дня получения предупреждения.
Согласно уведомлению о вручении (почтовый идентификатор 29901139629955) предупреждение с расчетом задолженности по арендной плате за пользование земельным участком было получено 16.10.2019 лично ИП Гейхманом А.Л.
Как следует из материалов дела, данное предупреждение ответчиком было оставлено без ответа, обязательство по оплате задолженности ответчиком не было исполнено, сумма задолженности не погашена, что послужило основанием обращения Департамента в суд с настоящим иском о взыскании образовавшейся задолженности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, апелляционный суд пришел к следующему.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым и город Севастополь считаются принятыми в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статье 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, подтверждающие в том числе право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года N 883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Положение о Департаменте).
Согласно пункту 1.1 названного Положения Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Пункт 1.8 Положения определяет Департамент стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.
Согласно пункту 4.2 Положения Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Исходя из изложенного, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является надлежащим истцом, и соответственно, вправе обращаться в суд с требованиями о взыскании задолженности по арендной плате.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Спорный договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются как законодательством Украины, так и главой 34 ГК РФ ввиду того, что правоотношения по указанному договору аренды земли являются длящимися: такие правоотношения возникли до ратификации договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от 18.03.2014 и вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Таким образом, к данным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины, не противоречащие нормам Российской Федерации, а также с учетом того, что настоящий иск заявлен после 18.03.2014 (2019 год), применению к спорным правоотношениям, которые являются длящимися, подлежат так же нормы законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 759 Гражданского кодекса Украины по договору найма (аренды) арендодатель передает или обязуется передать арендатору имущество в пользование за плату на определенный срок.
Аналогичные по смыслу нормы содержатся в статье 606 ГК РФ, согласно которым по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 21 Закона Украины "Об аренде земли" от 06.10.1998 N 161-ХIV, с изменениями и дополнениями, и подпункту 14.1.136 Налогового кодекса Украины арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности - обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Пунктом 288.1 Налогового кодекса Украины определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.
Согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы. При этом в силу указанных норм права, а так же согласно правилам статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству как России, так и Украины (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015).
Пунктом 1 Постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года" установлено, что с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21.03.2014, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.01.2015, которое действовало в спорный период.
Согласно пункту 1.3 Постановления Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" до момента государственной регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, по ранее заключенным на территории города Севастополя договорам аренды земли, в соответствии с Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", ставки арендной платы и сроки ее оплаты действуют в соответствии с условиями заключенных договоров аренды земельных участков.
В силу положений подпунктов 11, 12 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации. Положения договоров аренды, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
При этом стороны такого договора обязаны в установленный законом срок внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях их приведения в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с требованиями, установленными статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 65, 70 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, в соответствии с условиями Договора ИП Гейхман А.Л. обязан своевременно производить плату за пользование земельным участком.
Согласно уточненному расчету истца, за ответчиком числится задолженность по Договору аренды земельного участка от 12.04.2003 за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 в сумме 61243,44 руб., пени в сумме 22257,34 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9634,74, а всего 93135,52 руб.
Так, согласно части первой статьи 632 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент заключения договора, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Частью первой статьи 614 ГК РФ закреплено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Ответчик до момента прекращения договора аренды должен вносить арендную плату.
Согласно статьи 606 ГК РФ договор аренды является возмездной сделкой.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "О плате за землю", использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Как уже указывалось выше, согласно пункту 2.2 Договора арендная плата за землю вносится Арендатором ежемесячно равными долями до 15 числа месяца, следующего за отчетным, безналичным расчетом в национальной валюте Украины на специальный бюджетный счет в райфинуправлении по месту расположения земельного участка (пункт 2.2 Договора).
С 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании пункта 3 этой же статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно части 1 статьи 530 Гражданского кодекса Украины, если в обязательстве установлен срок его исполнения, то оно подлежит исполнению в этот срок.
Аналогичная норма содержится в статье 314 ГК РФ
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, для целей расчёта размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка, установленная нормативными правовыми актами за соответствующие периоды.
Судом установлено что, ответчиком были нарушены условия договора аренды, в части своевременного внесения арендной платы
Представленный истцом расчет задолженности признан судом обоснованным и арифметически верным.
Как усматривается из материалов дела, истец ссылается на Расчеты арендной платы на 2012 и 2013 годы (т.1 л.д.13-14), на Методику определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли, утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 14.10.2003 N 1348, согласно которых годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в размере 0,03% от нормативной денежной оценки земельного участка.
При этом, величина годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле: нормативная денежная оценка земельного участка (грн) * ставка арендной платы (%) = сумма годовой арендной платы.
Так, нормативная денежная оценка на 01.01.2012 земельного участка составила 425015 грн. (выписка из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка от 06.02.2012 N 405-3.2/5 от 06.02.2012 N 405-3.2/5).
Таким образом, размер годовой арендной платы составляет 12750,45 грн. в пересчете на рубли - 45331,04 руб. (постановление Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП).
В своем отзыве на исковое заявление ИП Гейхман А.Л. указал, что не согласен с расчетами, произведенными Департаментом.
В материалы дела представлены акты сверки арендных платежей по Договору за период с 01.01.2015 по 31.07.2018 по состоянию на 31.07.2018 и 30.09.2019 (т.1 л.д.61-68).
Как было установлено выше, согласно правилам статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству как России, так и Украины.
Правовая позиция о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы, также изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу N А83-965/2014
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что истцом правомерно произведен расчет задолженности по арендной плате за период с 22.12.2014 по 30.09.2019, в связи с чем требование о взыскании задолженности по арендной плате подлежит удовлетворению в сумме 61243,44 руб.
Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка обоснованности изменения применяемой ставки арендной платы с 3,0% на 1,5% в период с 19.04.2019 по 30.09.2019 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку установленная ставка соответствует Постановлению Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" и определена согласно виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 в сумме 61243,44 руб.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с выводами суда первой инстанции, об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени в виду следующего.
Истцом размер пени рассчитан исходя из порядка определения размера неустойки, установленного в пункте 2.3 Договора, согласно которому за несвоевременное внесение арендной платы взимается пеня в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.
Однако, начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена с периода после 01.01.2015 в рублях, в качестве базы недопустимо и противоречит нормативно-правовому регулированию в части применения меры ответственности за нарушения обязательств.
Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений.
Вышеизложенное является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно пункту 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Принимая во внимание положения пункта 2.4 Договора о сроке возникновения у арендодателя права требования арендной платы, суд считает обоснованным взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на суммы долга, за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 с учетом названного положения Договора.
Так, по расчету, произведенным истцом, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга по арендной плате за указанный период, составила 9634,74 руб.
Судом первой инстанции признан обоснованным и арифметически верным расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, произведенный Департаментом в своем исковом заявлении, согласно уточненным исковым требованиям.
Таким образом, апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, считает требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 ГК РФ в размере 2334,24 руб. подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств того, что денежное обязательство ответчиком исполнено, в материалах дела нет.
Иные доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании нормы материального права.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 февраля 2020 по делу N А84-5604/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Гейхмана Александра Львовича, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2020 года.
Судья Е.А. Остапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5604/2019
Истец: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчик: Гейхман Александр Львович