Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 сентября 2020 г. N Ф02-3647/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А19-27962/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2020 года по делу N А19-27962/2019 по заявлению Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-1" в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-1" (ИНН 7708737490, адрес: 665002, Иркутская обл., г. Тайшет, ул. Лазо, д. 24) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 11) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35) о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 83 нр от 23.08.2019 г.,
(суд первой инстанции - Т.Ю. Мусихина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-1" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 11) (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 83 нр от 23.08.2019 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" N 83 нр от 23.08.2019 г., признано незаконным, как несоответствующее действующему законодательству. Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-1" в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-1".
В обосновании суд первой инстанции указал, что пособие по уходу за ребенком может быть выплачено не только матери, но и опекуну в силу прямого указания закона об этом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.02.2020 г. по делу N А 19-27962/2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что за период с 01.12.2018 г. по 28.02.2018 г. сумма выплаченного пособия по уходу за ребенком составила 22949,03 руб., в то время как выплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации подлежала сумма в размере 18065,64 руб., в результате чего переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком Горбань И.Н. составила 4883,39 руб.
Полагает, что при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка, а не лица, который осуществляет уход за ребенком.
В нарушение ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ, ч.3 ст. 11.2. Федерального закона N 255-ФЗ, абз. 10 п. 42, п.50 Порядка размер ежемесячного пособия по уходу за опекаемым ребенком Горбань И.Н. определен страхователем с учетом его детей (как опекуна) как по уходу за вторым и последующими детьми, то есть ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначено за период с 01.12.2018 г. по 28.02.2019 г. в размере 22949,03 рублей в результате чего переплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком за проверяемый период составила 4883,39 руб., которая филиалом не была принята к зачету.
10 апреля 2020 года судебное разбирательство было отложено до 07 мая 2020 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.03.2020, 08.05.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, направили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1117746294104.
ГУ ИРО ФСС РФ проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-1" в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-1" за период с 24.04.2019 по 17.07.2019, по результатам которой филиалом N 11 ГУ ИРО ФСС РФ принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4883,39 руб.
Не согласившись с решением Фонда, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 83 нр от 23.08.2019 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права заявителя именно ответчиком.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 названного Федерального закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 указанного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии со статьями 3, 4 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда. Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11, статья 12 Закона N 165-ФЗ, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В соответствии с частью 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в частности беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу статьи 1.4 данного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе, работающие по трудовым договорам (статья 2).
На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 4.6 названного Закона территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.
Условия и размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены статьями 11.1 и 11.2 Закона N 255-ФЗ. Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 15 Закона N 81-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 указанного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно статье 11.2 Закона N 81 - ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ (часть 1).
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия (часть 2).
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (часть 3).
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 13 Федерального закона N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной нормы назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ также установлено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Указанный перечень документов является исчерпывающим.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в оспариваемом решении фонд ссылается на отсутствие оснований для выплаты опекуну пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, считая, что пособие может быть выплачено только матери ребенка.
При этом, поскольку Заичкина В.О. отказалась от своего ребенка, то абзац восьмой статьи 15 Закона N 81-ФЗ в рассматриваемом случае не применим, необходимость представления работодателю документов о рождении предыдущих детей отпала.
Отклоняя данные доводы фонда, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ и абзаца восьмого статьи 15 Закона 81-ФЗ в случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
Между тем, в силу статьи 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет (статья 257 ТК РФ).
Абзацем вторым части 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ также предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Как правильно указывает суд первой инстанции, анализ изложенных выше норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми может быть назначено и выплачено не только матери ребенка, но и иным лицам, перечисленным в абзаце втором части 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ, в том числе опекунам. Каких-либо исключений в этой части абзац второй статьи 15 Закона N 81-ФЗ не содержит.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Заичкина В.О. отказалась взять своего сына Заичкина М.А. из медицинской организации, ребенок остался без попечения родителей.
На основании Распоряжения Межрегионального управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 6 от 21.12.2018 N 2216-р Горбань Иван Николаевич является опекуном несовершеннолетнего Заичкина Максима Александровича на безвозмездной основе.
Из материалов дела следует, что Горбань И.Н. осуществляет уход за детьми и занимается их воспитанием.
Таким образом, факт наступления страхового случая подтвержден материалами дела.
Факт выплаты обществом пособия Горбань И.Н. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, также как и правильность оформления подтверждающих документов.
Таким образом, с учетом положений статьи 256 ТК РФ, статьей 13 и 14 Закона N 81-ФЗ, статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности предоставления обществом Горбань И.Н. отпуска по уходу за ребенком и выплате ему пособия с учетом детей опекуна, как за второго ребенка, в связи с чем решение Фонда N 83 нр от 23.08.2019 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является незаконным, соответственно, решение филиала N 11 ГУ ИРО ФСС РФ решение Фонда N 83 нр от 23.08.2019 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не соответствует закону N 81-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а заявленное требование общества подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет пособия необоснованно произведен, исходя из наличия двух детей, отклоняются апелляционным судом, поскольку по смыслу указанных норм расчет пособия производится с учетом всех детей, воспитывающихся в одной семье, что обеспечивает необходимые условия для их содержания и воспитания. Указание в ст.15 закона N 81-ФЗ на то, что при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка, свидетельствует как раз о том, что учитываются дети, воспитывающиеся в одной семье, так как пособие выплачивается лицам, фактически осуществляющими уход за ребенком, то есть, даже если по отношению к отцу ребенка остальные дети не являются родными или усыновленными.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2020 года по делу N А19-27962/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27962/2019
Истец: Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1" (ОАО "ВРК-1") в лице вагонного ремонтного депо Тайшет - обособленного структурного подразделения АО "ВРК-1"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации