г. Ессентуки |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А63-22346/2019 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Афанасьевой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон (статья 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2020 по делу N А63-22346/2019 (резолютивная часть принята 27.01.2020), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного казенного учреждения Ставропольского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае, г. Ставрополь,
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края, г. Ставрополь,
о признании недействительным решения от 03.09.2019 N 036S19190017605.
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Ставропольского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае (далее-учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее - пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 03.09.2019 N 036S19190017605.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2020 по делу N А63-22346/2019 признано недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение пенсионного фонда от 03.09.2019 N 036S19190017605.
Решение мотивировано отсутствием в рассматриваемом случае оснований для применения к управлению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением пенсионный фонд, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции неправильно истолковал закон, подлежащий применению, также судом первой инстанции не были исследованы в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, тем самым нарушены нормы материального права, что существенно ущемляет права и законные интересы пенсионного фонда.
Указывает о том, что сведения по форме СЗВ-М за отчётный период: апрель 2017 года, май 2017 года на застрахованных лиц СНИЛС 012-282-414 00, 190-344-889 83, 154-291-705 63, 155-188-948 03 (04-2017), 154-291-705 63, 093-754-639 15 (05-2017) не представлялись; кроме того ошибка самостоятельна не была выявлена страхователем, а была обнаружена органом ПФР. Указывает о том, что сведения о застрахованных лицах по состоянию на 23.07.2019 не предоставлены в пенсионный фонд.
От учреждения поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса российской федерации и арбитражного процессуального кодекса российской федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применяются.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Учреждение состоит на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя (регистрационный номер 036-033-130654) и является плательщикам страховых взносов.
11.05.2017 и 14.06.2017 учреждением в адрес пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года на 44 застрахованных лица и май 2017 года на 44 застрахованных лица соответственно; по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2017 год - 23.02.2018, в котором содержались сведения в отношении 5 застрахованных лиц, которые не отражены учреждением в форме СЗВ-М за апрель-май 2017 года.
По результатам проведенной проверки сведений, представленных заявителем по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2017 год и сведений представленных в 2017 году по форме СЗВ-М (исходная) за апрель-май 2017 года, пенсионный фонд выявил нарушение требований Закона N 27-ФЗ в деятельности учреждения, выразившееся в непредставлении в установленный срок сведений о четырех застрахованных лицах (Миненко Н.В., Потапенко В.Н., Бедник А.А., Осыченко Р.Ю.) по форме СЗВ-М за апрель 2017 года, о двух застрахованных лицах (Бедник А.А. и Рыбалко С.С.) по форме СЗВ-М за май 2017 года.
23.07.2019 пенсионным фондом составлен акт N 036S18190015656, в котором зафиксированы выявленные нарушения (т.1 л.д. 14). Пенсионный фонд указывает, что впервые форма СЗВ-М за апрель-май 2017 года на указанных застрахованных лиц представлена страхователем 13.08.2019 по телекоммуникационным каналам связи, то есть с нарушением срока установленного пунктом 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
03.09.2019 пенсионный фонд по результатам рассмотрения акта вынес решение N 036S19190017605 о привлечении управления к ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. (т.1 л.д. 15-16).
Не согласившись с вынесенным решением, учреждение обратилось с жалобой в государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда России по Ставропольскому краю, ответ по которой заявителем не получен.
Посчитав, что вынесенное пенсионным фондом решение нарушает права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовую основу, принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также обязанность, объем и сроки представления таких сведений устанавливает Закон N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Требованиями части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 37 указанной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, Закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, законодательством предусмотрено не только самостоятельное обнаружение ошибки страхователем, но и в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомление страхователя о допущенной ошибке.
Судом первой инстанции правильно установлено, что доказательств направления пенсионным фондом в адрес страхователя уведомления о выявленной ошибке и предложения представить необходимые сведения, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правильно указал, что невручение уведомления о выявленных расхождениях лишило в данном случае страхователя реализовать свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи дополнительных сведений (дополняющей формы) в пятидневный срок со дня получения уведомления от органа Пенсионного Фонда, что позволило не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно указал, что привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного предоставления сведений, но и обязан определить все элементы состава совершенного правонарушения.
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, который является итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения
Суд первой инстанции правильно указал, что привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, пенсионный фонд должен не только констатировать факт недостоверности (несвоевременности) представления сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
Как следует из материалов дела, управление привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель-май 2017 года, поскольку в форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2017 год отражены данные о пяти застрахованных лицах (Миненко Н.В., Потапенко В.Н., Бедник А.А., Осыченко Р.Ю., и Рыбалко С.С.), которые не отражены в форме СЗВ-М на данных застрахованных лиц в указанный период.
Суд первой инстанции правильно указал, что вывод пенсионного фонда о приоритетном значении показателей расчета по форме СЗВ-Стаж над информацией, отраженной в отчете по форме СЗВ-М за июль 2017 года, сделан без дополнительной проверки и истребования документов у страхователя.
Доказательства, подтверждающие, что сведения расчета по форме СЗВ-Стаж за 2017 год (а не отчета по форме СЗВ-М) отражают достоверные и актуальные сведения о застрахованных лицах, пенсионным фондом не представлено.
При этом из материалов дела следует, что обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии с пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователем исполнена своевременно.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с резолютивной частью акта в действиях учреждения выявлено правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, состав которого предусматривает ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, тогда как в описательной и мотивировочной частях оспариваемого решения пенсионный фонд сослался на представление отчета по форме СЗВ-М (доп.) за апрель-май 2017 года на вышеназванных застрахованных лиц с нарушением срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которому при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Суд первой инстанции правильно указал, что из оспариваемого решения не представляется возможным установить в чем именно выражено нарушение учреждением части 5 статьи 27 Закона N 27-ФЗ.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Кроме того в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
Таким образом, нормами НК РФ установлена продолжительность проведения камеральной проверки - три месяца.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель и май 2017 года представлены 11.05.2017 и 14.06.2017 соответственно.
Сведения по форме СЗВ-Стаж, по результатам проверки которой выявлено несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, представлена заявителем 23.02.2018.
Суд первой инстанции правильно установил, что при этом пенсионным фондом на первоначальном этапе контрольных процедур допущено существенное, без уважительных причин, нарушение срока проверки, поскольку акт о выявлении правонарушения составлен 23.07.2019 (дата фактического проведения проверки, выходящая за рамки установленного законом срока).
Суд первой инстанции, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеет место несоблюдение пенсионным фондом требований действующего законодательства, касающихся процедуры рассмотрения материалов проведенной в отношении учреждения проверки.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности за вмененное ему правонарушение, в связи с чем, решение пенсионного фонда является недействительным и подлежит отмене.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения по форме СЗВ-М за отчётный период: апрель 2017 года, май 2017 года на застрахованных лиц СНИЛС 012-282-414 00, 190-344-889 83, 154-291-705 63, 155-188-948 03 (04-2017), 154-291-705 63, 093-754-639 15 (05-2017) не представлялись; кроме того ошибка самостоятельна не была выявлена страхователем, а была обнаружена органом ПФР - отклоняется.
В Пенсионный фонд были представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2017 года (11.05.2017), май 2017 года (14.06.2017), в которых отсутствовала информация о 5 вышеуказанных застрахованных лицах.
Однако, в годовой форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 год содержатся сведения о 5 застрахованных лицах, т.е. информация о застрахованных лицах представлена в Пенсионный фонд (23.08.2018).
Таким образом, Пенсионный фонд имел возможность сверить представленные сведения и после обнаружения факта несоответствия представленных сведений, направить уведомление об устранении ошибок в адрес ГКУ СК "МФЦ" или МЦБО.
Вместе с тем, в адрес учреждения уведомление об устранении ошибок не поступало, что подтверждается письмами МЦБО от 30.10.2019 N ЦБ/н-1669, от 05.11.2019 NЦБ/н-1714.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Апелляционный суд считает, что основания для наложения на учреждение финансовых санкций отсутствуют, поскольку пенсионный фонд при составлении акта нарушил требование статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ по вручению (направлению) уведомления и тем самым лишил ГКУ СК "МФЦ" права устранить выявленные пенсионным фондом неточности в течение 5 рабочих дней, без применения штрафных санкций; и лишь по истечении 5 рабочих дней, после получения ГКУ СК "МФЦ" уведомления (в случае если ГКУ СК "МФЦ" в указанный срок не предоставит в Пенсионный фонд скорректированные, верные сведения), пенсионный фонд вправе составлять акт.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения о застрахованных лицах по состоянию на 23.07.2019 не предоставлены в пенсионный фонд - отклоняется, так как в годовой форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2017 год от 23.08.2018 содержатся сведения о 5 застрахованных лицах.
13.08.2019 в пенсионный фонд были направлены отчеты по форме СЗВ-М (дополняющий) за апрель, май 2017 год.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, сформулированной в решениях Арбитражного суда Ставропольского края дела N А63-24778/2018, N А63-11832/2019, N А63-11829/2019, N А63-12178/2019, N А63-19605/2019, А63-1929/2019, Арбитражного суда Орловской области дело N А48-108/2019, судами апелляционной инстанции оставлены без изменения, а апелляционные жалобы Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2020 по делу N А63-22346/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2020 по делу N А63-22346/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2020.
Судья |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-22346/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. СТАВРОПОЛЮ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ", ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. СТАВРОПОЛЮ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ