город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2020 г. |
дело N А53-653/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представитель Николов Е.В. по доверенности от 28.02.2020, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.02.2020 по делу N А53-653/2020
по иску АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 4 951 209, 38 руб.
Решением суда от 20.02.2020 с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) в пользу АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ОГРН 1026100664006, ИНН 6102007550) взыскано 4 951 209,38 руб. задолженности, 47 756 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что исковые требования в части взыскания задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в систему канализации за октябрь 2019 года не подлежат удовлетворению. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России считает неправомерным включение в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ "Марганца и Жиров", поскольку постановлением Администрации Аксайского городского поселения N 612 от 03.08.2017 г. для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая. Доказательства установления указанных нормативов истец не представил. Концентрация марганца 0,013 мг/дм3 из пробы, отобранной в колодце предшествующей приемной емкости КНС N 62 в/ч 01957, в/г 4, по адресу Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, 22, не превышает не только допустимое значение нормативных показателей загрязняющих веществ в сточных водах согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N644 (приложение N5), но также не превышает допустимую концентрацию, установленную требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасное и систем горячего водоснабжения".
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.02.2019 года между АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ПМК) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 984, согласно которому ПМК, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
ПМК обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета (п. 1.1).
В соответствии с п. 1.3 контракта место исполнения обязательств по контракту являются объекты, расположенные по адресу:
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Степной, улица Звездная, 1, В/Г 8;
- Ростовская область, город Аксай, улица Садовая, 22, в/г N 4;
- Ростовская область, город Аксай, улица Луначарского, 291, В/Г 3;
- Ростовская область, город Аксай, улица Чапаева, 326, В/Г 1;
- Ростовская область, город Аксай, улица Гагарина, 27, В/Г ОВК РО 10;
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Рассвет, улица Дорожная, 3, В/Г 5;
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Рассвет, улица Институтская, 4.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01 января 2019 года (п. 2.1).
Цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта с 01.01.2019 по 31.10.2019, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 3.2. и 3.3. контракта. Сумма контракта составляет 33 528 166,60 руб. (п. 3.1).
В соответствии с п. 3.4 контракта, расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и сброшенные сточные воды в объеме потребленной холодной воды и сброшенных сточных вод до двадцать пятого числа месяца, следующего за расчетном месяцем без предоплаты, на основании полного пакета документов, выставляемых к оплате ПМК в срок не позднее третьего числа, следующего за расчетным. Оплата производиться с учетом НДС. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета абонента.
Согласно пункту 3.9 контракта, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 4.3.5 контракта, абонент обязан производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объеме и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Ссылаясь на подпункты "ж" и "п" статьи 35 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением РФ N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила 644), пункт 22 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", согласованную Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу Программу контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента, результаты испытаний (измерений) проб воды, выполненные МУП "Управление Водоканал" г. Таганрога, истец предъявил ответчику счета за период: апрель, май, июнь 2019 года в общей сумме - 11271166,61 руб. за сброс загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Как видно из материалов дела, ответчик счета за сброс загрязняющих веществ за октябрь 2019 года не оплатил, нарушив договорные обязательства, в результате чего образовалась задолженность в размере 4 951 209,38 руб.
12.12.2019 года истцом ответчику была вручена претензия от 11.12.2019 N 4838 с требованием об оплате задолженности, которая оставлена без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 22 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрено право организаций ВКХ за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктами 9 и 20 настоящего Порядка, применять к абонентам меры экономического воздействия.
В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ.
Таким образом, нормами законодательства предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525, при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативны допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых Абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Согласно материалам дела, 05.04.2019 года МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог (договор N 39/СВ от 01.05.2017) произведен отбор сточной воды из контрольных колодцев:
- Объекта N 1, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1;
- Объекта N 2, расположенного по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая 22, в/ч 01957;
- Объекта N 3, расположенного по адресу: Ростовская область, поселок Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
Судом установлено, что МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог были составлены акты отбора проб сточных вод, отводимых Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в централизованную систему водоотведения.
Так, по результатам Протокола измерений проб воды N 190 - СВА от 10 октября 2019 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 325 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 12,22 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 10 раз), биологическое потребление кислорода (ВПК пол) (в 4,9 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за октябрь 2019 года - 2 136 332,63.
По результатам Протокола измерений проб воды N 191 - СВА от 10 октября 2019 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 1,37 раз), сероводород и сульфиды (в 330 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 3,6 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 5,33 раз), биологическое потребление кислорода (БПК пол) (в 2,29 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за октябрь 2019 года 915 571,13 руб.
По результатам Протокола измерений проб воды N 193 - СВА от 10 октября 2019 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 370 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 3,19 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 17,78 раз), биологическое потребление кислорода (БПК пол) в 2,29 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за октябрь 2019 года - 747 063,07 руб.
По результатам Протокола измерений проб воды N 192 - СВА от 10 октября 2019 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 1000 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 3,06 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 6,44 раз), биологическое потребление кислорода (БПК пол) в 2,48 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за октябрь 2019 года - 1 011 106,66 руб.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за октябрь составляет 4 810 073,49 руб.
По результатам Протокола измерений проб воды N 192 - СВА от 10 октября 2019 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение сульфидов (S-H2S+S2-) согласно Приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2019 года - 96 295,87 руб.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2019 года по состоянию на 13 января 2020 года составляет 141 135,89 руб.
Таким образом, как указал истец, итоговая сумма задолженности, по расчету истца, на 13 января 2020 года составляет: за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ; за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2019 года 4 951 209,38 руб.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что размер платы абонента, в связи с нарушением абонентом нормативов по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области".
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", ответчик отнесен к числу Абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области, общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных Абонентом сточных вод в расчетном периоде.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций, в том числе запрещенные к сбросу загрязняющие вещества в систему канализации.
При этом, суд учитывает, что возражений по протоколам измерения ответчиком не было заявлено, об отборе проб ответчик был надлежащим образом извещен, однако расчет не оспорил.
Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически и методологически верным, в связи с чем, требования истца о взыскании задолженности за октябрь 2019 года в размере 4 951 209, 38 руб. правомерно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном включении в расчет платы за сброс загрязняющих веществ "Марганца и Жиров", поскольку постановлением Администрации Аксайского городского поселения N 612 от 03.08.2017 г. для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании указанного постановления.
На основании Приказа N 45 от 16.03.2015 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты", принятым Федеральным агентством водных ресурсов (Ростоводресурсы) Донским бассейновым водным управлением, Разрешения N С-15/07 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты, жиры являются веществами, запрещенными к сбросу.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка он распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 нормативами водоотведения по составу являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов, устанавливаемые исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемыми организациями ВКХ и утвержденными органами местного самоуправления.
Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации (далее - ДК) загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы Администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612 от 03.08.2017), в которое также включены нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая. Указанные нормативы определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Таким образом, данные нормативы не являются произвольными и отражают сложившуюся нормативно - правовую ситуацию в сфере водоотведения города Аксая, изданы в пределах компетенции уполномоченных органов и направлены на решение экологических задач города Аксая.
В п. 2.3. Постановлению N 612 от 03.08.2017 указано, что жиры и нефтепродукты допускаются к сбросу только в растворенном и эмульгированном состоянии.
При этом, вода (в том числе сточная) не является растворителем жиров.
В связи с этим, ввиду того, что жиры являются запрещенными к сбросу веществами, допустимая концентрация на них не установлена.
Как указывает истец и не оспаривается ответчиком, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации не имеет локальных очистных сооружений, которые обеспечивают сброс сточных вод в пределах допустимых концентраций и приведения жиров и нефтепродуктов в растворенное и эмульгированное состояние.
В соответствии с п 2.5 Постановления N 612 от 03.08.2017 сброс загрязняющих веществ, не указанных в приложении N 1, запрещены к сбросу.
Согласно Приложению N 1 в перечне допустимых к сбросу загрязняющих веществ отсутствуют жиры и марганец. Исходя из вышеизложенного, загрязняющие вещества, которые не были утверждены Постановлением Администрации Аксайского городского поселения N 612 от 03.08.2017 являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
На основании изложенного, ответчику был правомерно произведен расчет за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения.
Ссылка ответчика на то, что сбрасываемые им сточные воды соответствуют требованиям Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 не имеет отношения к предмету настоящего судебного разбирательства, так как Истцом заявлены требования в соответствии с Постановлениями N 348 и N 612. Требований в связи с нарушением Ответчиком требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644, истцом не заявлялось.
Представленный истцом расчет платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ судами проверен, признан арифметически и методологически произведенным верно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 по делу N А53-8970/2019.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2020 по делу N А53-653/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-653/2020
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ