г.Самара |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А65-38509/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года по делу N А65-38509/2019 (судья Абдрахманов И.И.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (ОГРН 1021602027622, ИНН 7709035101), Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления N 16501935030331400004 от 20.12.2019 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (далее - АО "ВТК "КАМАЗ", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 16501935030331400004 от 20.12.2019 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "ВТК "КАМАЗ" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях общества вменяемого в вину состава правонарушения, так как заявитель не нарушил установленный порядок представления отчета. Отчеты заявителя были приняты налоговым органом 19 октября 2018 года без замечаний. Инспекция в уведомлении запросила у заявителя недостающие документы по счетам в "BANK AL ETIHAD", в ответ заявитель представил полные и достоверные выписки по указанному банковскому счету в установленный срок.
Кроме того, заявитель указывает, что в данном случае отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не доказано причинение имущественного ущерба и факта причинения ущерба интересам личности и государства. В этой связи заявитель полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В отзывах на апелляционную жалобу инспекция и УФНС России по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.12.2019 инспекцией вынесено постановление о назначении административного наказания N 16501935030331400004 от 20.12.2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Рассмотрев заявленные требования в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в соответствии с обязательными для них актами органов валютного регулирования.
Частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 819 от 28.12.2005 утверждены "Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила N 819).
Согласно пункту 4 Правил N 819 резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2-х экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Исходя из Правил N 819 юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее -подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала (пункт 4); подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов (пункт 10 Правил N 819).
Из пункта 7 Правил N 819 следует, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является нарушение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что АО "ВТК "КАМАЗ" 11.09.2017 открыт счет N 0012317710815101 в банке "BANK AL ETIHAD", (Иордания).
В ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан 26.09.2017 представлено уведомление об открытии счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Таким образом, банк "BANK AL ETIHAD", (Иордания), расположенный на территории Иордания и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства, является банком, находящимся за пределами территории Российской Федерации и, следовательно, на резидентов, открывших счета (вклады) в указанном банке, распространяются установленные частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ требования о представлении налоговым органам отчетов по данным счетам (вкладам).
Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе.
Письмом ФНС России от 07.06.2011 N АС-4-2/9070@ "О проведении мероприятий валютного контроля" предусмотрено, что "обязанность по контролю за своевременностью, достоверностью и полнотой представления крупнейшими налогоплательщиками уведомлений и отчетов возлагается на межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам".
АО "ВТК "КАМАЗ" в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан 17.10.2018 представлен отчет о движении денежных средств по счету N 0012317710815101 (в евро), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2018 года.
Письмом Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 11.12.2018 N 2.17-0-34/10315 в ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан направлен отчет о движении денежных средств по счету N 0012317710815101 (в евро), за 3 квартал 2018 года АО "ВТК "КАМАЗ".
Подтверждающие банковские документы к отчету по вышеуказанному счету представлен только за период с 01.09.2018 по 30.09.2018. Дата нарушения - 17.10.2018.
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан с соблюдением сроков, установленных п. 10 Правил в адрес АО "ВТК "КАМАЗ" направило уведомление от 23.10.2018 N 2.17-0-38/08186@ о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов по счету N0012317710815101 за период с 01.07.2018 по 31.08.2018.
АО "ВТК "КАМАЗ" письмом от 07.11.2018 N 85-842 в ответ на уведомление Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 23.10.2018 N 2-17-0-38/0818б@ представило нотариально заверенные подтверждающие банковские документы по счету N 0012317710815101 за период с 01.07.2018 по 31.08.2018.
В случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета неполностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядки представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами".
В результате анализа представленных документов, налоговый орган пришел к выводу, что АО "ВТК "КАМАЗ" не представлены подтверждающие банковские документы в полном объеме.
В письме ФНС России от 12.07.2013 N АС-4-2/1251 разъяснено, что в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, не направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов с подтверждающими банковскими документами.
Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении N 16501935030331400002 от 16.12.2019, ответственность за которые установлена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, а впоследствии вынесено постановление о назначении административного наказания.
На основании изложенного суд первой инстанции признал законным обоснованным оспариваемое постановление, посчитав доказанными как событие, так и вину заявителя в совершении правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения или действовало в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статьи 2.2) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос вины исследован административным органом и отражен в оспариваемом постановлении.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Малозначительность административного правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Информация, содержащаяся в представляемых инспекции отчетах, необходима ей, как агенту валютного контроля, для осуществления своих контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных). Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.
Заявителем не приведено обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих исполнению надлежащим образом обязанности по своевременному выполнению обязанности по представлению банковских документов к отчету о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не усмотрел.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является законным, и в удовлетворении заявленных обществом требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях общества вменяемого в вину состава правонарушения не могут быть приняты как не нашедшие своего подтверждения. Ссылка заявителя на то, что он не нарушил установленный порядок представления отчета (принятие отчетов заявителя налоговым органом 19 октября 2018 года без замечаний; представление в ответ на уведомление инспекции выписки по указанному банковскому счету в установленный срок) суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку непредставление подтверждающих документов (в данном случае выписок по банковским счетам) вместе с отчетом охватывается диспозицией нормы ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя о непричинении вреда, отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба и ущерба интересам личности и государства, суд апелляционной инстанции не принимает. В данном случае отсутствуют основания для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в результате совершенного заявителем правонарушения возникла в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16 апреля 2019 года N 307-АД18-24091) применение данного правового института (освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения) не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.
Наложение на общество штрафа в размере 40 000 руб. соответствует обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 10 марта 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года по делу N А65-38509/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-38509/2019
Истец: АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", АО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, г.Набережные Челны, ИФНС России по г.Набережные Челны
Третье лицо: УФНС России по РТ