Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2020 г. N Ф03-3072/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А24-83/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Платина",
апелляционное производство N 05АП-2620/2020
на решение от 25.02.2020
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-83/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Платина" (ИНН 4101174360, ОГРН 1164101051674)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766) от 06.11.2019 N 1694 ЛК/2/2-12ж,
при участии:
лица, участвующие в деле не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Платина" (далее - заявитель, ООО УК "Платина", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительными предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, контрольный орган) от 06.11.2019 N 1694 ЛК/2/2-12ж.
Решением арбитражного суда Камчатского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В жалобы приводит доводы о несогласии с выводом суда в части того, что Обществом не оспаривается факт нахождения разрушенного асфальтобетонного покрытия, указанного в оспариваемом предписании. Вывод суда о том, что Общество выявленное правонарушение по существу не оспаривает, считает неверным и не соответствующим обстоятельствам, изложенным в заявлении. Настаивает на отсутствии у управляющей компании обязанности по полному асфальтированию придомовой территории в условиях полного отсутствия асфальтобетонного покрытия.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 09.10.2019 N 2102ппл проведена внеплановая проверка деятельности ООО УК "Платина" по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проверка производилась с целью проверки исполнения ранее выданного Инспекцией предписания от 29.08.2019 N 1694 ЛК/1-12ж в отношении жилого дома N 13 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском, находящегося под управлением общества.
По результатам проверочных мероприятий Инспекцией составлен акт от 06.11.2019 N 1694 ЛК/2-12ж, согласно которому не выполнен в срок (до 04.10.2019) пункт предписания от 29.08.2019 N 1694 ЛК/1-12ж, а именно: не восстановлено асфальтобетонное покрытие придомовой территории со стороны дворового фасада здания.
Обществу выдано предписание от 06.11.2019 N 1694 ЛК/2/2-12ж на устранение нарушений законодательства в срок до 26.06.2020, а именно: восстановить асфальтобетонное покрытие придомовой территории со стороны дворового фасада здания.
Полагая, что предписание Инспекции от 06.11.2019 N 1694 ЛК/2/2-12ж не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества, ООО УК "Платина" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 20 ЖК РФ, установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
С учетом вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий.
В силу требований части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества (в том числе инженерных коммуникаций), его подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации).
В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил N 170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
В силу пункта 4.10.2.5 Правил N 170 впадины и трещины в покрытиях и на водоотводящих устройствах придомовой территории должны быть заделаны, а выпуклости на путях стока воды - срезаны. Просадки, образовавшиеся в местах прокладки инженерных сетей (водопровода, канализации, теплотрасса и т.д.) или в насыпных грунтах, необходимо немедленно засыпать песчаным грунтом с послойным трамбованием, а покрытие - восстановить. Уклоны участков зеленых насаждений (газонов, придомовых садов и др.) должны быть в пределах 0,04-0,11, открытых поверхностей придомовой территории - не менее 0,05, кюветов - не менее 0,04.
Из материалов дела следует, что управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, д. 13, на основании договора управления домом от 15.07.2019 N 12 является ООО УК "Платина".
По результатам проверочных мероприятий Инспекцией установлен фат неисполнения п.4 предписания от 29.08.2019 1694 ЛК/1-12ж, не восстановлено асфальтобетонное покрытие придомовой территории со стороны дворового фасада здания.
Исходя из изложенного, в ходе проведения проверки исполнения ранее выданного предписания установлено нарушение Обществом требований п.4.10.2.5, п. 3.6.29 Правил N 170, пп.ж,е, п.11 Правил N 491, ч.2 ст.162, ч.1 ст. 161 ЖК РФ.
Между тем, общество как управляющая организация многоквартирного дома обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 491, Правил N 170 и Минимального перечня проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Таким образом, на заявителя правомерно оспариваемым предписанием возложена обязанность выполнить ремонт по восстановлению асфальтобетонного покрытия придомовой территории со стороны дворового фасада здания. Таким образом, из содержания приведенных норм права следует, что оспариваемое предписание не изменяет характера и не увеличивает размер обязательств управляющей организации, возложенных на нее законодательством и добровольно принятых по договору управления многоквартирным домом.
С учетом изложенного, оспариваемым предписанием на общество правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Доводы заявителя о том, что работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия являются капитальными, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен со ссылками на положения ст. 1 Гр К РФ, и Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2.04.2004, утвержденного постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе об отсутствии у управляющей компании обязанности по асфальтированию придомовой территории в условиях полного отсутствия асфальтобетонного покрытия, коллегией отклоняется, как не подтвержденный и нормативно необоснованный.
Принимая во внимание, что указанная обязанность возложена на управляющую организацию, принявшую на себя обязанность по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, в силу закона, доводы общества об обратном подлежат отклонению как безосновательные.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
Грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении проверки Инспекцией не допущено.
Основанием для проведения внеплановой проверки общества явилось истечение срока исполнения ранее выданного предписания от 29.08.2019 N 1694 ЛК/1-12ж и возможность проведения проверки по данному основанию прямо предусмотрена пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Указание заявителя на неверный вывод суда о том, что Обществом по существу не оспаривается выявленное правонарушение, не влияет на законность принятого судом решения, при установленном материалами дела факте нарушения.
Таким образом, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у инспекции имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.02.2020 по делу N А24-83/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-83/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Платина"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края
Третье лицо: ООО Управляющая компания "Платина"