Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф08-6441/20 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2020 г. |
дело N А53-26567/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
при участии:
от истца: представитель Ефремова К.Ю. (доверенность от 26.08.2019),
от ответчика: представитель Лиманский М.А. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 по делу N А53-26567/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Волгодонска, Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Департамента труда и социального развития Администрации города Волгодонска о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие - 2" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании убытков в размере 4 057 226 рублей 96 копеек (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Волгодонска (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - учреждение), Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции от 13.02.2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает, что понесенные предприятием расходы на перевозку льготных категорий граждан были компенсированы частично.
В представленном в материалы дела отзыве министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в городе Волгодонске Ростовской области, по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
На основании договора от 26.09.2011 N 2 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска, заключенного с учреждением (заказчик), предприятие оказывает услуги по перевозке автобусами пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в г. Волгодонске.
В 2018, 2019 годах между департаментом и обществом были заключены договоры от 12.01.2018 N 5 и от 31.05.2019 N 19.
Согласно указанным договорам общество предоставляло в 2018 и 2019 годах услуги по перевозке льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте (кроме такси), а департамент возмещал обществу расходы за предоставленные меры социальной поддержки.
Истец полагает, что согласно установленным тарифам на перевозку пассажиров и фактического количества перевезенных обществом льготных категорий граждан, величина компенсации, исходя из стоимости единого проездного талона, не приводит к полному возмещению понесенных истцом расходов по перевозке льготных пассажиров.
В 2018 году доля ЕПТ общества составила 962,18; количество перевезенных пассажиров льготной категории (за период с июня по декабрь 2018 года) составило 121 885 человек.
В 2019 году количество перевезенных пассажиров льготной категории (за период с января по август 2019 года) составило 133 402 человека.
Расчет выпадающих доходов (компенсации) общества определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕПТ (из двухсторонних актов, составленных по данным учреждения и департамента), на полную стоимость проезда в общественном транспорте (тариф) за вычетом суммы возмещения полученной истцом от департамента за перевозку граждан по ЕПТ.
В результате размер выпадающих доходов составил:
- за 2018 год (июнь - декабрь) размер доходов составил 1 698 752 рублей 97 копеек;
- за 2019 год (январь - август) размер доходов составил 2 358 473 рублей 99 копеек.
Истец полагает, что ему причинены убытки от оказания услуг по перевозке граждан по единым проездным талонам, отнесенным к федеральным льготникам, на общую сумму в размере 4 057 226 рублей 96 копеек.
Полагая, что убытки в виде названной суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию с Ростовской области, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Из положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) следует, что с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. Обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан возложена на субъекты Российской Федерации.
По смыслу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта установлен приложением N 3 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232).
Постановлением администрации города Волгодонска от 27.12.2013 N 5112 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в г. Волгодонске, проведенного в ноябре 2013 года (вступили в силу с 01.01.2014).
В соответствии с Законом N 122-ФЗ и постановлением N 232, а также в целях получения возмещения расходов по перевозке льготных категорий граждан истец заключил с департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска договоры от 12.01.2018 N 5 и от 31.05.2018 N 19.
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Постановлением N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение).
Пунктом 6.1.3 приложения N 1 к Положению установлено, что льготный проезд осуществляется по единому проездному талону (далее - ЕПТ), выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований области бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных федеральных льготников, получивших ЕПТ, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов
Однако имеется предельный объем компенсации - месячная сумма компенсации, начисленная ОСЗН, не может быть более 265 рублей, умноженных на общее количество выданных ЕПТ.
Далее в пункте 6.1.3 приложения N 1 приводится формула расчета компенсации в случае если в муниципальном образовании имеется несколько транспортных предприятий, предоставляющих бесплатный проезд федеральным льготникам.
Формулой расчета компенсации сначала определяется стоимость проезда в отчетном месяце одного регионального льготника исходя из:
общего размера компенсации в отчетном месяце, подлежащего распределению между всеми транспортными предприятиями города, предоставившими бесплатный проезд (265 рублей умноженные на общее количество выданных и действующих ЕПТ);
общей численности перевезенных федеральных льготников всеми транспортными предприятиями (складывается из численности перевезенных льготников каждым транспортным предприятием по каждому маршруту).
Численность перевезенных льготников каждым транспортным предприятием по каждому маршруту рассчитывается ОСЗН исходя из:
- фактического количества рейсов, выполненных на конкретном маршруте в отчетном месяце;
- протяженности конкретного маршрута:
- средневзвешенной численности льготников, приходящихся на 1 км конкретного маршрута (определяется один-два раза в год по результатам исследования пассажиропотока согласно методическим и нормативным документам).
Применение указанной методики согласовано обществом и департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска в пунктах 1.2 договоров от 12.01.2018 N 5 и от 31.05.2018 N 19.
Таким образом, субъектом Российской Федерации принят нормативный акт, который не оспорен и не признан недействительным, определяющий порядок исчисления убытков при предоставлении льгот на проезд в общественном транспорте, этот же порядок предусмотрен и названными договорами.
В ходе рассмотрения дела факт получения компенсации, рассчитанной в соответствии с постановлением N 232, истец не оспаривал, в исковом заявлении данное обстоятельство подтверждал, однако ссылался на недостаточность полученных в качестве возмещения расходов денежных средств.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае оснований для удовлетворения заявленного требования не имелось, поскольку компенсация перевозчику потерь в доходах производится на основании договоров и постановления N 232, установивших порядок компенсации и методику расчета убытков при предоставлении льгот на проезд в общественном транспорте, расходы перевозчику компенсированы. Заключив с департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска договоры от 12.01.2018 N 5 и от 31.05.2018 N 19 с условием возмещения расходов перевозчику на основании постановления N 232, общество согласилось с данным порядком возмещения расходов, что исключает возможность дальнейшего требования денежных средств сверх выплаченных на основании названного постановления N 232.
Доказательств понесенных убытков сверх полученной суммы компенсации обществом не представлено.
Вопреки доводу заявителя дело N А53-22596/2018 не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности обществом причинения ему убытков, их размера (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 N 308-ЭС20-3566 по делу N А53-8961/2019, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.12.2019 по делу N А53-41658/2018, от 04.02.2020 N А53-14130/2019).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, и не содержат оснований, опровергающих выводы, содержащиеся в оспариваемом решении, а лишь свидетельствуют о несогласии с принятым судебным актом, что не является основанием для его отмены.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2020 по делу N А53-26567/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26567/2019
Истец: ООО "ВОЛГОДОНСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ-2", ООО "Волгодонское ПАТП-2"
Ответчик: Министерство финансов Ростовской области
Третье лицо: Администрация города Волгодонска, ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и гордского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-240/2021
16.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19300/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26567/19
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6441/20
14.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5095/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26567/19