г. Киров |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А31-4227/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя Управления финансов Администрации города Костромы - Евтюшкиной Т.В., действующей на основании доверенности от 12.05.2020,
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области - Шереметьевой О.Э., действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Костроме - Шереметьевой О.Э., действующей на основании доверенности от 02.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов Администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 по делу N А31-4227/2019,
по заявлению Управления финансов Администрации города Костромы (ИНН: 4401011568, ОГРН: 1034408611434)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (ИНН: 4401007770, ОГРН: 1044408640902)
о признании недействительным решения,
установил:
Управление финансов Администрации города Костромы (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) от 22.11.2018 N 33772 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 Управлению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление финансов Администрации города Костромы с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на положения Закона Костромской области от 09.11.2017 N 210-4-ЗКО "О муниципальной службе в Костромской области" (далее - Закон о муниципальной службе в Костромской области), Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ, статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 15, 16, 135, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Управление указывает, что единовременное пособие на оздоровление, выплачиваемое к отпуску, носит социальный характер, не зависит от сложности, качества, условий выполнения самой работы и не входит в состав денежного содержания. Следовательно, по мнению Управления, спорные выплаты не относятся к объекту обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, куда явились представители сторон.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Инспекции указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Управлением налоговой декларации (расчета) по страховым взносам за 1 квартал 2018 года. В ходе проверки Инспекцией установлено, что Управлением не включены в базу для начисления страховые взносов суммы единовременного пособия на оздоровление в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Результаты проверки отражены в акте от 31.07.2018 N 40921 (л.д. 58-59).
22.11.2018 заместителем начальника Инспекции принято решение N 33772 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Управлению предложено уплатить страховые взносы в сумме 28 132 рублей 33 копеек (л.д. 11-17).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 28.02.2019 N 12-12/0275 решение Инспекции от 22.11.2018 N 33772 оставлено без изменения (л.д. 18-19).
Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обратился с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 419-422 НК РФ, статьями 15, 56, 129, 135 ТК РФ, Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), Законом о муниципальной службе в Костромской области, Уставом муниципального образования городского округа город Кострома, решением Думы г.Костромы от 23.09.2010 N 142 "Об установлении порядка и условий предоставления муниципальным служащим города Костромы единовременного пособия на оздоровление", пришел к выводу о том, что страховые взносы начислены Инспекцией правомерно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 1 статьи 421 НК РФ предусмотрено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (статья 165 ТК РФ).
Законом N 25-ФЗ регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
В силу части 2 статьи 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Закона N 25-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о муниципальной службе в Костромской области оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В силу части 2 статьи 9 Закона о муниципальной службе в Костромской области к дополнительным выплатам относятся:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу муниципальных служащих, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области (часть 3 статьи 9 Закона о муниципальной службе в Костромской области).
Решением Думы города Костромы от 27.09.2007 N 105 "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы города Костромы" установлено, что денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы города Костромы, состоит из:
- должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в службе для лиц, замещающих муниципальные должности либо ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин для лиц, замещающих должности муниципальной службы города Костромы;
- ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны;
- ежемесячного денежного поощрения; премий за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
На основании статьи 23 Закона N 25-ФЗ и пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о муниципальной службе в Костромской области муниципальным служащим при определенных условиях, предусмотренных муниципальными правовыми актами, может предоставляться право на иные гарантии в соответствии с уставом муниципального образования.
Пунктом 4 части 2 статьи 66 Устава муниципального образования городского округа город Кострома предусмотрено, что муниципальным служащим, в порядке и на условиях, установленных решениями Думы города Костромы, предоставляется право на единовременное пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов, выплачиваемое при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
При этом, решением Думы города Костромы от 23.09.2010 N 142 "Об установлении порядка и условий предоставления муниципальным служащим города Костромы единовременного пособия на оздоровление" установлено, что данное единовременное пособие выплачивается в целях обеспечения социальной защищенности муниципальных служащих города Костромы.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 9, пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о муниципальной службе в Костромской области, решения Думы города Костромы от 27.09.2007 N 105, Устава муниципального образования городского округа город Кострома и решения Думы города Костромы от 23.09.2010 N 142 следует, что единовременное пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов, выплачиваемое при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, не указано в качестве ежемесячной дополнительной выплаты в составе денежного содержания муниципального служащего, а предоставляется на основании решения представительных органов местного самоуправления в качестве дополнительных гарантий муниципальным служащим.
Из приведенных норм не следует, что единовременное пособие на оздоровление является стимулирующей выплатой, зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения работы и стажа, является оплатой труда (вознаграждением за труд).
При этом указание в трудовом договоре спорной выплаты в разделе оплата труда не изменяет правовой природы выплаты.
С учетом изложенного вывод суда о том, что спорные выплаты не являются компенсационными, основан на неверном применении статьи 422 НК РФ, статьи 10 Закона о муниципальной службе в Костромской области, решений Думы города Костромы от 23.09.2010 N 142 и от 27.09.2007 N 105.
На основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Таким образом, заявленные требования Управления о признании недействительным решения Инспекции от 22.11.2018 N 33772 подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления финансов Администрации города Костромы удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2019 по делу N А31-4227/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме от 22.11.2018 N 33772 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4227/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ
Ответчик: ИФНС по г. Костроме, УФНС России по Костромской области
Третье лицо: ИФНС России по г. Костроме, УФНС России по Костромской области