Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2020 г. N Ф09-4152/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А50-34729/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 15 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Лихачевой А. Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е. Х.,
при участии:
представителя истца, Вечтомовой Е. В., по паспорту, доверенности от 15.03.2019,
от ответчиков представители не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2020 года
по делу N А50-34729/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
о взыскании задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение, неустойки,
установил:
ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" (истец) обратилось в суд с требованием к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, Министерству обороны РФ о взыскании задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме 465 474 руб. 05 коп. за период апрель - август 2019, неустойки 9 400 руб. 13 коп. за период с 29.08.2019 по 31.10.2019.
Определением суда от 15.11.2019 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 13.01.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании 13.01.2020 судом принято уточнение требований, в связи с оплатой ответчиком основного долга, требования заявлены только о взыскании пени в размере 19 763,48 руб. за период с 29.08.2019 по 19.12.2019.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2020 года (резолютивная часть объявлена 20.02.2020) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик (РФ в лице Министерства обороны Российской Федерации) обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минобороны России отказать в полном объёме. Заявитель указывает на неправильное применение норм материального права. В своем решении суд применяет нормы права для казенного учреждения, ссылаясь на статью 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Однако на основании п. 1 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является бюджетным учреждением, к нему не применимы нормы о казенном учреждении. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России являясь самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Министерство обороны не несет ответственности по обязательствам учреждения (п.35 Устава). Ссылаясь на положения статьи 123.22, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 4-6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ, апеллянт делает вывод о том, что субсидиарная ответственность согласно нормам ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения предусмотрена лишь в исключительном случае (причинение вреда гражданам). В материалах арбитражного дела отсутствуют сведения о причинении вреда гражданам, что могло бы повлечь субсидиарную ответственность Министерства обороны Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебное заседание ответчики, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заявителем жалобы представлено ходатайство об отложении судебного заседания.
Ходатайство ответчика рассмотрено апелляционным судом по правилам ст. 159 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В силу данной нормы отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. При этом ходатайство заявителя удовлетворяется при условии признания причин его неявки уважительными.
В данном случае суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство, не признал указанную причину в качестве уважительной для отложения судебного заседания.
В заявленном ответчиком ходатайстве не указаны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела, относительно которых заявитель желал бы дать пояснения, не указаны основания не представления соответствующих объяснений в суд первой инстанции. Явка ответчика по данному делу не признана судом апелляционной инстанции обязательной. В апелляционной жалобе содержатся доводы ответчика по обжалуемому им судебному акту.
Участник процесса вправе реализовать свои процессуальные права в порядке ст. 41 АПК РФ, в том числе посредством письменных пояснений, которые в соответствии со ст. 64 названного Кодекса признаются доказательствами, подлежащими оценке судом наравне с иными доказательствами.
Учитывая изложенное, ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства апелляционным судом отклонено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, ООО "НОВОГОР-Прикамье" является ресурсоснабжающей организацией в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Перми.
Государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 124349 между сторонами не заключен. Возникшие между сторонами разногласия сторонами не урегулированы.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения следует рассматривать как договорные.
В спорный период (апрель-август 2019) истец оказывал ответчику услуги водоснабжения и водоотведения, что подтверждается материалами дела (актами выполненных работ, сведениями о показаниях приборов учета, маршрутными листами, справками о фактических услугах, счетами- фактурами). Перечень объектов ответчиком не оспаривается.
Общая стоимость оказанных в спорный период услуг составила 465 474,05 руб., ответчик произвел оплату задолженности полностью (платежные поручения в дело представлены).
Поскольку обязанность по оплате оказанных истцом услуг по водоснабжению и водоотведению исполнена ответчиком (учреждением) несвоевременно, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании неустойки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и доказанности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Обязанность по оплате потребленной энергии также установлена статьей 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статям 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законов, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определённой законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
Согласно пункту 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Аналогичная ответственность за просрочку исполнения обязательств по оплате услуг водоотведения предусмотрена пунктом 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2013 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
По расчёту истца за период с 29.08.2019 по 19.12.2019 размер неустойки составляет 19 763 руб. 48 коп.
Арифметическая составляющая расчёта ответчиком не оспорена.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал требования в части взыскания неустойки в указанной сумме 769 руб. 80 коп. обоснованными.
Вопреки доводам жалобы, требования в части субсидиарной ответственности судом признаются обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ).
Координацию и регулирование деятельности Учреждения осуществляет Минобороны РФ, которое согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны, и осуществляет реализацию возложенных на него полномочий, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 4 и 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счёт денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 ГК РФ, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, в случае невозможности получить исполнение от основного должника, кредитор вправе обратиться с требованием к субсидиарному должнику. При этом собственник имущества Учреждения не может быть привлечён к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Поскольку предъявление иска о взыскании задолженности одновременно к Учреждению (основному должнику) и к Российской Федерации в лице Министерства обороны (субсидиарному должнику) не противоречит закону, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что при недостаточности денежных средств у Учреждения задолженность подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства обороны в порядке субсидиарной ответственности.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 февраля 2020 года по делу N А50-34729/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-34729/2019
Истец: ООО "НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРИКАМЬЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4152/20
15.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4314/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-34729/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-34729/19