г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А26-10296/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Гермоева А.Н. по доверенности от 18.02.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица-1: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3714/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2019 по делу N А26-10296/2019, принятое
по заявлению ООО "Орион"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
3-и лица: 1) ООО "Автоспецтранс"; 2) ООО "Агроторг"
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1091001012079, 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 19, корп. 2, оф. 59; далее - ООО "Орион", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ОГРН 1051000011677, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского (Голиковка р-н), д. 26; далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания N 9/27-П от 08.08.2019, которым Обществу вменено в обязанность в срок до 01.11.2019 в соответствии с п.8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 обеспечить ежедневный вывоз мусора из контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов от магазина "Пятёрочка" ООО "Агроторг" по адресу: Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 6-а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН 1141001044788, 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской Флотилии (Ключевая р-н), д. 26, оф. 22; далее - ООО "Автоспецтранс", третье лицо-1) и общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796, адрес: 191025, Санкт-Петербург, пр-кт Невский, д. 90/92; далее - ООО "Агроторг", третье лицо-2).
Решением от 25.12.2019 суд первой инстанции заявление ООО "Орион" удовлетворил; признал недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" принятое Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия предписание N 9/27-П от 08.08.2019; обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Орион".
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Орион" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление, ООО "Автоспецтранс", ООО "Агроторг", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 10.04.2019 в Управление поступила жалоба жителей г. Суоярви на нарушение условий эксплуатации мусорных контейнеров.
На основании данного обращения 19.04.2019 врио начальника территориального отдела Зелинским П.А. вынесено определение N 09 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Администрации муниципального образования "Суоярвский район".
В рамках данного административного расследования в Администрацию муниципального образования "Суоярвский район", ООО "Автоспецтранс" были направлены определения об истребовании сведений на предоставление договоров, заключенных с региональным оператором по вывозу (транспортированию) твердых коммунальных отходов. Также, в рамках расследования установлено, что контейнерная площадка по адресу: г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 6-а относится к ООО "Агроторг", магазин "Пятерочка".
06.05.2019 должностным лицом территориального отдела Управления вынесено определение N 9 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административно расследования в отношении ООО "Агроторг", в рамках расследования сделаны дополнительные запросы в ООО "Агроторг", ООО "Орион", ООО "4 Сезона".
Управлением в рамках административных расследований установлено, что между ООО "Автоспецтранс" и ООО "Орион" заключен договор N 02-19/223 от 11.12.2018 на оказание услуг по транспортированию ТКО.
В соответствии с пунктом 2.5.1 данного договора периодичность вывоза из мест накопления ТКО устанавливается в соответствии, в том числе, с СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64. Также, исходя из пункта 4.1.2 вышеуказанного договора, Общество обязуется осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
ООО "Автоспецтранс" в ответе на истребование Управлением сведений представило ежедневный отчет ООО "Орион" по г. Суоярви о движении транспортных средств при транспортировании твердых коммунальных отходов по договору 02-19/223 от 11.12.2018 за январь, февраль, март 2019 года. Из отчета Управление установило, что ежедневная кратность вывоза мусора не соблюдается, по адресу г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д.6 (ООО "Агроторг" магазин "Пятерочка") даты вывоза согласно отчету:
- Январь 2019: 3, 4, 6, 9, 11, 14, 16, 17, 18, 21, 23, 25, 28, 30;
- Февраль 2019: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25;
- Март 2019: 1, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15,18, 20,22, 25, 27, 29.
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что ООО "Орион" нарушает требования пункта 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В рамках административного расследования от 19.04.2019 начальником Территориального отдела в отношении Администрации муниципального образования "Суоярвский район" был составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.3. КоАП РФ. По результатам рассмотрения вынесено постановление Суоярвского районного суда N 5-21/2019 14.08.2019 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3. КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения.
В рамках административного расследования от 06.05.2019 в отношении ООО "Агроторг" специалистом-экспертом Янчаускене Т.Н. был проведен осмотр места расположения контейнерной площадки, направлены дополнительные запросы в ООО "Агроторг", ООО "Орион", ООО "4 сезона". По окончании административного расследования ООО "Агроторг" и ООО "Орион" выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что предписание N 9/27-П от 08.08.2019 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Орион" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г.Суоярви, Суоярвское шоссе, д.6-А, расположена на земельном участке с кадастровым номером 10:16:0010524:133, которых находится в частной собственности ООО "4 сезона" ИНН 1006012935.
Между ООО "4 Сезона" (Арендодатель) и ООО "Агроторг" (Арендатор) 15.10.2016 заключен договор аренды N 7918 нежилого помещения площадью 488,5 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д.6-А.
Согласно пункту 2.1.7. договора Арендодатель обязуется предоставить Арендатору и его субарендаторам на прилегающей к зданию территории без дополнительной оплаты место для размещения двух контейнеров объемом 0,8 куб.м каждый, предназначенных для хранения ТБО деятельности Арендатора.
Судом первой инстанции также установлено, что между ООО "Автоспецтранс" (Региональный оператор) и ООО "Агроторг" 01.05.2018 заключен договор N 002-959АСТ, согласно пункту 1 которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 2 договора определено, что объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 10 договора бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет собственник земельного участка, на котором расположены такие площадки и территории.
В приложениях к договору стороны определили объемы и места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также периодичность вывоза ТКО и объем вывоза ТКО (куб.м/мес.).
Согласно дополнительному соглашению N 13 к договору, в перечень объектов, от которых производится вывоз ТКО, включены как контейнерные площадки, расположенные на территории заказчиков, так и муниципальные контейнерные площадки.
В пункте 63 дополнительного соглашения N 13 к договору сторонами определена периодичность вывоза ТКО от контейнерной площадки по адресу: г.Суоярви, Суоярвское шоссе, д.6-А - понедельник, среда, пятница.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого предписания, Управление сослалось на условия заключенного между ООО "Автоспецтранс" (Региональный оператор) и ООО "Орион" (Исполнитель) договора от 11.12.2018 N 02-19/223 на оказание услуг по транспортировке ТКО, а именно на пункты 2.5.1. и 4.1.2. договора.
В соответствии с пунктом 1.1. договора от 11.12.2018 N 02-19/223 Региональный оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории Республики Карелия в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами территории в соответствии с Приложением N 1, а Региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
В приложении N 1 к договору содержится описание границ территорий, в том числе поименовано Суоярвское городское поселение.
Согласно пункту 2.5.1. договора периодичность вывоза из мест накопления ТКО устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.
В пункте 4.1.2. договора определено, что Исполнитель обязуется осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 2 настоящего договора и требованиями, установленными действующим законодательством.
В приложении N 4 к договору содержится перечень мест приема и передачи ТКО с указанием района Республики Карелия, наименования населенного пункта, места накопления ТКО (адрес контейнерной площадки) и источника образования ТКО.
Согласно указанному перечню, в него включены места приема и передачи ТКО, источником образования которых являются как МКД, так и различные юридические лица.
В пункте 20 перечня содержится информация о контейнерной площадке, расположенной по адресу: г.Суоярви, Суоярвское шоссе, д.6-А, и указано, что источником образования ТКО является ООО "Агроторг" (т. 1 л.д. 136).
Таким образом, Управление, выдавая оспариваемое предписание, неправомерно вменило ООО "Орион" в обязанность исполнение пункта 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10.
Как указано в разделе I СанПиН 2.1.2.2645-10, настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.
Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Вместе с тем, контейнерная площадка по адресу: г.Суоярви, Суоярвское шоссе, д.6-А, расположенная на земельном участке, находящемся в частной собственности, не предназначена для сбора бытовых отходов и мусора от жилых зданий и помещений; контейнерная площадка обслуживает магазин "Пятерочка" ООО "Агроторг".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации положения СанПиН 2.1.2.2645-10 на ООО "Орион" не распространяются.
Кроме того, ООО "Орион" не является предприятием торговли, следовательно, на него не распространяются Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
В силу пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Таким образом, довод Управления о том, что потребители коммунальных услуг вправе пользоваться любой контейнерной площадкой для складирования твердых коммунальных отходов, признается апелляционным судом несостоятельным.
Контейнерная площадка, расположенная по адресу: г.Суоярви, Суоярвское шоссе. д. 6А, расположена на земельном участке, находящемся в частной собственности и не предназначена для сбора бытовых отходов и мусора от жилых зданий и помещений; контейнерная площадка обслуживает магазин "Пятерочка" ООО "Агроторг".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительным предписание Управления N 9/27-П от 08.08.2019.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 декабря 2019 года по делу N А26-10296/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10296/2019
Истец: ООО "Орион"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в.г.Костомукша,Муезерском,Калевальском и Суоярвском районах, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: ООО "Автоспецтранс", ООО "Агроторг"