Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 сентября 2020 г. N Ф10-2662/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
12 мая 2020 г. |
Дело N А48-12410/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Крахмалопродукты" на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.01.2020 по делу N А48-12410/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Акционерного общества "Крахмалопродукты" (ИНН 5752022401, ОГРН 1025700779532) к Курской таможне (ИНН 4629026434, ОГРН 1024600942904) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10108000-1958/2019 от 23.10.2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Крахмалопродукты" (далее - заявитель, общество, АО "Крахмалопродукты") обратилось Арбитражный суд Орловской области с заявление к Курской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10108000-1958/2019 от 23.10.2019.
Определением от 13.11.2019 заявление АО "Крахмалопродукты" принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.01.2020 по делу N А48-12410/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Крахмалопродукты" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить требования заявителя о признании совершенного административного правонарушения малозначительным.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Крахмалопродукты", не оспаривая факта выявленного таможенным органом правонарушения, ссылается на то, что у суда первой инстанции имелись основания для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным. Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров не причинило экономического ущерба интересам государства, правам и интересам граждан, также в действиях общества отсутствуют признаки пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей. Кроме того, Общество указывает на возможность замены административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу Курская таможня возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, 28.08.2019 на официальном сайте Федеральной таможенной службы России в сети "Интернет" АО "Крахмалопродукты" в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, была представлена статистическая форма с системным номером ED20190828142445415, подписанная электронной цифровой подписью директора Гончаровского Александра Васильевича, за отчетный период - февраль 2019 года. При автоматической регистрации ей был присвоен регистрационный номер 10108000/280819/С932055.
07.10.2019 на официальном сайте Федеральной таможенной службы России в сети "Интернет" АО "Крахмалопродукты" статистическая форма с регистрационным номером 10108000/280819/С932055 была аннулирована в связи с технической ошибкой. Взамен была зарегистрирована новая статистическая форма с системным номером ED20191007103825280, регистрационным номером 10108000/071019/С109872.
Указанная статистическая форма была заполнена на товар: "Крахмал; инулин; крахмал: картофельный", код ТН ВЭД 1108130000, стоимость товара 945000 руб., вывезенный с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь на основании договора N Б21-02/19 от 21.02.2019, заключенного АО "Крахмалопродукты" (Продавец) с ЧТУП "Лэксмаркет" (247500, Беларусь, Гомельская область, г. Речица, ул. Советская 108а-2) (Покупатель), счета-фактуры (инвойса) N 31 от 18.02.2019, товарной накладной N 31 от 28.02.2019.
Установив в действиях Общества, выразившихся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета за февраль 2019 г., состав административного правонарушения, 09.10.2019 Курской таможней в отсутствие представителя юридического лица, были составлен протокол N 10108000-1958/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
23.10.2019 Курской таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10108000-1958/2019, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 23.10.2019 N 10108000-1958/2019, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным в связи с малозначительностью выявленного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта совершения обществом административного правонарушения, вины общества, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие меры по обеспечению требований закона. Также суд области с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для освобождения лица от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда правильными и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС по взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Пунктом 2 части 2 статьи 254 и частью 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российский Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику. Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Согласно части 2 статьи 276 Закона N 289-ФЗ таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, установлена для российских лиц, которые заключили сделку или от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при Отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
С учетом пунктов 9, 10 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) согласно статье 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, обязанность общества представлять статистическую отчетность при совершении операций по перемещению товара между территориями государств-членов Евразийского экономического союза, равно как и ответственность за неисполнение этой обязанности предусмотрены законодательно.
В ходе административного расследования таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статической формы.
Как следует из материалов дела, АО "Крахмалопродукты" в феврале 2019 года осуществлена отгрузка товара в адрес ЧТУП "Лэксмаркет" (247500, Беларусь, Гомельская область, г. Речица, ул. Советская 108а-2) в рамках договора N Б21-02/19 от 21.02.2019.
Статистическая форма перемещения товара должна была быть представлена в таможенные органы не позднее 13.03.2019.
Вместе с тем, фактически статистическую форму в виде электронного документа за отчетный период - февраль 2019 года АО "Крахмалопродукты" отправило на официальный сайт 07.10.2019, то есть с существенным
нарушением установленного действующим законодательством срока.
Факт совершения АО "Крахмалопродукты" вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, подтвержден материалами административного производства и по существу Обществом не оспаривается.
Таким образом, таможенным органом доказано наличие в деянии Общества объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что юридическое лицо знало о возложенной на него обязанности, но не исполнило ее, не воспользовалось предоставленными обществу правами для исполнения данной обязанности, хотя имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В силу специфики своей профессиональной деятельности Общество должно было знать требования нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность, следовательно, оно было обязано предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов. При этом объективных причин, препятствующих выполнению обществом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, не установлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновности общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованном привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Доказательств обратного заявителем в материалы дела представлено не было.
На момент принятия решения суда первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, а также учитывая, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности к исполнению своих обязанностей, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях для освобождения лица от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Согласно статье 2.9 Кодекса об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Вместе с тем в материалах дела отсутствую доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих признать вменяемое нарушение малозначительным.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении виновного к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В данном случае существенной угрозой охраняемым общественным отношениям являются ненадлежащая организация Обществом публично значимой деятельности в области таможенного дела, отсутствие должного контроля со стороны руководства за действиями ответственных лиц.
Кроме того, совершенное административное правонарушение по своему характеру представляет существенное нарушение порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ, является формальным, поскольку непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в таможенный орган информации образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий.
Кроме того, из материалов дела следует, что просрочка представления в таможенный орган статистической формы учета составила почти 7 месяцев, что не может свидетельствовать о малозначительности совершенного Обществом правонарушения.
Обществом не указаны факты, подтверждающие наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным и финансовым положением.
Добровольная подача статистических форм является обязанностью Общества и в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в постановлении от 24.03.2005 N 5 не может быть истолкована в качестве признака малозначительности правонарушителя. Факт устранения последствий правонарушения (подача статистической формы) учитывается лишь при назначении административного наказания.
Таким образом, Обществом не представило доказательств наличия исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел наличия исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (Общество не является субъектом малого или среднего предпринимательства).
При таких обстоятельствах у Таможни отсутствовали основания для применения в отношении Общества части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а у суда для замены наказания на предупреждение.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из содержания обжалуемого постановления усматривается, что при назначении административного наказания Таможней было принято во внимание раскаяние директора АО "Крахмалопродукты", выразившееся в признании им вины в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем было назначено минимальное административное взыскание, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, в данном случае, не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, назначенное заявителю административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 22.01.2020 по делу N А48-12410/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Крахмалопродукты" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-12410/2019
Истец: АО "КРАХМАЛОПРОДУКТЫ"
Ответчик: КУРСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2662/20
12.05.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1060/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-12410/19
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-12410/19