Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2020 г. N Ф07-2788/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А56-125910/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Рябкова Т.Ю. по доверенности от 01.05.2020
от заинтересованного лица-1: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица-2: Чубенко И.С. по доверенности от 12.05.2020
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5712/2020) ООО "БИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2020 по делу N А56-125910/2019, принятое
по заявлению ООО "БИС"
к 1) Всеволожской городской прокуратуре Ленинградской области; 2) Прокуратуре Ленинградской области
3-е лицо: Муниципальное предприятие "Ритуальные услуги" Всеволожского района Ленинградской области
об оспаривании представления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БИС" (ОГРН: 1154704001980, адрес: 188751, Ленинградская обл., р-н Приозерский, городской поселок Кузнечное, ул. Новостроек, д. 4, кв. 77; далее - заявитель, Общество, ООО "БИС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Всеволожской городской прокуратуре (адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138; далее - заинтересованное лицо-1), Прокуратуре Ленинградской области (ОГРН: 1037804030175, адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4, лит. А, пом. 1Н, 501; далее - заинтересованное лицо-2) об оспаривании представления N 01-12-2019 от 30.08.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1184704007344, адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Александровская, д. 76, пом. 1; далее - МБУ "Ритуальные услуги" ВМР ЛО, третье лицо, до реорганизации (24.05.2018) - МП "Ритуальные услуги" ВР ЛО (ОГРН: 1034700564799)).
Решением от 07.02.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "БИС" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "БИС" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица-2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Всеволожская городская прокуратура и МП "Ритуальные услуги" ВР ЛО, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Всеволожской городской прокуратурой в результате проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на территории МО "Дубровское городское поселение" (Дубровское кладбище); МО "Заневское сельское поселение" (Пундоловское кладбище в д. Суоранда); МО "Рахьинское городское поселение" (Рахьинское кладбище в п. Рахья, Ириновское кладбище в п. Ириновка); МО "Агалатовское сельское поселение" (кладбище в д. Вартемяги); МО "Сверловское городское поселение" (Масловское кладбище в д. Маслово, Новосаратовское кладбище в д. Новосаратовка, Свердловское кладбище в г.п. им. Свердлова мкрн.2, Овцинское кладбище); МО "Колтушское сельское поселение" (Озерковское кладбище) установлено, что ООО "БИС" оказывает услуги по погребению умерших на вышеуказанных кладбищах в отсутствие правовых оснований, в связи с чем Прокуратурой выдано представление N 01-12-2019 от 30.08.2019.
Согласно указанному представлению Прокуратура потребовала принять меры к устранению нарушений закона, а именно: прекратить деятельность по оказанию ритуальных услуг, освободить самовольно занятые земельные участки в установленный законом месячный срок.
Не согласившись с вынесенным представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1
"О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вносит соответствующее представление, которое является актом прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные обстоятельства правомерно не установлены судом первой инстанции в отношении оспариваемого акта прокурорского реагирования.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов (статья 29 Закона N 8-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество не является специализированной службой, созданной органом местного самоуправления в соответствии со статьями 25, 29 Закона N 8-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 26.04.2017 МП "Ритуальные услуги" ВР ЛО заключен договор N 1 оказания ритуальных услуг, связанных с погребением, эксплуатацией и содержанием кладбища, с ООО "БИС" (л.д.16-20).
Согласно пункту 6.4 указанного договора, Договор может быть досрочно расторгнут по соглашению сторон, либо по требованию одной из сторон в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что уведомлением от 18.01.2019 N 6/19 Учреждение уведомило Общество в соответствии с разделом 6 Договора о необходимости в течение 10 дней с момента получения претензии освободить территорию занимаемых муниципальных кладбищ путем вывоза имущества, принадлежащего ООО "БИС", а также передачи журналов учета захоронений кладбищ. В обоснование указанного уведомления Учреждение сослалось на нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении договора с Обществом (л.д. 79).
Указанное уведомление вынесено МУП "Ритуальные услуги" во исполнение Предупреждения УФАС по Ленинградской области от 30.11.2018, основанного на положениях Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) (л.д.80-86).
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
Частью 2 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрещено наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В рассматриваемом случае, Учреждение является организацией, осуществляющей функции органа местного самоуправления.
Таким образом, договор, на который ссылается заявитель, в нарушение Закона N 135-ФЗ, заключался без проведения конкурса или аукциона на право его заключения, следовательно, Обществу были созданы преимущественные условия для осуществления деятельности на рынке оказания ритуальных услуг, что препятствовало развитию добросовестной конкуренции.
При этом само по себе удовлетворение требований прокурора не может отразиться на праве ООО "БИС" оказывать услуги по захоронению на конкурентной основе с иными предпринимателями, осуществляющими данный вид деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление прокуратуры не нарушает прав и законных интересов Общества.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 февраля 2020 года по делу N А56-125910/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-125910/2019
Истец: ООО "БИС"
Ответчик: Всеволожская городская прокуратура Ленинградской области, Прокуратура Ленинградской области
Третье лицо: Муниципальное предприятие "Ритуальные услуги" Всеволожского района Ленинградской области