Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2020 г. N Ф08-6384/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А32-56173/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Дивноморье" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-56173/2019
по заявлению акционерного общества "Дивноморье"
к Новороссийской таможне; Южной оперативной таможне
об отмене решения, постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дивноморье" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения Южной оперативной таможни от 05.11.2019 N 10314000/172ю/186А; и постановления от 10.09.2019 Новороссийской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-726/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, просило изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность отказа суда первой инстанции в применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва таможенного органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.07.2019 года в адрес общества Новороссийской таможней было направлено письмо N 16-26/21420 о необходимости предоставления статистических форм учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли. Указанное письмо получено обществом 30.07.2019.
01.08.2019 генеральным директором общества Карапетяном Арсеном Романовичем подана статистическая форма перемещения товаров (далее - статформа) в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Статформе присвоен системный номер ED20190801143422209 и регистрационный номер 10309000/010819/С808252 с присвоением кода Краснодарской таможни (10309000).
01.08.2019 статформа N 10309000/010819/С808252 была аннулирована в связи с ошибкой в отчетном периоде, вместо нее была подана статформа N 10317000/010819/С808826, регистрационный код присвоен с кодом Новороссийской таможни (10317000).
В соответствии с данными, содержащимися в статформе N 10317000/010819/С808826 (подана вместо аннулированной статформа N 10309000/010819/С808252), установлено, что в декабре 2018 года общество осуществило экспортные операции по перемещению через Государственную границу РФ товара "прочие вина виноградные натуральные, включая крепленые, в сосудах емкостью 2л или менее", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2204219800, в Республику Казахстан, получатель ООО "VLD-ALKO" (БИН 070540011164, Казахстан, 050000 г. Алматы, мкр. Самал-2, д. 67) по следующим документам: договор от 31.08.2018 N 0001/11/2018; товарная накладная от 12.12.2018 N 105, счет-фактура (инвойс) от 12.12.2018 N 1-2018, международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 12.12.2018 N 259311; общей стоимостью товаров 1381 680 руб.
Статформа N 10317000/010819/С808826 (подана вместо аннулированной статформы N 10309000/010819/С808252) за отчетный период - декабрь 2018, направление перемещения -экспорт, торгующая страна - Казахстан, подана 01.08.2019 в виде электронного документа, заверенного электронной подписью генерального директора общества Карапетяна Арсена Романовича (номер контактного телефона 8 928 3345055, электронная почта egais@ud.wine).
Таким образом, в соответствии с законодательством, статформа, поданная в виде электронного документа, заверенного электронной подписью, за отчетный период декабрь 2018 года, должна была быть представлена обществом в таможенный орган не позднее 18.01.2019. Фактическое время представления статистической формы учета перемещения товаров - 01.08.2019.
Из представленных в отдел таможенной статистики Новороссийской таможни обществом копий документов: договора от 31.08.2018 N 0001/11/2018; товарной накладной от 12.12.2018 N 105, счет - фактуры (инвойса) от 12.12.2018 N 1-2018, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 12.12.2018 N 259311 следует, что товар был отгружен со склада 12.12.2018.
В результате проведенных мероприятий установлено, что общество представило статформу с системным номером ED20190801151008503 и регистрационным номером 10317000/010819/С808826 (подана вместо аннулированной статформы с системным номером ED20190801143422209 и регистрационным номером 10309000/010819/С808252) с нарушением сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада. Задержка установленного срока составило 226 календарных дня.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
По данному факту 27.08.2019 должностным лицом Новороссийской таможни составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО "Дивноморье" N 10317000-726/2019 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное предоставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
10.09.2019 заместитель начальника Новороссийской таможни, рассмотрев протокол об административном правонарушении и иные доказательства по делу, вынес в отношении общества постановление N 10317000-726/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Южной оперативной таможни от 05.11.2019 N 10314000/172ю/186А указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, объективную сторону правонарушения составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", (Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС), в соответствии с которыми определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (далее по тексту - Правила).
Из требований, изложенных в абзаце 1 пункта 5 Правил, следует, что формирование официальной статистической информации о взаимной торговле РФ с государствами - членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
В силу абзаца 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств-членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль своевременности представления статистических форм и достоверности, содержащихся в них сведений (абзац 4 пункта 5 Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статформы, предусмотренными приложениями N 1, N 2. (п.7 Правил).
Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, что подтверждается следующими доказательствами:
1. копией статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20190801151008503 и регистрационным номером 10317000/010819/С808826 (подана вместо аннулированной статформы с системным номером ED20190801143422209 и регистрационным номером 10309000/010819/С808252) за отчетный период декабрь 2018 года;
2. копиями документов: договора от 31.08.2018 N 0001/11/2018; товарной накладной от 12.12.2018 N 105, счета - фактуры (инвойса) от 12.12.2018 N 1-2018, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 12.12.2018 N 259311, которые подтверждают вывоз товара в Казахстан из Российской Федерации в рамках договора в декабре 2018 года;
3. письмом АО "Дивноморье" от 13.08.2019 N 200 (вх. таможни от 15.08.2019 по реестру), в котором исполнительный директор АО "Дивноморье" Безнощенко С.Г. признает факт несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров;
4. протоколом об АП N 10317000-726/2019, составленным 27.08.2019, по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в отношении АО "Дивноморье".
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность АО "Дивноморье" заключается в своевременном представлении статистической формы в таможенный орган), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Каких-либо объективных причин, исключающих возможность АО "Дивноморье" своевременно представить в таможенный орган указанную статформу, в процессе административного производства по делу об административном правонарушении не установлено, что характеризует субъективную сторону административного правонарушения.
Следовательно, АО "Дивноморье" виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, так как установлено, что у него имелась возможность выполнить требования и предписания актов законодательства и нормативно-правовых актов, возложенных на него в связи с ведением экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, что по существу обществом не оспаривается.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку обществом не представлены доказательства того, что при совершении вмененного административного правонарушения имел место исключительный случай. Данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на достоверное декларирование товаров и отражение достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, что исключает возможность применения к данному правонарушению положений статьи 4.1.1 КоАП РФ (аналогичная позиция содержится в постановлении ВС РФ от 06.07.2017 N 9-АД17- 11).
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ
При таких обстоятельствах и правовом регулировании назначенное таможенным органом административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру, тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обоснованных доказательств того, что назначенная мера наказания является чрезмерной, а также тяжелого имущественного положения заявителя не представлено, в связи с чем оснований для вывода о том, что назначение наказания в минимальном размере санкции вмененной статьи повлечет чрезмерное ограничение экономических прав общества, в том числе к финансовым последствиям, необратимого характера, у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-56173/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56173/2019
Истец: АО "Дивноморье"
Ответчик: Новороссийская таможня, Южная Оперативная таможня