Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2020 г. N Ф08-6158/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2020 г. |
дело N А53-37554/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 06.12.2019 по делу N А53-37554/2019
по иску товарищества собственников жилья "Вектор"
к Федеральному государственному казенному учреждения "СевероКавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации; к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Вектор" (далее также истец, товарищество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее также ответчик 1, учреждение) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее также ответчик 2, министерство) с требованием о взыскании с учреждения, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице министерства задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 83 420 руб.
Решением суда от 06.12.2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика 68161 рубль 47 копеек задолженности, 2726 рублей 33 копейки судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
Ответчики обжаловали решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просили решение отменить, в иске отказать полностью по основаниям, изложенным в жалобе.
Так, министерство не согласно с расчетом истца, а также указывает, что ему не направлялись документы на оплату, услуги не оказаны.
Учреждение в жалобе указывает, что не обязано оплачивать данный долг, собственником помещений не является. Не согласно с расчетом истца, а также со взысканием с ответчика государственной пошлины, поскольку последнее освобождено от ее уплаты.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц правовые позиции по делу поддержали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья "Вектор" (далее - истец) создано собственниками помещений с целью управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344065, Ростовская область, город Ростов -на-Дону, Днепровский переулок, 124 Ж.
Таким образом, ТСЖ "Вектор" с 13.03.2014 года по по настоящее время осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: 344065, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, Днепровский переулок, 124 Ж.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ФГКУ "Северо-Кавказского ТУИО" МО РФ с 2009 года на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения и являются собственностью Российской Федерации в лице Министерства Обороны РФ, а именно: квартиры N 12, N 29, N 36, N 40, N 44, N 45, N 61, N 73, расположенные по адресу: 344065, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, Днепровский переулок, 124 Ж.
Согласно позиции истца, ответчик не исполняет свои обязательства по внесению взносов на проведение капитального ремонта общего имущества. В результате чего, у ответчика образовалась задолженность перед ТСЖ "Вектор" в размере 83420,03 руб. по оплате взносов на капитальный ремонт, из расчета: по квартире N 12 за май 2019 года составляет 548 рублей 48 коп.; по квартире N 29 за период с ноября 2017 года по май 2019 года составляет 8 750 рублей 14 коп.; по квартире N 36 за май 2019 года составляет 547 рублей 90 коп.; по квартире N 40 за период с декабря 2017 года по май 2019 года составляет 12318 рублей 64 коп.; по квартире N 44 за период с января 2017 года по май 2019 года составляет 11719 рублей 12 коп.; по квартире N 45 за период с апреля 2016 года по май 2019 года составляет 20 578 рублей 66 коп.; по квартире N 61 за период с апреля 2015 года по май 2019 года составляет 28 306 рублей 34 коп.; по квартире N 73 за май 2019 года составляет 650 рублей 75 коп.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Таким образом, в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы нежилых помещений.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее правом оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой, обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления возникает с момента регистрации права оперативного управления, а также тот факт, что за ФКУ "СК ТУИО" зарегистрировано право оперативного управления на помещения N 001, N 002, N 003, N 004 02.02.2016, лицом, обязанным вносить соответствующие платежи за период с 01.11.2018 по 31.07.2019 является ФГКУ "СК ТУИО".
Учреждение за которым помещение закреплено на праве оперативного управления, в спорный период в силу прямого указания закона обязано было нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением соответствующих площадей в доме (данная правовая позиция выражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 N Ф08-3197/2016 по делу N А53-18768/2015).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещения.
Спорные жилые помещения зарегистрированы на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, поэтому ответчик должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Общим собранием собственников помещений в доме от 23.03.2014 г. было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем спецсчета определено ТСЖ "Вектор", ежемесячный взнос установлен в размере, равном минимальному размеру взноса, установленному Правительством Ростовской области.
Ответчик свои обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт не исполняет, в результате чего, образовалась задолженность.
Размер платы за капитальный ремонт является простой операцией по умножению тарифа на площадь жилых помещений и количество месяцев.
Согласно пункту 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Ответчиками в суде первой инстанции заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по части требований.
Указанный довод был проверен судом первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку.
Так, суд указал, что в требованиях по квартире N 61 за период с апреля 2015 по 31.08.2016 и по квартире N 45 за период с апреля 2016 по 31.08.2016 надлежит отказать по данному основанию.
Указанный вывод является верным.
Размер платы за капитальный ремонт является простой операцией по умножению тарифа на площадь жилых помещений и количество месяцев.
Согласно пункту 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности нести бремя расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, как расчет истца, так и расчет ответчика верным не является.
В соответствии с постановлениями Правительства Ростовской области от 30.06.2016 г. N 220, от 28.12.2017 г. N 914 и от 28.09.2018 г. N 610 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области" установлены тарифы:
на 2015 (с 01.01.2015 по 31.12.2015) г. - 6,5 руб. (на один кв м )
на 2016 - 2017 (с 01.01.2016 по 31.12.2017) г. - 6,4 руб. (на один кв м )
на 2018 (с 01.01.2018 по 30.09.2018) г.-7.17 руб. (на один квм)
на 2018 - 2019 (с 01.10.2018 по 31.12.2019) г. - 9,92 руб. (на один кв.м.).
Как у истца, так и у ответчика верно указана площадь спорных помещений. Между тем, ответчик в представленном контррасчете не округляет до сотых, в связи с чем, расчет не верен.
По расчету суда апелляционной инстанции задолженность за период, за который срок исковой давности не пропущен, составила 68 135 руб. 49 коп.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не представлял в адрес учреждения счета-фактуры и акты выполненных работ, отклоняется судом, поскольку обязанность по внесению платежей за содержание общего имущества и сроки их внесения прямо установлены законом. Не выставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Соответственно, ответчик, зная о наличии у него обязанности в установленный законом срок вносить платежи за содержание и ремонт общего имущества дома, был вправе обратиться к управляющей компании за оформлением платежных документов и на их основании произвести оплату. Аналогичная позиция изложена судами при рассмотрении споров со схожими обстоятельствами в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.05.2019 N Ф03-1354/2019 по делу N А73-8050/2018, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.07.2018 N Ф09-4364/18 по делу N А60-14954/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2016 N Ф08-7415/2016 по делу N А53-3786/2016.
Довод о взыскании госпошлины отклоняется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно статье 110 Кодекса между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Кодекса.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - постановление N 46) разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Кодекса).
В данном случае, взыскивая с учреждения сумму уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, суд не возложил на ответчика обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а распределил судебные расходы.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины в бюджет на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2019 по делу N А53-37554/2019 изменить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "СевероКавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, в пользу товарищества собственников жилья "Вектор" 68 135 руб. 49 коп. задолженности, 2726 рублей 33 копейки судебных расходов по уплате государственной пошлины".
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37554/2019
Истец: ТСЖ "ВЕКТОР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6158/20
15.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23775/19
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37554/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37554/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37554/19