г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А26-10932/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Климцовой Н.А.
при участии:
от истца: Фомин И.А. по доверенности от 24.12.2018;
от ответчика: не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8192/2020) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2020 по делу N А26-10932/2019 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "КАРЕЛИЯ ДСП"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Карелия ДСП" (далее - ответчик, АО "Карелия ДСП") о взыскании штрафа в размере 929 935 руб. за искажение сведение в железнодорожной накладной N 26961321 о массе груза в вагоне N 29020351 на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав, УЖТ РФ).
Решением суда от 07.02.2020 исковые требования удовлетворены в части взыскания с ответчика в пользу истца штрафа в размере 371 974 руб. в соответствии со статьей 98 УЖТ РФ и расходов по госпошлине в размере 21 599 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно снизил размер штрафа.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, просил судебный акт изменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.03.2019 со станции Вичка Октябрьской железной дороги ответчик (грузоотправитель)по железнодорожной накладной N 26961321 отправил груз (плиты древесностружечные в пакетах) до станции назначения Сумгаит Азербайджанская республика в адрес ООО "МетбехАлеми" (грузополучатель).
В накладной Грузоотправителем указаны сведения о массе груза в вагоне N 29020351 - 65270 кг, определенной расчётным путем, весе тары - 26500 кг, грузоподъёмности вагона - 67,2 тонны.
26.03.2019 на станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги перевозчиком проведено контрольное взвешивание спорного вагона на весах, в результате которого обнаружено, что фактически масса груза составила 69400 кг. Излишек массы груза против накладной составил 4130 кг, против грузоподъёмности вагона - 2 200 кг. С учётом предельного расхождения измерения согласно рекомендациям МИ-3115-2008 излишек массы против документа составил 2 694 кг, против грузоподъёмности вагона - 764 кг.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте общей формы N 1/803 от 26.03.2019 и в коммерческом акте N ОКТ2603135/3 от 26.03.2019, который без замечаний подписан представителем АО "Карелия ДСП".
Истец направил ответчику претензию от 10.09.2019 N 1-4/681 с требованием оплатить штраф, начисленный на основании статьи 98 УЖТ РФ за искажение сведений в железнодорожной накладной о массе груза в вагоне.
Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, при этом, установил основания для снижения размера штрафа.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (статья 785 ГК РФ).
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В статье 26 Устава указано, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Определение количества мест и массы груза в вагоне производится отправителем, если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза (пункт 4.3 Правил перевозок грузов - приложения N 1 к СМГС).
В соответствии со статьей 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
Статьей 98 УЖТ РФ установлено, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30), пункте 5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017 (далее - Обзор от 20.12.2017) разъяснено, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий
Из материалов дела усматривается, что плата за перевозку указанной ответчиком массы груза составила 184 434 руб.. Перевозка фактической массы груза подлежит оплате в размере 185 987 руб.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ и пунктом 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной массы грузов, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.
В рассматриваемом случае факт искажения сведений о массе груза в транспортной накладной ответчиком не оспаривается и подтвержден актом общей формы и коммерческим актом, составленными с соблюдением требованием Правил N 43.
Учитывая, что факт искажения сведений о массе груза в накладной подтверждается материалами дела, истцом правомерно заявлено требование о взыскании предусмотренного статьей 98 УЖТ РФ штрафа в размере 929 935 руб.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ходатайствовал о снижении размера штрафа.
Статьей 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.200 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
В пункте 36 Постановления N 30 разъяснено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о массе груза повлекло неверное определение стоимости перевозки (занижение тарифа) на незначительную сумму, но в совокупности с превышением грузоподъёмности вагона возникли обстоятельства, влияющие на безопасность движения.
В рассматриваемом случае отсутствуют значительные негативные последствия, наступившие в связи с таким искажением.
Принимая во внимание компенсационный характер неустойки и необходимость соблюдения баланса между установленной законом мерой ответственности и действительным размером ущерба, причиненного истцу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа до двукратного размера провозной платы - 371 974 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2020 по делу N А26-10932/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10932/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "КАРЕЛИЯ ДСП"