Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2020 г. N Ф09-698/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А07-1870/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.09.2019 по делу N А07-1870/2018.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными предписаний от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304, от 21.03.2018 N ЮО-18-128-040 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО УК "Жилсервис", Каримов Х.Ю.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 04.04.2019 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.09.2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Направляя дело на новое рассмотрение суд кассационной инстанции указал, что судами не применены подлежащие применению нормы права, а именно пункт 59 (1) и неправильно истолкован пункт 3(2), в связи с чем, судебные акты нельзя признать законными и обоснованными. Правильность расчётов административного органа и заявителя судами не проверялась ввиду неправильного применения норм материального права.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.09.2019 (резолютивная часть решения объявлена 27.08.2019) заявленные требования удовлетворены. Предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304, от 21.03.2018 N ЮО-18-128-040 признаны недействительными. С Госкомитета в пользу ООО "БашРТС" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. Кроме того, обществу "БашРТС" выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Госкомитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что необходимым условием для проведения корректировки размера платы за услугу отопление является бесперебойное функционирование общедомового прибора учета в течение двенадцати месяцев. При этом, по мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае пункт 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением от 06.05.2011 N 354 Правительства Российской Федерации неприменим, поскольку определяет порядок начисления платы за услугу отопление, но не определяет порядок проведения корректировки. Кроме того, в соответствии с формулой 3 (2) Правил N 354 одним из показателей является размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных приборов учета, в связи с чем, в отсутствие указанного показателя оснований для проведения корректировки платы у ООО "БашРТС" не имелось.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителя дома N 91 по ул. Одесская г. Стерлитамак, распоряжения N 4016 от 15.11.2017 комитетом в период с 21.11.2017 по 18.12.2017 проведена внеплановая проверка в отношении ООО "БашРТС" по факту проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление".
В ходе проверки выявлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (зав. N 120712, 1159998, 1432629, 1188436, 1188450). При исследовании платежных документов установлено, что показания прибора учета для расчета корректировки платы за отопление обществом применены за период менее года, а именно с сентября 2016 года по июль 2017 года, корректировка платы собственникам помещений в многоквартирном доме за отопление проведена за пределами первого квартала 2017 года, а именно в июле 2017 года. Вместе с тем, согласно письму ООО "БашРТС" (исх. N 133/10-3739 от 30.11.2017) на общедомовом узле учета тепловой энергии МКД в межотопительный период 2016 года в составе теплосчетчика была произведена замена комплектующих частей прибора.
По результатам проверки в отношении ООО "БашРТС" составлен акт проверки от 13.12.2017 N ЮО-17-4016-09901, на основании которого обществу выдано предписание от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304 с требованием в срок до 25.01.2018 произвести возврат корректировки (доначисления) платы за отопление в адрес собственников, нанимателей помещений дома N 91 по ул. Одесская, г. Стерлитамак произведенной согласно платежных документов за июль 2017 года за период с сентября по июль 2017 год в размере 230 791 руб. 65 коп. или 81,87 на 1 кв. м (т. 1 л.д. 183- 184).
На основании распоряжения N 520 20.02.2018 административным органом проведена проверка исполнения обществом предписания от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 21.03.2018 N ЮО-18-520-12801. В связи с неисполнением обществом предписания комитета от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304, заявителю выдано предписание N ЮО-18-128-040 от 21.03.2018, которым предписано произвести возврат корректировки (доначисления) платы за отопление в адрес собственников, нанимателей помещений дома N 91 по ул. Одесская, г. Стерлитамак за период с сентября 2016 по июль 2017 года в размере 230 791 руб. 65 коп. или 81, 87 руб. на 1 кв. м (т. 1 л.д. 284).
Не согласившись с выданными предписаниями от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304 и от 21.03.2018 N ЮО-18-128-040, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых предписаний Госкомитета.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с части 3 которой к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 этой статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Таким образом, проверка проведена и предписание выдано Госкомитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 36 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами.
Как следует из абзаца 1 пункта 42 (1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 N 422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан" в городе Стерлитамаке сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Из пункта 43 Правил N 354 следует, что объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил.
Согласно абзацу 3 п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из пункта 3 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в ред. до 01.01.2019 года), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1):
Pi = Si x VT x TT, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (действовавшего до 01.01.2019) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2):
S
i
P = P x --- - P, где
i k.пр S fn.i
об
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Как следует из материалов дела и установлено Госкомитетом, многоквартирный дом N 91 по ул. Одесская, г. Стерлитамак оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Заинтересованным лицом в рамках проведенных проверочных мероприятий установлено, что показания прибора учета для расчета корректировки платы за отопление ООО "БашРТС" применены за период менее года (с сентября 2016 года по июль 2017 года), корректировка платы собственникам помещений в многоквартирном доме за отопление проведена за пределами первого квартала 2017 года - в июле 2017 года.
При этом оспариваемыми предписаниями заявителю предписано произвести возврат корректировки (доначисления) платы за отопление собственников, нанимателей помещений МКД, произведенной согласно платежных документов за июль 2017 году за период с сентября 2016 по июль 2017 года в размере 230 791,65 руб. или 81,87 на 1 кв. м.
Как указывает заинтересованное лицо, корректировка (доначисление) платы за отопление в 2017 году могла быть произведена заявителем только при наличии введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, отработавшего полный прошедший год, при наличии показаний прибора учета за полный прошедший год, а также должна быть проведена в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Между тем, согласно пункту 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии определение среднемесячного объема тепловой энергии исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1) и 60 (1) Правил N 354 (письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Исходя из положений пунктов 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354, недопуск в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в корректируемый период и отсутствие за этот период измерений объема тепловой энергии данным прибором учета не лишает потребителей права на корректировку платы за отопление.
Данная позиция подтверждается и определением Верховного Суда РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-14301.
Кроме того, судом верно отмечено, что указание в пункте 3(2) Правил N 354 на осуществление корректировки в первом квартале, не является императивным в плане установления срока осуществления корректировки, в связи с чем, проведение корректировки в более поздний период не является нарушением, свидетельствующим о неправильности корректировки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Юридически значимыми для разрешения настоящего спора являются обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии права на корректировку платы на отопление. Установленные по делу обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции сделать выводы о наличии данного права у заявителя.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании предписаний Госкомитета по жилищному и строительному надзору от 13.12.2017 N ЮО-17-099-304, от 21.03.2018 N ЮО-18-128-040 недействительными правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы. Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Госкомитет освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.09.2019 по делу N А07-1870/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1870/2018
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору
Третье лицо: Каримова Х Ю, ООО "Управляющая организация "ЖилСервис"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-698/19
18.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3460/20
03.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1870/18
04.04.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-698/19
23.11.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15877/18
05.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-1870/18