Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 августа 2020 г. N Ф03-3035/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
18 мая 2020 г. |
А73-9550/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная Генерирующая Компания": Гуменюк М.А. по доверенности от 07.02.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края
на решение от 26.09.2019
по делу N А73-9550/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная Генерирующая Компания"
к комитету по ценам и тарифам правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН-1051401746769, ИНН-1434031363, является ресурсоснабжающей (теплоснабжающей организацией на территории г. Хабаровска).
По результатам проверки комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края (далее - Комитет) установил, что АО "ДГК" предъявило Панасенко Е.Л., проживающему в г. Хабаровске (адрес указан в оспариваемом постановлении), плату за горячее водоснабжение, рассчитанную с учетом применения объемных показателей потребления горячей воды с 20.11.2018 по 20.12.2018 (переданных в АО "ДГК" 20.12.2018), и тарифов, действие которых установлено на иной период времени (с 01.01.2019 по 30.06.2019), тем самым применив тарифы, установленные на иной период регулирования.
26.04.2019 должностным лицом Комитета Зиминой Е.В. в отношении АО "ДГК" с участием представителя общества Гуменюк М.А., действующей на основании доверенности от 07.03.2019 N 51/84, составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении вручена 26.04.2019 представителю АО "ДГК" Гуменюк М.А.
15.05.2019 заместителем председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования Комитета Гончар Е.И. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление N 17-ю, которым АО "ДГК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Постановление от 15.05.2019 N 17-ю вынесено с участием представителя АО "ДГК" Гуменюк М.А., действующей на основании доверенности от 07.03.2019 N 51/84.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО "ДГК" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-9550/2019.
Решением от 26.09.2019 суд удовлетворил заявление по делу N А73-9550/2019, признал незаконным и отменил постановление от 15.05.2019 N 17-ю.
Комитет не согласился с судебным актом, обратился с Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт о признании постановления N 19-ю законным и обоснованным.
По мнению Комитета, изложенному в апелляционной жалобе с дополнениями, каждое платежное требование (квитанция), выставленное потребителям за один и тот же период с нарушением действия установленных тарифов, является самостоятельным административным правонарушением, а привлечение АО "ДГК" к административной ответственности по одному эпизоду выставления требования об оплате коммунального платежа с нарушением цен и тарифов не освобождает энергоснабжающую организацию от ответственности за выставление таких требований иным потребителям. Также Комитет ссылается на отсутствие идентичности в периодах начисления платы в сходных, но не идентичных по содержанию постановлениях о привлечении к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ДГК" не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 17.10.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
Определением от 24.12.2019 производство по апелляционной жалобе приостанавливалось до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы на судебные акты по делу N А73-7938/2019 Арбитражного суда Хабаровского края.
Определением от 13.03.2020 производство по апелляционной жалобе было возобновлено.
Определением от 09.04.2020 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В связи с заменой судьи Вертопраховой Е.В. на судью Сапрыкину Е.И. (определение от 12.05.2020) апелляционная жалоба была рассмотрена в судебном заседании 14.05.2020 с самого начала.
В судебном заседании представитель АО "ДГК" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Комитет, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не направил в судебное заседание своего представителя, что не препятствовало рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно оспариваемому постановлению, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ (за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования).
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
В соответствии с Положением о комитете, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр, в полномочия комитета входит осуществление государственного регулирования цен (тарифов), в том числе на горячее водоснабжение и тепловую энергию, а также осуществление контроля за правильностью применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Хабаровского края.
Согласно п. 5.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Пунктом 15 Основ ценообразования установлено:
срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства РФ;
тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
На регулируемый период с 01.07.2018 по 31.12.2018 постановлением Комитета от 18.12.2015 N 39/7 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") на 2016 - 2018 годы" (в редакции постановления Комитета от 19.12.2017 N 38/9) (далее - Постановление N 39/7), для группы потребителей "население" установлены тарифы (с НДС):
на компонент теплоноситель в размере 39, 14 руб./куб.м;
на компонент на тепловую энергию в размере 1705, 32 руб./Гкал.
На регулируемый период с 01.01.2019 по 31.06.2019 постановлением Комитета от 14.12.2018 N 38/3 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую акционерным обществом "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" потребителям Хабаровского края в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) на долгосрочный период 2019 - 2023 годы" (далее - постановление N 38/3) для группы потребителей "население" установлены тарифы (с НДС):
на компонент теплоноситель в размере 39,81 руб./куб.м;
на компонент на тепловую энергию в размере 1734,22 руб./Гкал.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Подпунктом "ж" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги необходимо применять показания приборов учета за тот расчетный период, за который были сняты показания.
По обращению гражданина Панасенко Е.Л., Комитетом проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО "ДГК" в январе 2019 года предъявило Панасенко Е.Л., проживающему в г. Хабаровске (адрес указан в оспариваемом постановлении) плату за горячую воду (согласно представленной квитанции) по тарифу на горячее водоснабжение в виде:
- компонента на теплоноситель в размере - 39,81 руб./куб. м;
- компонента на тепловую энергию в размере - 1 734,22 руб./Гкал, установленного на период времени с 01.01.2019 по 30.06.2019 постановлением Комитета от 14.12.2018 г. N 38/3.
При этом показания прибора учета горячего водоснабжения (согласно квитанции) Панасенко Е.Л. были переданы для начисления платы - в период потребления с 20.11.2018 по 20.12.2018.
Правонарушение выразилось в том, что АО "ДГК" применены тарифы, установленные на иной период регулирования, что, по мнению административного органа, свидетельствует о совершении АО "ДГК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Учитывая, что АО "ДГК" не представило доказательств, которые бы свидетельствовали о принятии обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность или о невозможности их принятия, суд первой инстанции посчитал доказанным факт правонарушения, при том, что и сам заявитель по делу вышеизложенные обстоятельства не оспаривал.
Вместе с тем, суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, при этом руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
АО "ДГК" привлечено к ответственности в рамках административных дел N 7-ю, N 17-ю, которые вытекают из идентичных фактов, а именно:
- в рамках дела N 7-ю - предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.01.2019 (постановление N 7-ю не обжаловано, вступило в законную силу);
- в рамках дела N 17-ю также предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.01.2019.
В указанных делах такое предъявление потребителям, проживающим на территории г. Хабаровска, размера плат за горячее водоснабжение, обусловлено отсутствием возможности формирования платежного документа потребителям исходя из требований постановлений комитета N 38/1 и N 38/9 об утверждении тарифов на тепловую энергию и горячую воду.
Комитет в рамках настоящего дела привел доводы о том, что, поскольку постановления 7-ю и 17-ю вынесены по итогам разных административных производств, возбужденных в различное время на основании отдельных обращений разных граждан, то предъявление АО "ДГК" разным потребителям, проживающим в отдельных квартирах, по отдельным платежным документам, различного размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с нарушением действующего законодательства, свидетельствует об отдельных составах правонарушений, объективная сторона которых выразилась в совершении отдельных противоправных действий.
Суд первой инстанции отклонил вышеизложенные доводы, правильно указал в обжалуемом решении: вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2019 г. по делу N А73-7938/2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 N 06АП-4381/2019 установлено, что выставление документов произведено АО "ДГК" собственникам помещений на территории г. Хабаровска одномоментно за определенный период, в связи с отсутствием возможности формирования платежного документа потребителям исходя из требований постановлений комитета N 38/1 и N 38/9 об утверждении тарифов на тепловую энергию и горячую воду.
В случае установления необоснованного выставления ресурсоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию и горячую воду, в том числе в связи с техническими проблемами общества по формированию платежных документов, фактически совершаются одни и те же действия, вытекающие из идентичных фактов.
В данном случае административным органом АО "ДГК" оспариваемым постановлением N 17-ю привлечено к административной ответственности за то же самое нарушение, что и постановлением N 7-ю, которое не оспаривалось и вступило в законную силу.
Привлечение к ответственности по итогам разных административных производств, возбужденных в различное время на основании отдельных обращений разных граждан, по отдельным платежным документам, различного размера платы за горячее водоснабжение, в данном случае не имеют правового значения, не служит основанием для повторного привлечения к ответственности.
Субъектом всех вменяемых правонарушений является одно и то же лицо - АО "ДГК". Нарушение посягает на одни и те же общественные нарушения, связанные с ценообразованием при расчетах за ГВС.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Таким образом, названной нормой установлен запрет на привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение дважды.
Административный орган не доказал, что имело место не одно продолжаемое правонарушение, а несколько отдельных и независимых правонарушений.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Нарушение, указанное в постановлении от 15.05.2019 N 17-ю, полностью совпадает с событием ранее выявленного нарушения, за которое постановлением N 7-ю от 04.04.2019 АО "ДГК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа.
Арбитражным судом признан ошибочным довод Комитета о том, что направление конкретному потребителю платежного документа, содержащего неверный размер платы за горячее водоснабжение, предоставляет собой отдельное правонарушение. Такая позиция Комитета влечет за собой возможность неограниченного количества привлечения АО "ДГК" к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение.
Как правильно указал суд, правонарушения, выражающиеся в периодическом направлении потребителям платежных документов за определенный период, содержащих неверно определенный размер платы, по тарифу, не подлежащему применению, не являются отдельными и независимыми правонарушениями, у административного органа в случае установления события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отсутствуют основания для привлечения организации к административной ответственности по каждому факту направления квитанции за один период по каждому собственнику, подавшему жалобу.
Поскольку постановлением N 7-ю от 04.04.2019 АО "ДГК" уже привлекалось к административной ответственности за предъявление размера платы за горячее водоснабжение, рассчитанного с учетом применения объемных показателей за декабрь 2018 года и тарифов, действие которых установлено на иной период времени с 01.01.2019, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для привлечения АО "ДГК" к административной ответственности в рамках оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по настоящему делу, соответствующими пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановлению Европейского Суда по правам человека от 10.02.2009 по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации", сложившейся судебной практике.
В апелляционной жалобе с дополнениями Комитет указывает на отсутствие в постановлениях N 7-ю и оспариваемом постановлении от 15.05.2019 N 17-ю идентичности периодов начисления платы (декабрь 2018 года, ноябрь-декабрь 2018 года соответственно), что, по мнению заявителя жалобы, исключает повторность привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение. Суд апелляционной инстанции такой довод отклоняет, поскольку в обоих приведенных выше постановлениях изложены одни и те же действия - объемные показатели за ноябрь-декабрь 2018 передавались одной датой (20.12.2018), расчет платы за объемный показатель ноябрь-декабрь 2018 года изложен в одной квитанции за январь 2019, что свидетельствует об однократности (одномоментности) действия энергоснабжающей организации (выставление квитанции в январе 2019 на всей территории г. Хабаровска с применением тарифа, утвержденного на иной период).
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд по настоящему делу принял законное и обоснованное решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления. Оснований для изменения или отмены судебного акта, для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 26.09.2019 по делу N А73-9550/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9550/2019
Истец: ОАО "ДГК" филиал "ХТСК" -СП "КТС"
Ответчик: Правительство Хабаровского края Комитет по ценам и тарифам
Третье лицо: АО "Дальневосточная генерирующая компания"