Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2020 г. N Ф09-4771/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А07-15199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2019 по делу N А07-15199/2019.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" - Габитов Т.Р. (доверенность N 2019/10/20 от 10.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании).
Акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Учалинский ГОК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС РФ по РБ, управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 5, 8 и 12 предписания от 15.02.2019 N 2 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 25.09.2019) требования заявителя удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 3, 5 и 8 оспоренного предписания, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, АО "Учалинский ГОК" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции в указанной части отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на неисполнимость предписания в рассматриваемой части, касающейся нарушений, допущенных в Сибайском карьере, поскольку заявитель в настоящее время не является эксплуатирующей этот карьер организацией (28.01.2020 получено свидетельство о регистрации опасного производственного объекта - Сибайский карьер за иным лицом, а 29.01.2020 заявителю направлено уведомление об исключении карьера из государственного реестра опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации).
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель привел дополнительные возражения относительно пунктов 1, 2 и 12 оспоренного предписания.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представители ГУ МЧС РФ по РБ, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. С ходатайством об отложении судебного разбирательства управление в суд не обращалось, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей управления.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется заявителем лишь в части отказа в удовлетворении заявленных требований и со стороны управления возражений против пересмотра судебного акта исключительно в обжалованной обществом части не заявлено, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение проверяется на предмет законности и обоснованности только в указанной обжалованной части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции в обжалованной части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Учалинский ГОК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020202279460. Основным видом деятельности общества является добыча и обогащение медной руды.
На основании распоряжения начальника ГУ МЧС РФ по РБ от 18.01.2019 N 2, должностными лицами управления в период с 22.01.2019 по 15.02.2019 проведена внеплановая выездная проверка Сибайского филиала АО "Учалинский ГОК", результаты которой отражены в Акте проверки от 15.02.2019 N 2 (т.1 л.д.39-45). Актом проверки зафиксированы факты выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (выявлено 15 нарушений).
По итогам проверки обществу выдано предписание от 15.02.2019 N 2 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (т.1 л.д.33-38), в соответствии с которым предписано устранить указанные 15 нарушений.
Предписание содержит требование об устранении в том числе следующих нарушений:
1) Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для Сибайского карьера филиала АО "Учалинский ГОК" (не представлен), на котором возникают риски, связанные с образованием в воздухе (выбросами) опасного химического вещества (сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ) и превышение их предельно-допустимой концентрации, создающей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что нарушает подпункт "а" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, пункты 45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 N105. Срок устранения нарушения - 17.05.2019 (пункт 1 предписания);
2) Не разработан Паспорт безопасности для опасного объекта Сибайский карьер филиала АО "Учалинский ГОК" (не представлен), на котором, возникают риски, связанные с образованием в воздухе (выбросы) опасного химического вещества (сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ) и превышение их предельно-допустимой концентрации, создающей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что нарушает пункт 2 Типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного Приказом МЧС России от 04.11.2004 N 506. Срок устранения нарушения - 17.05.2019 (пункт 2 предписания);
3) Отсутствует (не представлен) локальный нормативный акт о создании организацией координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), что нарушает пункты 6, 7, 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, пункт 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 N 105. Срок устранения нарушения - 17.05.2019 (пункт 3 предписания);
4) Руководитель и персональный состав КЧС организацией не утверждены (распорядительный документ не представлен). Состав КЧС перечислен в приказе филиала СФ АО "Учалинский ГОК" от 13.02.2018 N 114 "О создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)", что нарушает пункт 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ут0ержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794. Срок устранения нарушения - 17.05.2019 (пункт 5 предписания);
5) Отсутствует (не представлен) локальный нормативный акт о создании организацией органа повседневного управления РСЧС - дежурно-диспетчерская служба ( ДДС), состав ДДС перечислен в приказе СФ АО "Учалинский ГОК" от 13.02.2018 N 114 "О создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)", что нарушает пункт 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N794, пункт 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 N105. Срок устранения нарушения - 17.05.2019 (пункт 8 предписания);
6) Для работников организации, имеющей риск химического загрязнения (заражения), не создан резерв средств индивидуальной защиты (СИЗ), что нарушает пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункты 2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, пункты 2, 6, 7, 9, 11, 12, 17-19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2014 N543. Срок устранения нарушения - 29.11.2019 (пункт 12 предписания).
Полагая предписание в указанной части не соответствующим закону, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности предписания в части пунктов 3, 5 и 8. Решение суда первой инстанции в этой части сторонами не оспаривается и судом апелляционной инстанции не проверяется.
В удовлетворении требований заявителя в части признания недействительными пунктов 1, 2 и 12 предписания судом первой инстанции отказано. Суд пришел к выводу о соответствии предписания в указанной части закону.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Полномочия управления по проведению проверок соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по выдаче предписаний в случае выявления нарушений таких требований установлены статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Оценивая законность рассматриваемых пунктов предписания, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Пунктом 1 предписания заявителю предписано устранить нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в отсутствии плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для Сибайского карьера филиала АО "Учалинский ГОК" (план не представлен), на котором возникают риски, связанные с образованием в воздухе (выбросами) опасного химического вещества (сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ) и превышение их предельно-допустимой концентрации, создающей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера", под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Под уровнем реагирования на чрезвычайную ситуацию понимается состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации (статья 1). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 4). Органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: а) на федеральном и межрегиональном уровнях - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций; б) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации; в) на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований; г) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют: на межрегиональном и региональном уровнях - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации; б) местный уровень реагирования (статья 4.1).
В силу статьи 7 этого же Закона планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а при недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Статьей 14 указанного Закона установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности, к таким обязанностям относятся: а) планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; г) создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; д) обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; и) предоставление в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществление в установленном порядке распространения информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использование имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами. При этом, руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории. Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктами 10, 23-27, 29(2), 29(3) указанного Положения определено, что постоянно действующими органами управления единой системы являются: на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: а) в отношении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются: а) в режиме повседневной деятельности: изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; б) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; в) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой системы Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 10 указанной статьи. При отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностным лицом, определенными пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", отменяются установленные уровни реагирования.
Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 утверждены Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, которые предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения). Эти Требования соблюдаются также при: определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов; организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях; классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций; проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий; управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий; подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций; оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий. Также эти Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов устанавливает Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), в соответствии со статьей 2 которого, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к этому Федеральному закону.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к указанному Федеральному закону, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Исследованием материалов дела установлено и заявителем по существу не оспаривается, что на территории городского округа город Сибай находятся месторождения цветных металлов. Добычу и обогащение медно-цинковых колчеданных руд Сибайского месторождения на момент проведения проверки и выдачи оспоренного предписания осуществляло АО "Сибайский ГОК" на основании лицензии серии УФА N 15076 ТЭ (дата государственной регистрации 21.01.2011) с целью добычи медно-цинковых колчеданных руд на Сибайском месторождении.
В составе Сибайского подземного рудника выделены территориально обособленные производственные объекты: Сибайский карьер, отвалы вскрышных пород, Сибайский подземный рудник, дробильно-сортировочный комплекс, гаражи и ремонтные мастерские, склад ГСМ, котельные, работающие на жидком и газообразном топливе.
В соответствии с выпиской из перечня потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2018, в г. Сибай к таким объектам отнесены: Сибайский филиал ОАО "Учалинский ГОК" (склады взрывчатых материалов), расположенный по адресу: г. Сибай, ул. Горького, д. 54 (степень опасности, класс - 4); хвостохранилище Сибайской обогатительной фабрики Сибайского филиала ОАО "Учалинский ГОК", расположенное по адресу: г. Сибай, ул. Горького, д. 54 (степень опасности, класс - 5).
Между ОАО "Сибайский горно-обогатительный комбинат" (арендодатель) и АО "Учалинский ГОК" (арендатор) 25.02.2010 заключен договор аренды N 09, согласно которому арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование имущество, перечисленное в Приложениях N N 1, 2 к договору.
Также, между АО "Сибайский горно-обогатительный комбинат" и АО "Учалинский ГОК" 10.10.2018 заключен договор N 2915/19-01 на выполнение работ по проходке горно-подготовительных, горно-нарезных выработок, по рекультивации и по очистной добыче на Сибайском месторождении (участок Новый Сибай, участок Нижняя залежь), в соответствии с которым, исполнитель (АО "Учалинский ГОК") принял на себя обязательство выполнить работы по проходке горно-подготовительных, горно-нарезных выработок, по рекультивации и по очистной добыче на Сибайском месторождении (участок Новый Сибай, участок Нижняя залежь) в соответствии с действующими нормами и правилами, а также произвести работы, указанные в п.1.1 настоящего договора, в объеме, определенном рабочим проектом вскрытия и отработки месторождения, исходя из фактического положения горных работ на момент подписания договора и самостоятельно определить способы выполнения задания Заказчика (АО "Сибайский горно-обогатительный комбинат").
Кроме того, 28.12.2018 между АО "Сибайский горно-обогатительный комбинат" (заказчик) и АО "Учалинский ГОК" (исполнитель) заключен договор N 2909/01/19 генерального подряда, по условиям которого Генеральный Подрядчик принял на себя обязательство перед Заказчиком по выполнению проходки горно-капитальных выработок, монтажным работам, оснащению выработок, осуществления контроля и надзора за строительством и иным работам капитального характера, неразрывно связанным с объектами АО "Сибайский ГОК", в соответствии с ежегодно утверждаемыми годовыми планами капитального строительства (приложение N 1).
14.12.2018 между АО "Учалинский ГОК" (заказчик) и федеральным государственным унитарным предприятием "Военизированная горноспасательная часть" (исполнитель) заключен договор на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов N 93-ГС/2019, в соответствии с которым, исполнитель принял на себя горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов заказчика, указанных в перечне (Приложении N 1), согласно п. 2.1 договора.
Согласно перечню (Приложение N 1 к указанному договору), на обслуживание силами исполнителя передан в том числе Сибайский карьер, регистрационный номер ОПО А-41-00088-0017 от 11.05.2005, класс опасности - III.
Судом первой инстанции признано общеизвестным и не подлежащим доказыванию (часть 1 статьи 69 АПК РФ) то обстоятельство, что в г. Сибай Республики Башкортостан, в начале декабря 2018 года сложилась чрезвычайная ситуация в результате возгорания в Сибайском карьере и выделения газа - диоксида серы, обладающего резким удушливым запахом, образования смога над городом. Указанная информация отражена в средствах массой информации республиканского уровня, а также в средствах массовой информации сети Интернет, телевидении (на телеканале "Россия-1").
Также, судом установлено, что на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан 29.01.2019 принят План действий и поручений по защите населения, локализации и ликвидации окислительных процессов в Сибайском карьере. Контроль за выполнением принятого решения возложен на ГУ МЧС РФ по РБ. Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Сибай Республики Башкортостан приняла решение о введении режима "Повышенной готовности" для органов управления, сил и средств БТС РСЧС до окончания проведения комплекса мероприятий на Сибайском карьере Сибайского филиала АО "Учалинский ГОК". Указанное решение размещено на официальном сайте Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, в социальных сетях и СМИ.
Распоряжениями Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан от 24.05.2019 и от 26.07.2019 указанный режим "Повышенной готовности" продлевался и действует на период рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции.
На внеочередном заседании рабочей группы 19.09.2019 Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Сибай Республики Башкортостан рассмотрела вопрос о переводе органов управления сил и средств в режим "Повседневная готовность".
Решением Комиссии также предусмотрена необходимость разработки Сибайским филиалом АО "Учалинский ГОК" проекта комплекса мероприятий по ликвидации очагов окислительных процессов в Сибайском карьере АО "Учалинский ГОК" с учетом прохождения экспертизы промышленной безопасности и согласованием проекта.
Доказательств разработки заявителем такого проекта в материалы дела не представлено.
Таким образом, отраженное в пункте 1 оспоренного предписания требование о разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для Сибайского карьера филиала АО "Учалинский ГОК" (на котором возникают риски, связанные с образованием в воздухе (выбросами) опасного химического вещества (сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ) и превышение их предельно-допустимой концентрации, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации) обоснованно признано судом первой инстанции соответствующим закону.
Приведенный в дополнениях к апелляционной жалобе довод заявителя об отсутствии у него обязанности по подготовке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для Сибайского карьера подлежит отклонению, как противоречащий приведенным выше нормативным требованиям и установленным фактическим обстоятельствам.
Отклоняя довод заявителя о недоказанности осуществления выбросов опасного химического вещества (сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ) с территории карьера и превышения их предельно-допустимой концентрации, создающей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что показатели выбросов ежедневно фиксируются и размещаются на официальном сайте Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, где можно увидеть официальные показатели проб, фиксирующие превышения ПДК указанного вещества. Кроме того, превышение уровня ПДК в воздухе вблизи промышленной площадки АО "Учалинский ГОК" подтверждено информационным письмом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан от 20.02.2019 N 02-00-06/исх-1789-2019, поступившим в адрес управления.
При этом, судом отмечено, что заявитель фактически принял меры к разработке указанного плана мероприятий, поскольку им разработаны и утверждены проект "Консервация выработок горизонтов 489-м, 509-м, 529-м, 549-м опасного производства объекта "Сибайский подземный рудник" (рег.номер А41-00088-0020) для локализации окислительных процессов в Сибайском карьере от 25.02.2019, дополнение к проекту "Консервация выработок горизонтов 489-м, 509-м, 529-м, 549-м опасного производства объекта "Сибайский подземный рудник" (рег.номер А41-00088-0020) для локализации окислительных процессов в Сибайском карьере с учетом локализации окислительных процессов выше гор.469-м, дополнение N 2 к проекту "Консервация выработок горизонтов 489-м, 509-м, 529-м, 549-м опасного производства объекта "Сибайский подземный рудник" (рег.номер А41-00088-0020) для локализации окислительных процессов в Сибайском карьере с учетом локализации окислительных процессов выше гор.429-м.
Эти обстоятельства подтверждают исполнимость предписания в указанной части.
Пунктом 2 оспариваемого предписания заявителю предписано разработать Паспорт безопасности для опасного объекта Сибайский карьер филиала АО "Учалинский ГОК".
Приказом МЧС РФ от 04.11.2004 N 506 утвержден типовой паспорт безопасности опасного объекта, который устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта и предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим приказом, Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.
Как указано выше, в период проведения проверки Сибайский карьер филиала АО "Учалинский ГОК" потенциально мог быть источником выбросов опасного химического вещества (сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ)) и превышения их предельно-допустимой концентрации, что создало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. В этой связи, в соответствии с требованиями указанного Приказа, ГУ МЧС РФ по РБ обоснованно обязало общество принять меры по разработке Паспорта безопасности опасного объекта.
Заявитель указал на то обстоятельство, что Сибайский карьер не состоит в реестре потенциально опасных объектов на территории Республики Башкортостан, а потому, по мнению общества, не нуждается в разработке паспорта безопасности.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствие объекта, отвечающего критериям опасного производственного объекта, в перечне потенциально опасных объектов на территории Республики Башкортостан не освобождает заявителя в рассматриваемой ситуации от обязанности оформлять паспорт безопасности опасного объекта.
В этой связи содержащееся в пункте 2 оспоренного предписания требование обоснованно признано судом первой инстанции соответствующим закону.
Пунктом 12 предписания заявителю предписано создать для работников организации, имеющих риск химического загрязнения (заражения), резерв средств индивидуальной защиты.
Согласно пункту "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера", организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с пунктами 2 и 3 которого, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, согласно которому, обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (пункт 2). Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов (пункт 6). Обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения; организациями - работников этих организаций (пункт 7). Накопление запасов (резервов) СИЗ органов дыхания осуществляется для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных (пункт 9). Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (пункт 11). Информация о номенклатуре, количестве и распределении в запасах (резервах) СИЗ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций и их использовании направляется в МЧС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (пункт 12). Списание СИЗ осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля", а медицинских средств индивидуальной защиты - по истечению установленного срока годности (пункт 17). Основанием для продления срока хранения по истечении сроков годности или списания СИЗ из запасов (резервов) является акт периодического лабораторного испытания. В актах должны указываться: формулярные данные испытанных партий СИЗ, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испытаний по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии и заключение испытательной лаборатории (пункт 18). Непригодные для эксплуатации по результатам периодических лабораторных испытаний СИЗ подлежат списанию из запасов (резервов) ввиду утраты ими защитных и эксплуатационных свойств, если они не подлежат ремонту. Результаты испытаний записываются в паспорта (формуляры) СИЗ (пункт 19).
Как установлено в ходе проверки, обществом надлежащий резерв средств индивидуальной защиты для работников организации, имеющей риск химического загрязнения (заражения) на предприятии не создан.
АО "Учалинский ГОК" представило в материалы дела документы, свидетельствующие регулярном проведении им закупок СИЗ для своих работников. В частности, представлены товарные накладные на приобретение в 2018 и 2019 годах полумасок, масок, предфильтров, держателей предфильров, патронов и касок.
Однако, как установлено в ходе проверки, указанные меры являются недостаточными для создания необходимого резерва средств СИЗ.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности требования управления, содержащегося в пункте 12 оспоренного предписания.
Судом рассмотрена и отклонена также ссылка заявителя на постановление мирового судьи судебного участка N 2 по городу Сибаю Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении N5-57/2019 от 05.03.2019, поскольку в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации этот акт не имеет для арбитражного суда преюдициального значения.
Податель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции не дана оценка исполнимости предписания в рассматриваемой части с учетом того обстоятельства, что спорный объект (карьер Сибайского медно-калчеданного месторождения) передан в эксплуатацию иному лицу - АО "Сибайский горно-обогатительный комбинат" (28.01.2020 Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора указанному лицу выдано свидетельство N 41-06713 о регистрации за ним этого опасного производственного объекта; 29.01.2020 в адрес АО "Учалинский ГОК" направлено уведомление об исключении опасного производственного объекта из реестра опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации). В подтверждение этого обстоятельства заявитель с апелляционной жалобой представил копии указанных документов.
Однако, суд апелляционной инстанции не может принять доводы заявителя в указанной части.
На момент проведения управлением проверки общества, а также на момент выдачи оспоренного предписания и истечения срока его исполнения заявитель являлся организацией, эксплуатирующей спорный опасный производственный объект. В этой связи управление обоснованно адресовало предписание именно заявителю. Факт последующей смены организации, эксплуатирующей этот объект, не мог быть учтен управлением при выдаче оспоренного предписания, а потому не может быть признан обстоятельством, свидетельствующим о незаконности предписания.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований о признании предписания в рассматриваемой части недействительным судом первой инстанции отказано правомерно.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2020 по делу N А07-15199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Учалинский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15199/2019
Истец: АО "УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Главное управление МЧС России по РБ