г. Омск |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А70-19330/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2223/2020) общества с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2020 по делу N А70-19330/2019 (судья Минеев О.А), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" (ОГРН 1107232022424, ИНН 7203248384)
к административной комиссии Ленинского административного округа города Тюмени об оспаривании постановления от 10.10.2019 NЛАО1637
о назначении административного наказания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" (далее - заявитель, общество, ООО "Альфа Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к административной комиссии Ленинского административного округа г. Тюмени (далее - административный орган, Комиссия) о признании незаконным постановления от 10.10.2019 N ЛАО1637 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Определением от 07.11.2019 Арбитражного суда Тюменской области указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 28.01.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-19330/2019 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка производства по делу об административном правонарушении.
Возражая против принятого судебного акта, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "Альфа Тюмень".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что КоАП РФ не предусмотрено составление акта осмотра места совершения административного правонарушения, в связи с чем указанный документ не является допустимым доказательством совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
Заявитель обращает внимание на то, что в рассматриваемом случае контроль за соблюдением правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, осуществляется в рамках муниципального контроля, и на то, что при производстве по делу об административном правонарушении административной комиссией допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Административный орган представил отзыв на жалобу, согласно которому просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Альфа Тюмень", в свою очередь, представило возражения на отзыв административного органа, в которых указывает на отсутствие события вменяемого правонарушения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Альфа Тюмень" осуществляет розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, в магазине "Красное&Белое" по адресу: г. Тюмень, ул. Беловежская, д.7, корпус 3, арендуемом по договору от 20.12.2017 N АТ-112-07/2017.
Ведущим инженером отдела архитектуры Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени Погодиным В.Ю. 22.08.2019 в ходе осмотра вышеназванного магазина обнаружено, что общество допустило изменение цветового тона, разместило вывеску "Красное&Белое", данные изменения в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 51-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию паспорта фасадов зданий, сооружений на территории муниципального образования и требований к внешнему виду фасадов зданий, сооружений" не согласованы, проектной документацией на означенный дом не предусмотрены.
Результаты осмотра зафиксированы актом от 22.08.2019 N 22.08.1 и приложенными к нему фотографиями места совершения административного правонарушения.
По данному факту этим же должностным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2019 по признакам части 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности - изменение цветового тона в границе входной группы в нежилое помещение магазина "Красное&Белое", не соответствующее проектной документации главного фасада здания.
Рассмотрев материалы административного дела, Комиссией вынесено постановление от 10.10.2019 N ЛАО1637 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
28.01.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Тюменской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Тюменской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Тюменской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Тюменской области об административной ответственности.
Частью 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности предусмотрено, что изменение внешнего вида фасада здания, сооружения, не соответствующее паспорту фасада здания, сооружения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правила благоустройства города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 (далее - Правила N 81), устанавливают общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, на территории г. Тюмени и регламентируют деятельность Администрации г. Тюмени при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства территории г. Тюмени, организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.
Статьей 3 Правил N 81 определено, что в городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9 Правил N 81 под изменением внешнего вида фасада понимается:
а) создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов;
б) замена облицовочного материала;
в) покраска фасада, его частей;
г) изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши, элементов организованного наружного водостока;
д) установка или демонтаж дополнительного оборудования, элементов и устройств (решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, приямки на окнах подвальных этажей, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, маркизы, элементы архитектурно-художественной подсветки, антенны, видеокамеры, почтовые ящики, часы, банкоматы, электрощиты, кабельные линии, флагштоки, вывески), элементов доступности для маломобильных групп населения (пандусы, подъемники) к существующим входным группам.
В соответствии с пунктом 1.3.1 постановления Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 51-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию паспорта фасадов зданий, сооружений на территории муниципального образования и требований к внешнему виду фасадов зданий, сооружений" изменение внешнего вида фасадов зданий, сооружений в форме проведения работ по их реконструкции или ремонту допускается при наличии паспорта фасадов, составленного и согласованного в соответствии с Правилами благоустройства территории города Тюмени и настоящим Регламентом. Регламентом не требуется составление и согласование паспорта фасадов (изменений в паспорт фасадов) в случае, если работы по изменению внешнего вида фасада здания, сооружения проводятся в соответствии с выданным разрешением на реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 9 Правил N 81 юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные в силу действующего законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать здания, сооружения, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, линейных объектов (за исключением линейно-кабельных сооружений связи), объектов культурного наследия (за исключением размещения на них вывесок), обязаны иметь паспорт фасадов за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 9 Правил N 81 фасады зданий (включая жилые дома), сооружений не должны иметь видимых загрязнений, повреждений водосточных труб, воронок или выпусков, разрушений их отделочного слоя, в том числе в виде не предусмотренных паспортом фасадов или проектной документацией изменений его цветового тона и надписей.
В силу части 6 статьи 9 Правил N 81 самовольное изменение внешнего вида фасадов объектов благоустройства, указанных в абзаце 1 части 4 настоящей статьи, не соответствующее паспорту фасадов или проектной документации, запрещается.
Таким образом, разместив на фасаде многоквартирного жилого дома вывеску с надписью красно-белого цвета с названием магазина "Красное&Белое", общество изменило фасад здания, чем совершило административное правонарушение по признакам части 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Вместе с тем согласно решению Тюменской городской Думы от 27.06.2019 N 136 "О Правилах благоустройства территории города Тюмени" Правила N 81 утратили силу с 01.09.2019 в связи с утверждением новых Правил благоустройства территории города Тюмени (далее - Правила N 136).
Пунктом 6 статьи 7 Правил N 136 предусмотрено, что под изменением внешнего вида фасада понимается:
а) создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов;
б) замена облицовочного материала;
в) покраска фасада, его частей;
г) изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши.
Таким образом, понятие изменения внешнего фасада здания нашло свое отражение в части 6 статьи 7 новых Правил, которая дословно повторила пункты "а", "б", "в" и "г" части 8 статьи 9 Правил N 81, но уже не содержит вышеуказанного пункта "д" части 8 статьи 9 Правил N 81, в связи с чем с 01.09.2019 размещение вывески на фасаде здания не является его изменением.
Указание в оспариваемом постановлении на изменение обществом фасада здания путём замены цветового тона, без указания, в чём конкретно выразилась данная замена, не может быть признано обоснованным; единственным доказательством, фиксирующим факт совершения нарушения, является акт осмотра, содержащий ссылку только на размещение вывески, обстоятельства чего подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления размещение вывесок на фасадах зданий не подпадает под понятие изменения внешнего вида фасада и, соответственно, не влечёт ответственность по части 5 статьи 4.14 Кодекса Тюменской области об административной ответственности за самовольное изменение внешнего вида фасада здания.
Частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Указанное свидетельствует о декриминализации правонарушения, а, следовательно, общество не может нести ответственность на основании означенной нормы, утратившей силу.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в частности, такого обстоятельства, как отмена закона, установившего административную ответственность.
Таким образом, поскольку действия заявителя по размещению вывески с 01.09.2019 не образуют событие вменяемого административного правонарушения, оспариваемое постановление о назначении административного наказания не исполнено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отмена нормативного акта, нарушение которого вменялось в вину обществу, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
С учетом приведенных выше норм права и установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, является основанием для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2020 по делу N А70-19330/2019 и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2020 по делу N А70-19330/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Альфа Тюмень" требования удовлетворить.
Постановление административной комиссии Ленинского административного округа г. Тюмени от 10.10.2019 N ЛАО1637 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19330/2019
Истец: ООО "АЛЬФА ТЮМЕНЬ"
Ответчик: Административная комиссия Ленинского Административного округа Администрации города Тюмени