г. Москва |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А40-328301/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года, принятое судьей Хайло Е.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-328301/19, по исковому заявлению АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" к ОАО "РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании в качестве возмещения убытков в размере 527 183,86 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
На станции Великие Луки Окт.ж.д. в текущий ремонт по 107 коду неисправности (выщербина обода колеса) отцеплены вагоны N N 55146542. 53632170. 62462445. 56607765. следовавшие по транспортным железнодорожным накладным NN27215701. 27237223. 27237280.
Для проведения комиссионного осмотра колесных пар вагонов, отцепленных в текущий отцепочный ремонт по неисправности колесных пар. в адрес Вагонного эксплуатационного депо Повосоколышки (ВЧДЭ-24) были направлены письма N СПБФ/ВЛ/22519 от 22.05.2019 г.. N СПБФ/ВЛ/27519 от 27.05.2019 г. с просьбой направить уполномоченного представителя к месту ремонта.
Письма ответчиком получены соответственно 22.05.2019, 27.05.2019.
Однако представители ответчика на осмотр вагонов и колесных пар не явились, ответа на указанные письма ответчик не направил, иных дат и времени осмотра не предложил.
Колесные пары осмотрены ведущим специалистом отдела эксплуатации и ремонта подвижного состава Санкт-Петербургского филиала ДО "ПГК" с оформлением акта осмотра и фотоматериалов.
Согласно актам осмотра колесных пар вагонов от 23.05.2019 г.. от 28.05.2019 г на колесных парах спорных вагонов обнаружены ползуны и выщербины на месте образования ползунов.
Кроме этого, на станции Великие Луки Окт.ж.д. в текущий ремонт по 107 код) неисправное и выщербина обода колеса отцеплены вагоны N 51035772. 53884953, 52425790 следовавшие по транспортным железнодорожным накладным NN 27353624, 27297071, У695144.
Для проведения комиссионного осмотра колесных нар вагонов, отцепленных в текущий отцепочный ремонт по неисправности колесных пар. в адрес Вагонного эксплуатационного депо Новосокольники (ВЧДЭ-24) были направлены письма N СПВФ/ВЛ/14619 от 14.06.2019 г.. N СНЬФ/ВЛ/21619 от 21.06.2019 г. с просьбой направить уполномоченного представителя к месту ремонта.
Однако представители ответчика на осмотр вагонов и колесных пар не явились, ответа на указанные письма ответчик не направил, иных дат и времени осмотра не предложил.
Колесные пары осмотрены ведущим специалистом отдела -эксплуатации и ремонта подвижного состава Санкт-Петербургского филиала ЛО "ПГК" с оформлением акта осмотра и фотоматериалов.
Согласно актам осмотра колесных пар вагонов от 15.06.2019 г. от 22.06.2019 г. на колесных парах спорных вагонов обнаружены ползуны и выщербины на месте образования ползунов.
Согласно Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенному в действие с 01 января 1979 года, классификация ползунов, выщербин отнесена к "повреждениям" в результате скольжения (юза) колеса по рельсу.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть Ответчик.
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническом) обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)" "ЦВ-ЦЛ-408. утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорт) СИГ. все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Согласно пункту 1 приложения N 5 к "Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. N 286. ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец, как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Ответчик принял вагоны Истца к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными. Следовательно, в момент принятия вагонов к перевозке указанные вагоны были исправны
В процессе перевозки на изначально исправных колесных парах возникли повреждения - ползуны на поверхности катания, в связи с чем вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 562р от 30.03.2007 "Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка" предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ25.
Кроме того, этим распоряжением возложена персональная ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25.
Для устранения повреждений, связанных с причинением вреда имуществу, истец понес убытки, которые складываются из следующих затрат:
по претензии N АО-ИД/11р/ФСПб-140/19 от 10.09.2019 г.
затрат но текущему отцепочному ремонту вагонов в размере 206 159.60 руб.;
утраты стоимости колесных пар в размере 128 342.00 руб.; общий размер убытков составляет 334 501.60 руб.
по претензии N ЛО-НЛ/11р/ФС11б-151/19 от 17.09.2019 г.
затрат по текущему отцепочному ремонт) вагонов в размере 131300.26 руб.
утраты стоимости колесных пар в размере 61 382.00 руб.: Общий размер убытков составляет 192 682,26 руб.
В соответствии со ст. 105. ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при повреждении перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
В рамках досудебного порядка урегулирования спора Истец направил Ответчику претензии о возмещении убытков: N АО-ИД/ПР/ФСПб-140/19 от 10.09.2019 г. (квитанция об отправке N 1418075055), N АО-ИД/Пр/ФСПб151/19 от 17.09.2019 г. (квитанция об отправке N 1418993315).
Согласно ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
На станции Великие Луки Окт.ж.д. в текущий ремонт по 107 коду неисправности (выщербина обода колеса) отцеплены вагоны N N 55146542, 53632170, 62462445, 56607765, следовавшие по транспортным железнодорожным накладным NN 27215701, 27237223, 27237280.
Для проведения комиссионного осмотра колесных пар вагонов, отцепленных в текущий отцепочный ремонт по неисправности колесных пар, в адрес Вагонного эксплуатационного депо Новосокольники (ВЧДЭ-24) были направлены письма N СПБФ/ВЛ/22519 от 22.05.2019 г., N СПБФ/ВЛ/27519 от 27.05.2019 г. с просьбой направить уполномоченного представителя к месту ремонта.
Письма ответчиком получены соответственно 22.05.2019. 27.05.2019.
Однако представители ответчика на осмотр вагонов и колесных пар не явились, ответа на указанные письма ответчик не направил, иных дат и времени осмотра не предложил.
Колесные пары осмотрены ведущим специалистом отдела эксплуатации и ремонта подвижного состава Санкт-Петербургского филиала АО "ПГК" с оформлением акта осмотра и фотоматериалов.
Согласно актам осмотра колесных пар вагонов от 23.05.2019 г.. от 28.05.2019 г. на колесных парах спорных вагонов обнаружены ползуны и выщербины на месте образования ползунов (фото прилагается).
Кроме этого, на станции Великие Луки Окт.ж.д. в текущий ремонт по 107 коду неисправности (выщербина обода колеса) отцеплены вагоны N 51035772, 53884953, 52425790. следовавшие по транспортным железнодорожным накладным NN 27353624, 2729707 К У695144.
Для проведения комиссионного осмотра колесных пар вагонов, отцепленных в текущий отцепочный ремонт по неисправности колесных пар, в адрес Вагонного эксплуатационного депо Новосокольники (ВЧДЭ-24) были направлены письма N СПБФ/ВЛ/14619 от 14.06.2019 г., N СПБФ/ВЛ/21619 от 21.06.2019 г. с просьбой направить уполномоченного представителя к месту ремонта.
Однако представители ответчика на осмотр вагонов и колесных пар не явились, ответа на указанные письма ответчик не направил, иных дат и времени осмотра не предложил.
Колесные пары осмотрены ведущим специалистом отдела эксплуатации и ремонта подвижного состава Санкт-Петербургского филиала АО "ПГК" с оформлением акта осмотра и фотоматериалов.
Согласно актам осмотра колесных пар вагонов от 15.06.2019 г., от 22.06.2019 г. на колесных парах спорных вагонов обнаружены ползуны и выщербины на месте образования ползунов (фото прилагается).
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ответчик.
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)" "ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ (введена в действие приказом Минтранса РФ N 176 от 08.10.2009 "О принятии к руководству и исполнению итогов пятидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества), все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Ответчик принял вагоны истца к перевозке без замечаний к их техническому состоянию. Следовательно, в момент принятия к перевозке указанные вагоны были исправны.
Приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 N 151 принят к руководству и исполнению протокол шестидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (6-7 мая 2014), которым утверждены Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с пунктом 4 Правил контроль соблюдения требований Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Согласно ст. 2 - 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации. Таким образом, ответчик является владельцем инфраструктуры.
Уставом ответчика и ст. 6 указанного федерального закона установлено, что видами деятельности ответчика в частности являются эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания.
Выполнение работ контролирует ответственный работник (старший по смене, старший осмотрщик вагонов, руководитель смены).
Пунктом 151 Правил установлено, что управление тормозами при следовании поездом осуществляет локомотивная бригада.
Согласно приложению N 5 "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец обеспечил исправное состояние своих вагонов, что подтверждается принятием их ответчиком к перевозке. Следовательно, дефекты колесных пар возникли после их принятия к перевозке ответчиком.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства образования выщербин на ползунах и ползунов на поверхности катания колесных пар по причинам, не связанным с процессом перевозки.
Пунктом 20 Классификатора ИТМ1-В Министерства путей сообщения СССР, введенного в действие с 01 января 1979 года, установлено, что "ползун" - это плоское место на поверхности катания, образующееся в результате скольжения (юза) колеса по рельсу, вызывающего истирание металла колеса. Причинами такого дефекта как ползун являются неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, торможение съемным башмаком на сортировочной горке.
Согласно пункту 22 указанного Классификатора "выщербины" по светлым пятнам, ползунам, наварам - это местное разрушение в виде выкрашивания твердых участков поверхности катания колеса. Причиной возникновения выщербин по ползунам, наварам названо кратковременное скольжение заклиненных колесных пар по рельсам. Таким образом, согласно указанному Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения СССР, введенного в действие с 01 января 1979 года, образование ползунов и выщербин по ползунам находится в причинно-следственной связи с действиями перевозчика, из чего следует вывод, что данные дефекты относятся к категории повреждений, а не эксплуатационных неисправностей, образовались в результате неправильных действий перевозчика (ОАО "РЖД") при управлении тормозами локомотивов, допущенных им нарушений при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов.
Причины образования ползунов на поверхности катания колесных пар, выщербин по ползунам на поверхности катания колесных пар ответчиком не опровергнуты.
Представленные ответчиком акты общей формы не являются надлежащим доказательством по делу, поскольку составлены ответчиком в одностороннем порядке и во избежание ответственности, предусмотренной статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", для увеличения сроков доставки грузов в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
Представленный ответчиком акт-рекламация N 250 от 25.06.2019 г. не имеет правового значения в настоящем споре, поскольку зафиксированный актом дефект (нагрев подшипника в корпусе буксы) не может являться причиной образования ползуна на колесных парах вагона N 53884953.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Материалами дела подтверждены расходы истца на текущий отцепочный ремонт спорных вагонов, отцепленных вследствие повреждения колесных нар, которые представляют собой убытки истца.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2020 года по делу N А40-328301/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья В.Р. Валиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-328301/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"