город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2020 г. |
дело N А32-19115/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020 по делу N А32-19115/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 105203701922) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
при участии третьих лиц: Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Краснодарское президентское кадетское училище" (ИНН 2308191538, ОГРН 1122308008316), Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя советского союза А.К. Серова" Министерства обороны Российской Федерации, г. Краснодар (ИНН 2312233082, ОГРН 1153668046509)
о взыскании задолженности и пеней,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ за период с 01.11.2017 по 31.01.2018 в размере 7 886 698,68 руб., платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период с 01.04.2017 по 31.08.2017, с 01.11.2017 по 31.01.2018 в размере 2 234 551,90 руб., пени за период с 11.01.2018 по 07.05.2018 в размере 461 404,77 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 75 913 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020 суд взыскал с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" задолженность за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ за период с 01.11.2017 по 31.01.2018 в размере 7 886 698,68 руб., платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период с 01.04.2017 по 31.08.2017, с 01.11.2017 по 31.01.2018 в размере 2 234 551,90 руб., пени за период с 11.01.2018 по 07.05.2018 в размере 390 282,36 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 75 402,81 руб. В удовлетворении остальной части требования о взыскании пеней судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Уведомление 14.11.2017 N И.09.КВК.КД.ИВР-0006 о проведении отбора проб судом первой инстанции не исследовалось. Отсутствие представителей учреждения при отборе проб подтверждает тот факт, что учреждение не было надлежаще уведомлено о предстоящем времени отбора проб, что является нарушением законодательства. В уведомлении от 14.11.2017 N И.09.КВК.КД.ИВР-0006 указаны адреса и дата отбора проб, указание на время проведения отбора проб уведомление не содержит. Ответчик был лишен права параллельного отбора проб, ведения фото и видео-фиксации процедуры отбора проб сточных вод. Ответчик полагает, что акт отбора проб сточных вод N 797 и составленный на его основе протокол испытаний от 28.11.2018 N 797-03 в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются недопустимыми доказательствами. Из жалобы также следует, что инспектор Кефер В.В. не является работником абонента - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, однако судом данный факт при вынесении решения не исследовался и в тексте решения не отражен. Ввиду того, что Кефер В.В. не является работником ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, он не мог являться уполномоченным представителем ответчика, контракт холодного водоснабжения и водоотведения заключен между ООО "Краснодар Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, доверенность Кеферу В.В. на представление интересов учреждения при отборе проб не выдавалась.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Краснодар Водоканал" просило решение суда от 27.01.20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из отзыва, во исполнение пункта 21 Правил N 525 ООО "Краснодар Водоканал" 15.11.17 вручило ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ уведомление N И.09.КВК.КД.ИВР-0006 от 14.11.17 о предстоящем отборе проб, о чем на уведомлении имеется штамп с входящим номером 1560. 22.11.17 испытательной лабораторией сточных вод ИЦПВ и СВ ООО "Краснодар Водоканал" совместно с представителем ответчика проводились отборы проб сточных вод с целью исследования качественного и количественного состава по основным показателям загрязнения. По результатам отбора проб сточных вод составлен Акт отбора проб N 797. Для представления интересов ответчика при отборе проб сточных вод на выпуске в городскую канализацию присутствовал уполномоченный представитель - Кефер В.В., что подтверждается подписью представителя в Акте отбора проб. Присутствие уполномоченного представителя, по мнению истца, свидетельствует о том, что абонент был своевременно уведомлен о предстоящем отборе, что позволило ему направить своего представителя. Во исполнение пункта 21 Правил N 525 ООО "Краснодар Водоканал" 15.11.17 уведомило ответчика о предстоящем отборе проб письмом N 0006 от 14.11.17, указав дату предстоящего отбора проб и адрес объекта. Законодательством не предусмотрена обязанность сообщать о времени предстоящего отбора проб. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.19 по делу N А32-34925/2018 с ответчика взыскана задолженность по оплате стоимости услуг по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ. В рамах указанного дела судом исследованы обстоятельства проведения отбора проб 22.11.17.
В связи с пребыванием судьи Маштаковой Е.А. в отпуске в составе суда на основании определения суда от 12.05.2020 произведена замена судьи Маштаковой Е.А. на судью Ковалеву Н.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от ФГБУ "ЦЖКУ", ООО "Краснодар Водоканал" поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 13.09.2017 между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен государственный (муниципальный) контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 10821, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом, соблюдаться в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 договора).
Подпунктом "ж" пункта 4.3 договора предусмотрено, что абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом 6 контракта.
В соответствии с разделом 6 контракта абонент обязан обеспечить представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке:
А) организация ВКХ или по ее указанию иная организация предварительно, не позднее 15 минут до проведения обследования и (или) отбора проб оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом;
Б) уполномоченные представители организации ВКХ или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение (доверенность на совершение соответствующих действий от имени организации ВКХ или иной организации);
В) доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным контрактом, осуществляется только в установленных контрактом местах отбора проб холодной воды и сточных вод;
Г) абонент принимает участие в проведении организацией ВКХ всех проверок, предусмотренных 6 разделом;
Д) отказ в доступе (недопуск) представителям организации ВКХ или по ее поручению иной организации к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к самовольному пользованию централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод;
Е) в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных контрактом, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (подпункт "т" пункта 4.3 контракта).
В соответствии с пунктом 9.1 контракта нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация ВКХ уведомляет абонента утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме согласно приложению N 5.
Пунктом 9.3 контракта предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 9.5 контракта).
Истец в присутствии представителя ответчика произвел отборы проб сточных вод в контрольном канализационном колодце кадетского училища по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 267, по результатам исследования которых, выявлены факты превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ (акт отбора проб от 22.11.2017 N 797, протокол испытаний от 28.11.2017 N 797-03). 28.11.2017 сотрудники водоканала прибыли на территорию авиационного училища по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135, для отбора проб, о чем предварительно уведомили учреждение (от 14.11.2017 N И.09.КВК.КД.ИВР.-0006), однако к объекту не были допущены, о чем составлен акт от 28.11.2017.
Истцом заявлено о взыскании платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с 01.11.2017 по 31.01.2018 в сумме 7 886 698,68 руб., а также платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период с 01.04.2017 по 31.08.2017, с 01.11.2017 по 31.01.2018, которая составила 2 234 551,90 руб.
Отсутствие оплаты со стороны федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее - Правила N 644).
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится путем подачи абонентом ежемесячно декларации, а в случаях непредставления декларации, сброса сточных вод с нарушением установленных требований, сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций - на основании результатов анализов.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется на основании формул, предусмотренных пунктами 120, 123, 123.1 (формула расчета кратности превышения, значение которой используется при расчете по формуле, установленной пунктом 123) Правил N 644.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N АКПИ18-155 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644" данное правовое регулирование способа расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, когда основанием для расчета платы за негативное воздействие являются декларация либо результаты анализов контрольных проб сточных вод, соответствует требованиям законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, направлено на достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и их абонентов и не нарушает принцип равенства участников гражданского оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 в Правила N 167, внесены изменения, а именно: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил. Остальные пункты названных Правил (9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71) являются действующими. Об этом прямо указано в пункте 2 постановлении Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Принимая во внимание, что предмет настоящего спора касается платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а не платы за негативное воздействие на окружающую среду, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи со вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам).
Пунктом 65 названных Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Постановление N 579).
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 66 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункт 68 Правил N 167).
Порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод регламентирован в разделе X Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах, негативно влияющих на работу централизованной системы водоотведения.
Как установлено судом, на территории ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище", расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 267, акт отбора проб N 797 от 22.11.2017 подписан представителем ответчика инспектором Кефер В.В. без возражений и замечаний по произведенному отбору проб сточной воды.
28.11.2017 ответчик доступ к колодцу, расположенному по адресу:
г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135 на территорию ФГКВО УВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" Министерства Обороны Российской Федерации с ограниченно-пропускным режимом не обеспечил, о чем составлен акт на выпуске сточных вод.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскания с ответчика задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ за период с 01.11.2017 по 31.01.2018 в размере 7 886 698,68 руб., платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период с 01.04.2017 по 31.08.2017, с 01.11.2017 по 31.01.2018 в размере 2 234 551,90 руб. являются обоснованными и не опровергнуты ответчиком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии уведомления ответчика о проведении отбора проб сточных вод, из материалов дела следует, что 15.11.2017 общество вручило учреждению уведомление исх. N И.09.КВК.КД.ИВР0006 от 14.11.2017 о предстоящем отборе проб, что подтверждается штампом учреждения с входящим N 1560.
Пунктами 21, 22 Правил N 525 установлено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
22.11.2017 при отборе проб сточных вод на выпуске в городскую канализацию присутствовал представитель ответчика - инспектор Кефер В.В., что подтверждается актом отбора проб N 797 от 22.11.2017 подписанным им без возражений и без замечаний по произведенному отбору проб сточной воды.
Несостоятельна ссылка апеллянта на то обстоятельство, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, является ли Кефер В.В. уполномоченным представителем учреждения ввиду следующего.
Статьей 402 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника.
Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Кефер В.В., являясь инспектором по ЭПТ и ОВ, при проведении отбора проб присутствовал, на отсутствие полномочий им указано не было, акт отбора проб N 797 от 22.11.2017 подписал, следовательно, полномочия представителя ответчика Кефер В.В. явствовали из обстановки.
В связи с изложенным, отклоняются доводы заявителя также о том, что акт отбора проб N 797 от 22.11.2017 и составленный на его основе протокол испытаний являются недопустимыми доказательствами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы абонент по своему усмотрению не воспользовался правом отобрать и исследовать параллельные пробы, чем по своей воле лишил себя эффективного способа защиты.
К числу заявленных требований также относится требование о взыскании пени за период с 11.01.2018 по 07.05.2018 в размере 461 404,77 руб.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно части 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем 16 наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 16.3 контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате контракта организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан неверным в части примененной при расчете ставки рефинансирования, а также без учета положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции самостоятельно произведен перерасчет пени, сумма которой за период с 11.01.2018 по 07.05.2018 составила 390 282,36 руб.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводимые ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которые получили правовую оценку и были предметом исследования, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020 по делу N А32-19115/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19115/2018
Истец: ООО "Краснодар водоканал"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Третье лицо: КРАСНОДАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕАВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ, ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище" г. Краснодар, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Красноедарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова" Министерство обороны РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАСНОДАРСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ"