18 мая 2020 г. |
Дело N А84-572/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 18.05.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В,
Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семенюк Е.Е.,
при участии:
представителя истца - Колгановой Е.С., доверенность от 23.12.2019 N 081/0/2-19,
представителя ответчика - Белоусова В.С., доверенность от 12.09.2019, N 7179/01-01-02.1-30/02/19,
иные лица - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.10.2019 по делу N А84-572/2019 (судья Юрина Е.Н.)
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала Публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго"
к Правительству Севастополя,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала Публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (далее - истец, ПАО "ЭК "Севастопольэнерго", Севастопольэнерго) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Правительству Севастополя о признании права собственности на ТП-867, расположенную по адресу: г. Севастополь, с. П. Осипенко, Мамашай, очистные сооружения, 25.12.1982 года строительства, число этажей - 1, фундамент - ж/б блоки, основная площадь - 58,7 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что спорное имущество перешло в собственность ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в процессе приватизации, в числе иного приватизируемого имущества, ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" открыто, добросовестно и непрерывно владеет имуществом (ТП-867) на протяжении 15 лет, что подтверждается перечнем недвижимого имущества Открытого акционерного общества "ЭК "Севастопольэнерго" по состоянию на 01.06.1995, утвержденного Минтопэнерго Украины, балансовой справкой Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" от 02.03.2018, инвентарным делом БТИ, а также актами выполненных работ по содержанию ТП-867 и записями в паспорте ТП-867 (т.1 л.д.7-9).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.10.2019 исковые требования удовлетворены, признано право собственности ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции "ТП-867", расположенное по адресу: г. Севастополь, с. П. Осипенко, Мамашай, очистные сооружения, 1982 года постройки, общей площадью 58,7 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании представленных истцом документов пришел к выводу о признании права собственности ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" на объект недвижимого имущества - здание трансформаторной подстанции "ТП-867". Кроме того, суд указывает на то, что ответчиком не представлено доказательств того, что спорное здание подстанции (ТП-867) не подлежало приватизации или было включено в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В своей апелляционной жалобе апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не в полном объеме исследована процедура оформления права собственности спорного объекта за истцом, а также не дана надлежащая оценка тому, что переданное в собственность истца спорное имущество, либо его доля, находилось в государственной собственности. Кроме того, Правительство Севастополя отмечает, что судом не были применены нормы материального права Украины, а именно: Закон Украины от 04.03.1992 N 2163-XII "О приватизации государственного имущества", Постановление Верховной Рады Украины от 07.07.1992 N 2558-ХII "О Временном положении о Фонде государственного имущества Украины" (действовало до 09.12.2011), Закон Украины "О Фонде государственного имущества Украины" от 09.12.2011 N 4107-VI, Закон Украины от 10.09.1991 N 1540-XII "О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины", Гражданский кодекс УССР в редакции 18.07.1963, Гражданский кодекс Украины от 01.01.2004, и др., согласно которым право собственности на объекты недвижимости подлежало государственной регистрации и только при наличии такой регистрации лицо признавалось собственником соответствующего недвижимого имущества.
Определением от 13.12.2019 апелляционная жалоба Правительства Севастополя принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 28.01.2020.
В судебном заседании 28.01.2020 объявлен перерыв до 04.02.2020.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020, 04.03.2020 судебное заседание откладывалось.
Определением от 04.03.2020 произведена замена судьи Тарасенко Андрея Алексеевича на судью Евдокимова Игоря Вячеславовича для участия в рассмотрении апелляционной жалобы Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.10.2019 по делу N А84-572/2019.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2020 рассмотрение апелляционной жалобы Правительства Севастополя было перенесено на 12.05.2020.
В судебное заседание 12.05.2020 явились представители истца и ответчика. Третьи лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей третьих лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из Устава Публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" (идентификационный код 05471081) (далее - Устав) ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" является правопреемником Открытого акционерного общества "ЭК "Севастопольэнерго", которое было создано на основании Указа Президента Украины "О структурной перестройке в энергетическом комплексе Украины" от 04.04.1995 N 282/95 и приказа Министерства энергетики и электрификации Украины от 31.08.1995 N168 "О создании Государственной акционерной энергетической компании "Севастопольгорэнерго" путем преобразования Государственного энергоснабжающего предприятия "Севастопольгорэнерго" в Государственную акционерную энергоснабжающую компанию "Севастопольгорэнерго" в форме открытого акционерного общества. По решению Общего собрания акционеров от 11.11.1999 Общество изменило свое наименование на Открытое акционерное общество "ЭК "Севастопольэнерго" (пункт 1.1 статьи 1 Устава).
Общим собранием акционеров Публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго", оформленного протоколом N 22 от 09.04.2015, была утверждена новая редакция устава общества, согласно которой организационно-правовая форма предприятия определена как публичное акционерное общество.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Украины "О структурной перестройке в энергетическом комплексе Украины" от 04.04.1995 N 282/95 установлено, что по объектам, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, Фонд государственного имущества Украины определяет по согласованию с Министерством энергетики и электрификации Украины долю акций, которая остается в государственной собственности.
На основании данного Указа постановлено Министерству энергетики и электрификации Украины в соответствии с намеченными мерами относительно рыночных преобразований в области электроэнергетики создать до 01.07.1995 государственные акционерные энергоснабжающие компании в соответствии с перечнем (приложение N 2), Фонду государственного имущества Украины передать Министерству энергетики и электрификации Украины управление долями (паями, акциями) имущества государственных акционерных компаний, создаваемых в соответствии с настоящим Указом.
Государственные акционерные энергоснабжающие компании создавались в соответствии с Указом Президента Украины "О корпоратизации предприятий" от 15.06.1993 N 210/93 и Положением о порядке корпоратизации предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 05.07.1993 N 508 (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет порядок корпоратизации государственных предприятий, закрытых акционерных обществ, более 75 процентов уставного капитала которых находится в государственной собственности, а также производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с действующим законодательством (пункт 1 Положения).
Положением установлена процедура корпоратизации, которая включает в себя несколько этапов.
Как установлено пунктом 10 Положения комиссия готовит и подает учредителю в двухмесячный срок со дня утверждения ее состава акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса предприятия, подлежащего корпоратизации, проект плана размещения акций и проект устава открытого акционерного общества, разработанного в соответствии с Законом Украины "О хозяйственных обществах" (1576-12), с учетом требований, предусмотренных Указом Президента Украины "О корпоратизации предприятий" (210/93).
Пунктом 11 Положения установлено, что учредитель в недельный срок рассматривает и утверждает акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса предприятия, которое подлежит корпоратизации, и в десятидневный срок принимает решение о создании открытого акционерного общества и утверждает его устав. В случае выявления несоответствия указанных документов требованиям настоящего Положения, других актов действующего законодательства учредитель вносит в них необходимые изменения и дополнения.
С момента государственной регистрации открытого акционерного общества активы и пассивы предприятия, структурного подразделения (единицы) переходят к открытому акционерному обществу. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей корпоратизированного предприятия (пункт 15 Положения).
Впоследствии корпоратизации имущество передается новообразованному обществу в собственность, а у государства возникают корпоративные права в отношении данного общества. Таким образом, корпоратизация представляет собой изменений организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и более эффективное корпоративное управление.
По решению общего собрания акционеров от 11.11.1999 Государственная акционерная энергоснабжающая компания "Севастопольэнерго" изменила наименование на Открытое акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго".
Вследствие необходимости приведения деятельности в соответствии с принятым Законом Украины "Об акционерных обществах", а также по решению общего собрания акционеров было изменено наименование на Публичное акционерное общество "Энергетическая копания "Севастопольэнерго".
В своем исковом заявлении ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) на протяжении 15 лет открыто, добросовестно и непрерывно владеет спорным имуществом как своим собственным, что в свою очередь подтверждается перечнем недвижимого имущества ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" по состоянию на 01.06.1995, утвержденным Минтопэнерго Украины, записями в паспорте ТП N 867 Севастопольского ПЭС ПЭО "Крымэнерго" (т.1 л.д.13).
Согласно перечню недвижимого имущества ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" по состоянию на 01.06.1995, утвержденного уполномоченным органом - Минтопэнерго Украины, объект недвижимого имущества ТП-867, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. П. Осипенко, Мамашай, очистные сооружения, 1982 года постройки, общей площадью 58,7 кв.м (пункт 361) вошел в перечень недвижимого имущества, переданного ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" (т.1 л.д.23-29, 90-96).
Письмом от 02.07.2001 N 06/12-361 Министерство топлива и энергетики Украины подтверждает перечень недвижимого имущества и переданного оборудования, которое передано в процессе корпоратизации в соответствии с Указом Презтдента Украины от 15.09.1993 N 210/93 в уставной фонд ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" и находится на балансе компании по состоянию на 01.06.1995 (т.1 л.д.152-153).
Согласно распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 29.08.2001 N 1861-р принято решение об оформлении права коллективной собственности объектов недвижимого имущества вместе с передаточными устройствами (согласно прилагаемым к нему перечням), принадлежащие ОАО "ЭК "Севастопольэнерго", предписано оформить свидетельства о праве коллективной собственности и произвести регистрацию права на недвижимое имущество вместе с передаточными устройствами.
Согласно выписки из Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц от 07.02.2019 в отношении Филиала Публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в городе Севастополе его основным видом экономической деятельности является "Производство электроэнергии" (код 35.11), а также иными - "Ремонт электрического оборудования" (код 33.14), "Монтаж промышленных машин и оборудования" (код 33.20), "Производство электроэнергии" (код 35.11), "Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям" (код 35.12), "Распределение электроэнергии" (код 35.13), "Строительство местных линий электропередачи и связи" (код 42.22.2), "Производство земляных работ" (код 43.12.3), "Производство электромонтажных работ" (код 43.21) (т.1 л.д.43-44).
Как усматривается из балансовой справки Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в г. Севастополь от 02.03.2018 N 207/012-18 с 01.12.1986 по настоящее время на балансе Филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" числится ТП-867 (Мамашай очистные сооружения), инвентарный номер 00000496, общая площадь 58,7 кв.м (т.1 л.д.14).
Материалами технической инвентаризации от 03.06.2004 подтверждается, что объект технической инвентаризации ТП-867, очистные сооружения Мамашай, расположенные по адресу: г. Севастополь, с. П. Осипенко, имеет площадь 58.7 кв.м (т.1 л.д.108-113).
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 18.04.2018 N 91/18-12066 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в отношении спорного объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, ТП-867 (Мамащай очистные сооружения) на основании того, что не были предоставлены правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие ранее возникших прав (т.1 л.д.15).
Исходя из изложенного, истец просит признать за ним право собственности на спорный объект, в связи с чем обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Между тем, исходя из принципа восстановления нарушенных прав (статья 1 ГК РФ), способ защиты нарушенного права не может быть выбран истцом произвольно, поскольку способ защиты права, используемый истцом, должен соответствовать характеру и последствиям нарушения права и обеспечивать его восстановление.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Таким образом, поскольку судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, в судебном порядке может быть признано конкретное нарушенное или оспоренное право. Лицо, обращающееся с требованием, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем, избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Истцом по иску о признании права собственности является собственник индивидуально-определенной вещи, права которого оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся сособственником в обязательственном или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи. В качестве ответчика выступает третье лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не предъявляющее таких прав, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Предметом иска о признании права собственности является констатация факта принадлежности истцу права собственности, иного вещного права на имущество. Решение по иску о признании права собственности устраняет сомнение в праве, обеспечивает необходимую уверенность в наличии права, придает определенность взаимоотношениям сторон и служит основой для осуществления конкретных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности или иного права на имущество
Иск о признании права собственности - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество. В качестве ответчика выступает лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
При этом судебный акт должен обладать свойством исполнимости, то есть быть направленным на восстановление нарушенных прав, а также изменить сложившуюся правовую ситуацию.
Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты, который не должен подменять собой установленный административно-публичный порядок регистрации права собственности.
К спорным правоотношениям с учетом положений Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьи 4, части 2 статьи 422, части 1 статьи 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны применяться нормы материального права Украины до 18.03.2014 и Российской Федерации с 18.03.2014.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 59 Постановления Пленума N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права; иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (данный пункт статьи 8 утратил силу с января 2013 года).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях (постановление от 11.03.1998 N 8-П; определения от 25.03.2004 N 85-О и от 29.09.2011 N 1071-О-О).
Проверяя довод апелляционной жалобы относительно недоказанности возникновения права собственности на спорный объект недвижимости, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что спорная подстанция, согласно материалам технической инвентаризации по домовладению по ул. 18 км Качинского шоссе N 2 в городе Севастополе, возведена в 1982 году и эксплуатировалась Государственным энергоснабжающим предприятием "Севастопольгорэнерго", которое на основании Указа Президента Украины "О структурной перестройке в энергетическом комплексе Украины" от 04.04.1995 N 282/95 было преобразовано в Государственную акционерную энергоснабжающую компанию "Севастопольгорэнерго" в форме открытого акционерного общества, а в последующем 11.11.1999 изменило наименование на Открытое акционерное общество "ЭК "Севастопольэнерго".
Согласно материалам технической инвентаризации, спорный объект обладает признаками капитальности, представляет собой здание, имеющее в основе железобетонный фундамент, стены из известняковых блоков, железобетонные перекрытия (т.1 л.д.16-22).
Как было установлено выше, согласно перечню недвижимого имущества ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" по состоянию на 01.06.1995, утвержденного Минтопэнерго Украины, объект недвижимого имущества ТП-867, расположенный по адресу: г. Севастополь, с. П. Осипенко, Мамашай, очистные сооружения, 1982 года постройки, общей площадью 58,7 кв.м (пункт 361) вошел в перечень недвижимого имущества, переданного ОАО "ЭК "Севастопольэнерго".
Кроме того, письмом от 02.07.2001 N 06/12-361 Министерство топлива и энергетики Украины подтверждает перечень недвижимого имущества и переданного оборудования, которое передано в процессе корпоратизации в соответствии с Указом Президента Украины от 15.09.1993 N 210/93 в уставной фонд ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" и находится на балансе компании по состоянию на 01.06.1995.
Таким образом, право собственности правопредшественника истца на спорный объект возникло в результате корпоратизации - преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество, спорная подстанция построена в период до введения в действие ГК РФ и Гражданского кодекса Украины и входила в производственный комплекс правопредшественника.
В силу положений статьи 15 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" приватизация государственного имущества осуществляется, том числе путем продажи долей (акций, паев) в имуществе 9 предприятий на аукционе, по конкурсу, на фондовой бирже и другими способами, предусматривающими конкуренцию покупателей.
Положениями статьи 18 данного закона установлено, что продажа долей (акций, паев), принадлежащих государству в имуществе хозяйственных обществ, осуществляется путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества.
При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество его учредителем выступает соответствующий орган приватизации, который действует в пределах полномочий, предусмотренных для учредителей акционерного общества законодательством.
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно правовой позиции Постановления N 10/22, акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, с учетом разъяснений высших судебных инстанций, апелляционный суд пришел к выводу о том, что как законодательство Украины, действовавшее в период возникновения спорных отношений, так и законодательство Российской Федерации до вступления в силу Закона N 122-ФЗ связывают возникновение права собственности на объекты недвижимости, приобретенные в процессе приватизации путем корпоратизации, не с моментом регистрации такого права, а с моментом создания соответствующего юридического лица (акционерного общества)
При этом ответчиком сведения о регистрации спорных объектов в Реестре собственности города Севастополя не предоставлены.
Кроме того, ответчиком не доказано наличие между ним и истцом арендных отношений по эксплуатации спорных объектов (заключение арендных соглашений, внесение платы за пользование), а также не представлены доказательства того, что спорные здания не подлежали приватизации или были включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Апеллянт ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств приватизации именно спорного имущества. Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что Правительство Севастополя не учитывает, что приватизация осуществлялась не путем отчуждения спорного имущества, а путем корпоратизации. Такой способ в соответствии с законодательством о приватизации, действовавшем на момент возникновения спорных отношений, не предполагал принятия решения относительно каждого объекта, так как предприятие в этом случае приватизировалось полностью, как имущественный комплекс.
При таких обстоятельствах, учитывая, что настоящий иск направлен на подтверждение ранее возникшего, существующего права собственности, а не на возникновение этого права вновь, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ПАО "ЭК "Севастопольэнерго", руководствуясь разъяснениями, приведенными в пункте 11 Постановления N 10/22, правомерно признал право собственности общества на указанный объект недвижимого имущества.
При этом суд обоснованно исходил из того, что трансформаторная подстанция, состоящая из трансформатора и капитального строения в котором она размещена, представляет собой объект недвижимого имущества.
Иные доводы ответчика не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 октября 2019 года по делу N А84-572/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу Правительства Севастополя, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-572/2019
Истец: ПАО Энергетическая компания Севастопольэнерго в лице Филиала Энергетическая компания Севастопольэнерго в г. Севастополе
Ответчик: Правительство Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Центр судебных экспертиз им. Б.Д.Сперанского