Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2020 г. N Ф07-7900/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А26-750/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей Г.В. Лебедева, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Управления представитель не явился,
от Администрации представитель не явился,
от Агентства представитель не явился,
от Предприятия представитель не явился,
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2020 по делу N А26-750/2020 (судья А.В. Подкопаев), принятое по заявлению:
администрации Петрозаводского городского округа (185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. 2; ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31; ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543),
третьи лица: Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Агентство городского развития" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 2; ОГРН 1181001005052, ИНН 1001334819),
муниципальное унитарное предприятие Петрозаводские энергетические системы (185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Путейская, д. 5, пом. 2; ОГРН 1141001012360, ИНН 1001289193),
о признании недействительными уведомлений о возврате без рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав,
установил:
администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд первой инстанции) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление) о признании недействительными уведомлений Управления от 19.11.2019 и 21.11.2019 о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению Администрации о государственной регистрации прав, возложении на Управление обязанности рассмотреть заявления Администрации.
Определением от 04.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Агентство городского развития" (далее - Агентство) и муниципальное унитарное предприятие Петрозаводские энергетические системы (далее - Предприятие).
Решением от 03.03.2020 заявленные требования удовлетворены, уведомления от 19.11.2019 N КУВД-001/2019-14355248/1, N КУВД-001/2019- 143557051/1, от 21.11.2019 N КУВД-001/2019-14510285/1, N КУВД-001/2019-14511009/1, N КУВД-001/2019-14511390/1, N КУВД-001/2019-14510585/1, N КУВД-001/2019-14510836/1 признаны недействительными; Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации путем повторного рассмотрения заявлений и представленных к ним документов.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что обращаясь за государственной регистрацией права, Администрация фактически действует как представитель Предприятия и Агентства, чья обязанность по уплате государственной пошлины за совершение регистрирующим органом соответствующих юридически значимых действий установлена налоговым законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация указывает, что органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за совершение действий по государственной регистрации прав в силу прямого указания Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Администрации от 30.05.2019 N 1346 в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа приняты объекты инженерной инфраструктуры с кадастровыми номерами 10:01:0120124:2907, 10:01:0000000:15919, 10:01:0120124:4012, 10:01:0120124:5232, 10:01:0000000:17013; согласно пункту 2 указанного постановления перечисленные объекты переданы в хозяйственное ведение Предприятия.
Из материалов дела следует, что 15.11.2019 Администрация обратилась в Управление с заявлениями N 2019-11-15-090707 (КУВД-001/2019-14510285), N 2019-11-15-091119 (КУВД-001/2019-14510585), N 2019-11-15-091497 (КУВД-001/2019-14510836), N 2019-11-15-091756 (КУВД-001/2019-14511009), N 2019-11-15-092248 (КУВД-001/2019-14511390) о государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия на соответствующие объекты инженерной инфраструктуры.
Уведомлениями от 21.11.2019 N КУВД-001/2019-14510285/1, N КУВД-001/2019-14510585/1, N КУВД-001/2019-14510836/1, КУВД-001/2019-14511009/1, КУВД-001/2019-14511390 Управление сообщило о возврате указанных заявлений и документов, прилагаемых к ним, без рассмотрения на основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с неуплатой государственной пошлины за осуществление государственной регистрации.
В соответствии с постановлением Администрации от 29.10.2019 N 2885 нежилые помещения площадью 43,2 кв. м с кадастровым номером 10:01:0010106:650 и площадью 907,5 кв. м с кадастровым номером 10:01:0010106:652, расположенные по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, проспект Ленина, д. 1А, переданы в хозяйственное ведение Предприятия и Агентства соответственно.
Администрация обратилась в Управление с заявлениями от 13.11.2019 N 2019-11-13-138022 (КУВД-001/2019-14355248), N 2019-11-13-141897 (КУВД-001/2019-14357051) о государственной регистрации прав Предприятия и Агентства на соответствующие помещения.
Как следует из уведомлений от 19.11.2019 N КУВД-001/2019-14355248/1, N КУВД-001/2019-14357051/1, указанные заявления и прилагаемые документы также возвращены без рассмотрения в связи с неуплатой государственной пошлины за осуществление государственной регистрации.
Полагая, что указанные уведомления не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации, она обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Управления по возврату Администрации заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения третьих лиц по мотиву отсутствия документов об уплате государственной пошлины являются незаконными, нарушают права и законные интересы Администрации как органа, осуществляющего полномочия собственника объектов недвижимого имущества, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционный жалобы и отмены принятого по делу решения.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно пункту 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ и Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 18 Закона 218-ФЗ).
Требования к документам, представляемым в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрация прав, установлены статьей 21 Закона N 218-ФЗ.
Истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с указанным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами, не допускается в силу положений пункта 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ.
Согласно положениям статьи 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.
В случае если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, регистрирующий орган в силу пункта 3 статьи 25 Закона 218-ФЗ возвращает без рассмотрения заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, являющихся плательщиками государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса.
В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса, органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность Администрации направить в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в отношении соответствующих объектов недвижимости установлена положениями пункта 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ, нормы действующего законодательства не предполагают возможность органа местного самоуправления выступать законным представителем третьих лиц в правоотношениях, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество. Подавая документы на государственную регистрацию права, Администрация действует в своих интересах, реализует свои полномочия и преследует публичные интересы, в связи с чем не может рассматриваться как законный представитель Предприятия и Агентства. Таким образом, на Администрацию как орган местного самоуправления, действующий в собственных интересах, не может быть возложена обязанность по уплате государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые уведомления Управления о возвращении без рассмотрения заявлений Администрации о государственной регистрации прав хозяйственного ведения Предприятия и Агентства на соответствующие объекты недвижимости незаконными.
Возложение судом первой инстанции на Управление обязанности рассмотреть заявления Администрации от 15.11.2019 N 2019-11-15-090707 (КУВД-001/2019-14510285), N 2019-11-15-091119 (КУВД-001/2019-14510585), N 2019-11-15-091497 (КУВД-001/2019-14510836), N 2019-11-15-091756 (КУВД-001/2019-14511009), N 2019-11-15-092248 (КУВД-001/2019-14511390), от 13.11.2019 N 2019-11-13-138022 (КУВД-001/2019-14355248), N 2019-11-13-141897 (КУВД-001/2019-14357051) соответствует требованиям статьи 201 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а по существу свидетельствуют о несогласии с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта. Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2020 по делу N А26-750/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-750/2020
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: МУП Петрозаводские энергетические системы, МУП Петрозаводское "Агентство городского развития"