г. Чита |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А78-14395/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гриф" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 марта 2020 года по делу N А78-14395/2019,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснокаменску и Краснокаменскому району (ОГРН 1027501068671, ИНН 7530006709, далее - орган внутренних дел, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гриф" (ОГРН 1177536006724, ИНН 7536168640, далее - ООО "Гриф", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 марта 2020 года по делу N А78-14395/2019 заявленное требование удовлетворено, суд привлек общество к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции не установлено ни местонахождение алкогольной продукции, ни ее наименование. Соответственно суд достоверно не мог сделать выводы, что алкогольная продукция была изъята непосредственно на торговых и/или подобных площадях ООО "Гриф". Отсюда следует, что причастность ООО "Гриф" к вменяемому правонарушению не установлена, и напротив, опровергается имеющимися в деле доказательствами. Кроме того, общество не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что допустило оборот алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции. ООО "Гриф" считает, что вся алкогольная продукция, принадлежащая обществу находится в легальном обороте и сопровождается тем комплектом документов, которые предусмотрены законодательством в связи с последними изменениями. Также апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения назначенного штрафа.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, а также об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 3 статьи 156, 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъекте Российской Федерации (Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24 апреля 2019 года обществу выдана лицензия N 75РПО0000436 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2 (ресторан "Альфа"), сроком действия - до 24 апреля 2020 года (т.1 л.д.55-57).
По договору аренды от 7 ноября 2018 года (т.1 л.д.48) обществу во временное владение и пользование предоставлена часть нежилого помещения N 3, площадью 573 м2, по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, д. 115; помещение 3, часть пом. 2. Срок аренды - по 7 ноября 2023 года (пункт 1.1 Договора).
В ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия "Алкоголь" органом внутренних дел осуществлен осмотр принадлежащей обществу организации общественного питания - ресторан "Альфа", по адресу: г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2, в ходе которого установлен факт оборота (хранение и розничная продажа) алкогольной продукции:
- виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", федеральная специальная марка N 100560072025, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 750 рублей;
- напиток вин.газированный "Lavetti", объемом 0,75 л., крепостью 8%, произведено и разлито Aurelia Vini SRL, Италия 11.10.2018, акцизная марка 105256338757, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 400 рублей;
- коньяк "Lion", объемом 0,7 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 08.07.2018, федеральная специальная марка 002100111584, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 1 600 рублей;
- вино "Шардоне", объемом 0,75 л., крепостью 10-12%, произведено и разлито ООО "Винный дом Фотисаль" 24.09.2018, федеральная специальная марка 104252293293, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 500 рублей;
- коньяк "Георгиевский", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 07.10.2018, федеральная специальная марка 002232400732, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 750 рублей;
- коньяк "Саят-Нова", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито ЗАО "Егварди Гину-Коньяки горцаран" 04.07.2017, федеральная специальная марка 06594683706, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 700 рублей.
Результаты осмотра отражены в протоколе от 18 октября 2019 года (т.1 л.д.33-37).
Обнаруженная алкогольная продукция была изъята на основании протокола изъятия вещей и документов от 19 октября 2019 года (т.1 л.д.38-39).
Выявленные нарушения послужили поводом для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, о чем 23 ноября 2019 года сотрудником полиции составлен соответствующий протокол 75 N 1005856/2464 (т.1 л.д.30).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ ОМВД по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении ООО "Гриф" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Применительно к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания аналогичный запрет дополнительно закреплен в подпункте 12 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
На основании пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171 -ФЗ (в редакции, действующей с 01.07.2018 года) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции.
При этом с 1 июля 2018 года новая редакция подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ исключает необходимость наличия справки к ТД или справки к ТТН при обороте маркируемой алкогольной продукции, информация об объеме оборота которой зафиксирована в ЕГАИС по каждой единице алкогольной продукции. То есть с 1 июля 2018 года введен так называемый помарочный (поштучный) учет каждой единицы маркируемой алкогольной продукции.
Для этих целей в пункт 3.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ внесены изменения в части требований к содержанию федеральной специальной марки (далее - ФСМ) и акцизной марки (далее - AM): марки должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем марок и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.
Идентификатор ЕГАИС представляет собой уникальное сочетание букв и цифр, позволяющее идентифицировать ФСМ и AM, маркируемую ими алкогольную продукцию, а также иные сведения, зафиксированные в ЕГАИС.
Для реализации помарочного учета Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2018 N 1140 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции" внесены изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции, в том числе утверждены требования к информации, подлежащей нанесению на марки нового образца.
Согласно разделу 2 Методических рекомендаций по ведению поштучного учета в ЕГАИС, утвержденных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (размещены на официальном сайте Росалкогольрегулирования в сети "Интернет"), поштучный учет в Системе вводится с целью обеспечения прослеживаемости движения каждой единицы маркируемой алкогольной продукции от производителя до конечного потребителя. Форматы электронных документов Системы позволяют учитывать производство, ввоз, отгрузку и реализацию алкогольной продукции с указанием значений, содержащихся в штриховом коде (цифровых идентификаторах).
То есть по маркам нового образца, содержащим идентификатор ЕГАИС, возможно будет отследить в ЕГАИС движение каждой бутылки алкогольной продукции (те сведения в отношении нее, которые ранее содержались в сопроводительной документации: справках к таможенной декларации, справках к ТТН).
Для этих целей введены новые образцы ФСМ и AM, введено в действие новое технологическое оборудование, позволяющее наносить на марки необходимую информацию, доработан функционал ЕГАИС.
Следовательно, поштучный (помарочный) учет возможно реализовать только на федеральных специальных и акцизных марках нового образца.
На основании изложенного новая редакция подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ (действующая с 1 июля 2018 года) распространяется только на оборот алкогольной продукции, маркированной марками нового образца, содержащими идентификатор ЕГАИС.
Технология изготовления марок старого образца не позволяет наносить на марки всю информацию, необходимую для осуществления помарочного учета алкогольной продукции.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на оборот алкогольной продукции, маркированной марками старого образца, не могут распространяться положения новой редакции пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2018 года) об отсутствии необходимости наличия справок к ТД или ТТН при обороте маркируемой алкогольной продукции. В связи с чем, для подтверждения законности производства и оборота алкогольной продукции, маркированной марками старого образца, необходим полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2018 года), а именно: ТТН, справки к ТД или к ТТН.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила N 864).
В силу пункта 2 Правил N 864 справка заполняется в соответствии с данными ТТН и (или) международной ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности.
На основании пункта 3 Правил N 864 организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы "А" и "Б" справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (при наличии).
В пункте 4 Правил N 864 определено, что организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя, осуществляющего производство продукции на территории Российской Федерации, заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии).
При каждых последующих реализации (передаче) или внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя продукции продавцом (отправителем) заполняется только раздел "Б" справки. При этом продавец (отправитель) заполняет обе части раздела "Б" справки, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (при наличии) данные, указанные в левой части раздела. Требования настоящего абзаца распространяются на реализацию (передачу) или внутреннее перемещение между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя маркируемой алкогольной продукции, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждой единице алкогольной продукции (пункт 5 Правил N 864).
Форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, а также Правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 (далее - Правила N 872).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 872 справка заполняется на товары одного наименования, содержащиеся в одной товарной партии, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной таможенной зоны (свободного склада). Заполненная справка подается юридическим или физическим лицом, которое декларирует товар либо от имени которого декларируется товар (далее - декларант), или по его поручению таможенным представителем в таможенный орган, которому декларируются товары, для ее проверки и заверения до выпуска товара.
На лицевой стороне справки печатается раздел "А", на оборотной - раздел "Б" (пункт 3).
Согласно пункту 4 раздел "А" справки заполняется декларантом или по его поручению таможенным представителем, заверяется подписью и печатью декларанта (таможенного представителя) (при наличии печати). В случае если справка заполняется индивидуальным предпринимателем, вместо наименования организации указываются его фамилия, имя, отчество, а также серия, номер, дата и место выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность).
Раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями (при наличии печатей).
В случае необходимости раздел "Б" может иметь дополнительные листы, заполненные по форме раздела "Б" и являющиеся неотъемлемой частью справки.
На дополнительных листах раздела "Б" справки указывается ее номер, а также проставляется номер дополнительного листа. Заверения дополнительных листов справки должностным лицом таможенного органа не требуется (пункт 6).
В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Таким образом, исходя из приведенных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Объективную сторону образует, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
На основании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что 24 апреля 2019 года обществу выдана лицензия N 75РПО0000436 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2 (ресторан "Альфа"), сроком действия - до 24 апреля 2020 года (т.1 л.д.55-57).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия "Алкоголь" органом внутренних дел осуществлен осмотр принадлежащей обществу организации общественного питания - ресторан "Альфа", по адресу: г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2, в ходе которого установлен факт оборота (хранение и розничная продажа) алкогольной продукции:
- виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", федеральная специальная марка N 100560072025, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 750 рублей;
- напиток вин.газированный "Lavetti", объемом 0,75 л., крепостью 8%, произведено и разлито Aurelia Vini SRL, Италия 11.10.2018, акцизная марка 105256338757, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 400 рублей;
- коньяк "Lion", объемом 0,7 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 08.07.2018, федеральная специальная марка 002100111584, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 1 600 рублей;
- вино "Шардоне", объемом 0,75 л., крепостью 10-12%, произведено и разлито ООО "Винный дом Фотисаль" 24.09.2018, федеральная специальная марка 104252293293, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 500 рублей;
- коньяк "Георгиевский", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 07.10.2018, федеральная специальная марка 002232400732, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 750 рублей;
- коньяк "Саят-Нова", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито ЗАО "Егварди Гину-Коньяки горцаран" 04.07.2017, федеральная специальная марка 06594683706, в количестве 1 (одна) бутылка, по цене 700 рублей.
Результаты осмотра отражены в протоколе от 18 октября 2019 года (т.1 л.д.33-37).
Обнаруженная алкогольная продукция была изъята на основании протокола изъятия вещей и документов от 19 октября 2019 года (т.1 л.д.38-39).
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
В качестве доказательств совершения вменяемого обществу правонарушения орган внутренних дел представил протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18 октября 2019 года и протокол изъятия вещей и документов от 19 октября 2019 года, которые суд первой инстанции правильно признал ненадлежащими доказательствами по следующим причинам.
В соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также изъятие вещей и документов являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые направлены на пресечение административного правонарушения, установления личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.
Статьей 27.8 КоАП РФ установлен порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и оформления его результатов.
Так, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2).
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4).
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5).
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (часть 6).
Согласно статье 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 1). Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2).
В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 4).
Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю (часть 8).
Из содержания протоколов осмотра от 18 октября 2019 года и изъятия от 19 октября 2019 года следует, что они составлены органом внутренних дел в отсутствие понятых. В протоколе осмотра указано, что в соответствии с КоАП РФ производилась фотосъемка, а на второй странице протокола осмотра и в протоколе изъятия имеются отметки о проведении видеосъемки.
Видеозапись изъятия алкогольной продукции, о проведении которой указано в протоколе изъятия, административным органом к заявлению о привлечении к ответственности не приложена. На представленном диске (т.1 л.д.40) имеется лишь "обзорная" видеосъемка помещения ресторана "Альфа", какое-либо звуковое сопровождение такой видеозаписи отсутствует. Из названной видеозаписи невозможно установить нахождение алкогольной продукции и ее наименование.
Определениями от 11 декабря 2019 года и от 15 января 2020 года (т.1 л.д.1-2, 111) суд первой инстанции запрашивал у административного органа видеозапись осмотра, а также пояснения в случае отсутствия такого доказательства.
Сопроводительным письмом от 28 января 2020 года N 4/2405 органом внутренних дел представлена видеозапись осмотра ресторана "Альфа" (т.1 л.д.136-137), аналогичная приложенной видеозаписи к заявлению о привлечении к ответственности.
Учитывая, что у суда первой инстанции отсутствовали доказательства фиксации хода и результатов действий органа внутренних дел при проведении осмотра и изъятия, указанные процессуальные документы (протоколы осмотра от 18 октября 2019 года и изъятия от 19 октября 2019 года), а также имеющаяся в распоряжении суда видеозапись правомерно оставлены судом без оценки в качестве доказательств по рассматриваемому делу.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Тем не менее, факт совершения вменяемого правонарушения (помимо протоколов осмотра от 18 октября 2019 года и изъятия от 19 октября 2019 года) подтверждается также объяснениями заведующего ресторана "Альфа" Бокошова Р.О. от 19 октября 2019 года (т.1 л.д.41), протоколом об административном правонарушении 75 N 1005856/2464 от 23 ноября 2019 года (т.1 л.д.30).
Ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суде общество не отрицало принадлежность обнаруженной в ресторане алкогольной продукции (виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", ФСМ N 100560072025, в количестве 1 (одной) бутылки).
При этом в отношении иной алкогольной продукции, выявленной в ресторане "Альфа", общество указывает, что такая продукция ему не принадлежит, была приобретена работником общества Бокошовым Р.О. и реализовывалась им самостоятельно.
Однако в объяснениях от 19 октября 2019 года заведующий рестораном "Альфа" Бокошов Р.О. на принадлежность ему такой продукции не указал.
Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 171-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Каких-либо исключений в отношении физических лиц, фактически допущенных к осуществлению деятельности в области оборота алкогольной продукции, приведенными положениями не установлено, в связи с чем требования Закона N 171-ФЗ (в том числе его статей 16 и 26) распространяются на работодателя в полной мере как лица, фактически предоставившего возможность для своего работника свободно хранить и реализовывать алкогольную продукцию без соответствующих документов.
Иными словами, кому принадлежит алкогольная продукция, - обществу или ее работнику, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, так как ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при розничной продаже алкогольной продукции в помещении принадлежащего ему ресторана, несет непосредственно ООО "Гриф", что согласуется со сложившейся судебно-арбитражной практикой (например, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N ВАС-14589/12 и от 28 марта 2013 года N ВАС-4105/13).
По смыслу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 июля 2015 года N 304-АД15-7137, организация обязана обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Из правовой позиции, выраженной в мотивировочной части 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 28-П, следует, что для гражданина, проявляющего при заключении договора необходимые разумность и добросовестность, соответствующее полномочие представителя может явствовать из обстановки, в которой он действует.
Например, когда договор розничной купли-продажи оформляется в помещении торгового объекта (магазине, баре и т.д.), то у гражданина имеются все основания полагать, что лицо, заключающее этот договор от имени организации, которой принадлежит данный торговый объект, наделено соответствующими полномочиями и действует от имени такой организации.
С учетом пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и имеющихся в материалах дела доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Бокошов Р.О., находящийся 18 октября 2019 года в принадлежащем обществу ресторане "Альфа", по адресу: г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2, был фактически допущен обществом к розничной продаже алкогольной продукции в названном помещении и в отношениях с третьими лицами (покупателями алкогольной продукции, посетителя ресторана) являлся представителем ООО "Гриф", то есть в любом случае действовал от его имени.
Судом с учетом позиции общества в любом случае поставлена под сомнение надлежащая организация ООО "Гриф" контроля за действиями своих работников, поскольку аналогичная ситуация допущена и в кафе " BarBoss", расположенном по этому же адресу (дело N А78-14396/2019).
Из имеющихся материалов дела следует, что алкогольная продукция (виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", ФСМ N 100560072025) маркирована ФСМ нового образца, в связи с чем в ЕГАИС имеются сведения о ее перемещении (обороте) в разрезе марок.
Согласно сведениям РСТ Забайкальского края, представленным по запросу суда, данная алкогольная продукция была отгружена и принята ООО "Гриф" по ТТН N КРТД-011170 от 11 октября 2019 года, что подтверждается отчетом об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2019 по 18.10.2019 года (т.1 л.д.128-129).
Представителем общества представлена ТТН N КРТД-011170 от 11 октября 2019 года (т.1 л.д.138-142).
Оценив указанные документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что они относятся именно к алкогольной продукции (виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", ФСМ N 100560072025), находившейся 18 октября 2019 года в реализации в ресторане "Альфа", по адресу: г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2, и изъятой на основании протокола изъятия вещей и документов от 19 октября 2019 года.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 15206/06 указано, что квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 2375/07.
Таким образом, противоправные действия общества, выразившиеся в необеспечении ресторана "Альфа" по адресу: г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2, предусмотренными статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ документами, подтверждающими легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции (виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", ФСМ N 100560072025), при их фактическом наличии у общества, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а не частью 2 той же статьи.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не отнесено к компетенции арбитражных судов.
Такие дела вправе рассматривать суды общей юрисдикции, органы внутренних дел, органы Роспотребнадзора и органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота алкогольной продукции (статьи 23.1, 23.3, 23.49 и 23.50 КоАП РФ).
При этом сопроводительные документы на иную изъятую в принадлежащей обществу организации общественного питания алкогольной продукцию (коньяк "Lion", объемом 0,7 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 08.07.2018, федеральная специальная марка 002100111584, в количестве 1 (одна) бутылка; вино "Шардоне", объемом 0,75 л., крепостью 10-12%, произведено и разлито ООО "Винный дом Фотисаль" 24.09.2018, федеральная специальная марка 104252293293, в количестве 1 (одна) бутылка; коньяк "Георгиевский", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 07.10.2018, федеральная специальная марка 002232400732, в количестве 1 (одна) бутылка; коньяк "Саят-Нова", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито ЗАО "Егварди Гину-Коньяки горцаран" 04.07.2017, федеральная специальная марка 06594683706, в количестве 1 (одна) бутылка) ни на момент составления протокола об административном правонарушении, ни на момент рассмотрения дела в арбитражном суде обществом не были представлены.
В указанной части противоправные действия общества правильно квалифицированы органом внутренних дел именно по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Учитывая названные обстоятельства, а также отсутствие соответствующих сопроводительных документов на алкогольную продукцию, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обнаруженная в ресторане "Альфа" по адресу: г. Краснокаменск, д. 115, пом. 3, часть пом. 2, алкогольная продукция (вино, коньяк) находится в нелегальном обороте, что является достаточным для квалификации противоправных действий ООО "Гриф" по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Статьями 10.2, 16, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, общество было обязано принять все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований. Однако подобные меры обществом предприняты не были.
Существенных нарушений порядка привлечения ООО "Гриф" к административной ответственности судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении 75 N 1005856/2464 от 23 ноября 2019 года составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества при участии представителя по специальной доверенности (т.1 л.д.8).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Таким образом, протокол об административном правонарушении 75 N 1005856/2464 от 23 ноября 2019 года составлен уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции.
Принимая во внимание положения статьи 4.1 КоАП РФ, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности назначить обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (200 000 рублей) без применения дополнительного наказания в виде конфискации алкогольной продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 1 и 2 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018 года, указанные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Таким образом, алкогольная продукция (коньяк "Lion", объемом 0,7 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 08.07.2018, федеральная специальная марка 002100111584, в количестве 1 (одна) бутылка; вино "Шардоне", объемом 0,75 л., крепостью 10-12%, произведено и разлито ООО "Винный дом Фотисаль" 24.09.2018, федеральная специальная марка 104252293293, в количестве 1 (одна) бутылка; коньяк "Георгиевский", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 07.10.2018, федеральная специальная марка 002232400732, в количестве 1 (одна) бутылка; коньяк "Саят-Нова", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито ЗАО "Егварди Гину-Коньяки горцаран" 04.07.2017, федеральная специальная марка 06594683706, в количестве 1 (одна) бутылка) на момент проведения осмотра (18 октября 2019 года) находилась в незаконном обороте и поэтому в силу части 3 статьи 3.7 КоАП РФ и приведенной правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации не может быть конфискована.
На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом N 171-ФЗ).
Учитывая, что протокол изъятия вещей и документов от 19 октября 2019 года составлен с нарушением положений КоАП РФ и признан судом первой инстанции ненадлежащим доказательством, на основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ и пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция (коньяк "Lion", объемом 0,7 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 08.07.2018, федеральная специальная марка 002100111584, в количестве 1 (одна) бутылка; вино "Шардоне", объемом 0,75 л., крепостью 10-12%, произведено и разлито ООО "Винный дом Фотисаль" 24.09.2018, федеральная специальная марка 104252293293, в количестве 1 (одна) бутылка; коньяк "Георгиевский", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито АО "Бастион" 07.10.2018, федеральная специальная марка 002232400732, в количестве 1 (одна) бутылка; коньяк "Саят-Нова", объемом 0,5 л., крепостью 40%, произведено и разлито ЗАО "Егварди Гину-Коньяки горцаран" 04.07.2017, федеральная специальная марка 06594683706, в количестве 1 (одна) бутылка) подлежит изъятию из незаконного оборота с последующим направлением на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Поскольку все предусмотренные пунктом 1 статьей 10.2, подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ документы на алкогольную продукцию (виски российский купажированный "Old salt", объемом 0,5 л., крепостью 40%, изготовитель ООО НПП "Виски России", федеральная специальная марка N 100560072025) в количестве 1 (одна) бутылка, указанную в протоколе изъятия вещей и документов от 19 октября 2019 года, у общества имеются (т.1 л.д.138-142), их достоверность не вызывает сомнения, суд полагает, что такая продукция не может быть признана находящейся в незаконном обороте, а потому подлежит возврату ООО "Гриф" (пункт 6 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 сентября 2018 года).
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 КоАП РФ) судом не установлено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Из изложенного следует, что административный штраф может быть уменьшен только в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
Между тем ООО "Гриф" не представило суду доказательств, подтверждающих наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, своим имущественным положением, оснований для снижения административного наказания не имеется.
При этом представленные обществом акт сверки взаимных расчетов за период с 01.03.2020 по 10.03.2020 года, бухгалтерский баланс на 31 декабря 2018 года, отчет о финансовых результатам за 2018 год, выписка из лицевого счета с 12.03.2020 по 12.03.2020 года, выписка операций по лицевому счету за период с 12.03.2020 по 12.03.2020 года и список штатных сотрудников не являются достаточными для подтверждения тяжелого имущественного или финансового положения общества в отсутствие бухгалтерских документов по состоянию на 2019 год (в том числе, промежуточной финансовой (бухгалтерской) отчетности), сведений налогового органа обо всех открытых у общества счетах в банках и иных кредитных организациях. Установление финансового и имущественного положения заявителя необходимо для оценки существенности ограничения его прав при уплате назначенного административного штрафа, создания реальной угрозы для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности.
Кроме того, суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения обществом крайне грубого административного правонарушения, выразившегося в обороте алкогольной продукции (пива) без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Обстоятельств для признания допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта (как отмечалось выше - оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов), считает невозможным в данном конкретном случае признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ суд также не находит.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего ООО "Гриф" с 10 декабря 2017 года относится к категории субъекта малого или среднего предпринимательства - микропредприятие.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения может быть применено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Как уже отмечалось, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
То есть Законом N 171-ФЗ предусмотрена следующая юридическая презумпция: алкогольная продукция, реализуемая без соответствующих товаросопроводительных документов, в силу одного лишь этого обстоятельства является находящейся в незаконном обороте и потому представляющей опасность для потребителей.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 марта 2020 года по делу N А78-14395/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14395/2019
Истец: ОМВД России по г.Краснокаменску и Краснокаменскому району, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснокаменску и Краснокаменскому району
Ответчик: Общество сограниченной ответственностью "Гриф"
Третье лицо: Общество сограниченной ответственностью "Гриф", Региональная служба по тарифам и ценообразованию Заб.края