Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2020 г. N Ф06-64716/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А65-35817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,
с участием:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2020 года по делу N А65-35817/2019 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", город Казань Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
с участием третьего лица Гаязутдинова Артура Раисовича, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным и отмене постановлении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, административный орган, управление), с привлечением в качестве третьего лица Гаязутдинова Артура Раисовича, о признании незаконным и отмене постановления от 21 ноября 2019 года по делу N 016/04/9.21-1868/2019.
Решением суда от 17.02.2020 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 158 АПК РФ отказано в удовлетворении ходатайства антимонопольного органа об отложении судебного заседания, и ходатайства общества о рассмотрении дела с использованием видеоконференц-связи, поскольку отсутствуют безусловные основания для отложения рассмотрения дела и нет технической возможности в суде апелляционной инстанции из-за короткого срока поданного ходатайства (14.05.2020 г.).
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом постановлением от 21.11.2019 г. по делу N 016/04/9.21-1868/2019 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ к штрафу в размере 600 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 руб.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 руб.
Как установлено судом, Гаязутдинов Артур Раисович повторно обратился в Управление ФАС по РТ (вх. N 11822/ж от 23.07.2019 г.) по вопросу отказа в осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский р-н, с. Егорьево, ул. Дачная д. 39, и указанная зона обслуживается газораспределительной организацией ООО "Газпром Трансгаз Казань".
Управлением в ходе рассмотрения административного дела установлено, что Гаязутдинов А.Р., является правообладателем земельного участка, а также объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи, расположенного на данном участке по адресу: РТ, Лаишевский р-н, с. Егорьево, ул. Дачная д. 39.
26.04.2016 г. между заявителем и третьим лицом подписан договор N 13-16-ТП (далее - договор) подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, согласно которому исполнитель (ООО "Газпром трансгаз Казань") обязуется осуществить подключение (технологическому присоединению) объекта заявителя к принадлежащей исполнителю на законном праве сети газораспределения, а также осуществить комплекс мероприятий по подготовке сети газопотребеления и газоиспользующего оборудования к подключению на принадлежащем заявителю земельном участке в соответствии с Техническими условиями.
Исполнитель обязуется, в том числе проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) (п. 3.2.4 договора), осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного п. 2.12 договора даты подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности, указанного в п. 3.2.4 договора (п. 3.2.5 договора).
17.10.2018 г. третье лицо уведомило заявителя о выполнении им технических условий и необходимости в соответствии с п. 3.2.4 договора проверить сеть и составить акт о готовности.
Письмом N 03/2-10224 от 31.10.2018 г. исполнитель отказался проверять выполнение третьим лицом технических условий, и потребовал предоставить исполнительно-техническую документацию и иные документы, а Гаязутдинов А.Р. повторно письмом от 07.11.2018 г. уведомил ООО "Газпром Трансгаз Казань" о выполнении технических условий.
Письмом от 26.11.2018 г. N 10929 общество проинформировало Гаязутдинова А.Р. о необходимости осуществления контроля в соответствии с СП 62.13330.2011, при этом указывая, что приемка сетей газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком, с участием представителей проектной и эксплуатационной организацией, которая проверяет комплектность и правильность составления исполнительной документации, производит внешний осмотр объекта с целью определения соответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту и другим нормативно документам, утвержденным в установленном порядке.
23.11.2018 г. Гаязутдинов А.Р. повторно обратился в адрес ООО "Газпром Трансгаз Казань" (вх. N 19140 от 23.11.2018 г.) с запросом информации о ходе выполнения мероприятий по подключению.
Ответ на указанное письмо был направлен заявителю 20.12.2018 г. (исх. N 03/2-12359) с информацией о том, что были произведены проектно-изыскательские работы и осуществлено строительство газопровода до земельного участка Гаязутдинова А.Р.
По факту нарушения порядка осуществления технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения управлением было вынесено постановление N А05-1899/2018, которым ООО "Газпром трансгаз Казань" было признано нарушившим ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а законность и обоснованность данного постановления была подтверждена судебными актами по делу N А65-6634/2019.
Письмом от 05.07.2019 г. Гаязутдинова А.Р. повторно обратился к ООО "Газпром трансгаз Казань" по вопросу присоединения к сети газораспределения, а последний письмом от 17.07.2019 г. повторно затребовал надлежащим образом оформленную исполнительную и техническую документацию.
В ответ за запрос от 08.08.2019 г. ООО "Газпром трансгаз Казань" письмом (вх. N 13223 от 14.08.2019 г.) сообщило о том, что приемка сетей газопотребления и осуществление пуска газа в данную сеть без соблюдения требований к приемке и составлению документов, закрепленных положениями правил СП 62.13330.2011 и ГОСТ Р 58095.0-2018, является нарушением Технического регламента, в связи с чем Гаязутдинов А.Р. обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Поскольку в соответствии с судебными актами по делу N А65-6634/2019, добровольное волеизъявление на разработку проектной документации третье лицо не выражало, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что требование заявителя о необходимости разработки и представления третьим лицом оформленной исполнительной и технической документации, свидетельствует о необоснованном возложении на него обязательств, не предусмотренных Правилами N 1314.
Антимонопольным органом 31.10.2019 г. в отношении ООО "Газпром трансгаз Казань" составлен протокол N 016/04/9.21-1868/2019 об административном правонарушении, а 21.11.2019 г. вынесено оспариваемое постановление.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1314 (далее - Правила N 1314).
В п. 2 Правил N 1314 закреплены понятия которые используются в Правилах, такие как "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства", "заявитель", "исполнитель" и др.
Согласно п. 2 Правил N 1314 исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Пунктом 3 Правил N 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдачу технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с п. 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Согласно п. 59 Правил N 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с п. 97 Правил, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно п. 98 Правил, исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в п.п. "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Пунктом 100 Правил N 1314 предусмотрено, что заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с п.п. "б" п. 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством РФ);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий.
Антимонопольный орган, изучив жалобу третьего лица, пояснения общества пришел к выводу о том, что требование о предоставлении исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено положениями Правил N 1314.
Судом установлено, что в п. 3.1 договора стороны согласовали, что обязуются в установленный договором срок выполнить комплекс мероприятий (в том числе технических) необходимых для фактического присоединения сети газопотребления заявителя к сети газораспределения исполнителя, которые включает в себя в том числе в разработку заявителем (в данном случае третьим лицом) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной (п.п. "б").
Подпункт "б" п. 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (далее - ИЖС). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Статьей 1 ГрК РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.
Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в п. 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 г. N 613 (далее - Приказ).
Согласно Приказа N 613, "сеть газопотребления жилых зданий" - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.
Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Действующим законодательством не предусмотрено, что проверка фактического соответствия сетей газопотребления правилам безопасности возможна исключительно только при наличии проекта газоснабжения.
В соответствии с п.п. "б" п. 98 Правил, исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Таким образом, непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией с потребителем акта о готовности сетей газопотребления.
Ссылка общества на то, что отсутствие исполнительно-технической документации на сеть газопотребления третьего лица лишит общество возможности проверить соответствие построенной сети газопотребления техническим требованиям и, как следствие, подписать акт о готовности сетей к подключению, правильно отклонена судом, поскольку отсутствие проектной документации не препятствует проведению соответствующей проверки.
Пунктом 104 Правил N 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Положения раздела 10 СП 62.13330.2011 распространяется на отношения, возникающие между заказчиком (застройщиком) и государством и между заказчиком (застройщиком) и привлеченными ими лицами на основании договора. Следовательно, ООО "Газпром Трансгаз Казань" не вправе требовать документы, составленные в результате правоотношений, возникающих в рамках указанных правил (СП 62.13330.2011).
Приведенные обществом ссылки на нормативные документы: СП62.13330.2011, ГОСТ Р 58095.0-2018, ГОСТ 54961-2012 к законодательным актам не относятся.
Указанные документы прямо не предусматривают обязанность потребителей за свой счет разработать проект сети газопотребления индивидуального жилого дома, а также исполнительно-техническую документацию на сети газопотребления, находящиеся в границах земельного участка потребителя, тогда как из положений п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в совокупности с требованиями Правил и типовыми условиями договора о подключении, следует, что такое условие (обязанность) должно быть прямо закреплено законодательным актом.
Принимая во внимание требования действующего градостроительного законодательства, законодательства о техническом регулировании, а также п. 3, 6, 59, 72, 90, 97, 98, 100, 104 Правил N 1314 и учитывая, что разработка исполнительно-технической документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газопотребления), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов индивидуального жилищного строительства, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у общества оснований требовать от Гаязутдинова А.Р. представления исполнительно-технической документации на сети газопотребления, находящиеся в границах земельного участка потребителя, и, соответственно, о наличии в действиях ООО "Газпром трансгаз Казань" события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями ст. 9.21 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А65 -6634/2019 (определением ВС РФ от 15.01.2020 г. N 306-ЭС19-24872 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ), по спору между теми же сторонами в отношении одного и того же объекта, по аналогичным основаниям для отказа в техприсоединении, а также по делу N А14-16624/2014 (определением ВС РФ от 20.04.2016 г. N 310-КГ15-20098 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ).
Также, отсутствие правового основания требовать с третьего лица разработку проектной документации подтверждается судебной практикой, изложенной в постановлении АС Поволжского округа от 10.10.2018 г. по делу N А65-4401/2018 (определением ВС РФ от 12.02.2019 г. N 306-АД18-24998 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ).
Кроме того, ФАС России в своем письме от 15.05.2017 г. N СГ1/32350/17, со ссылкой на письма Ростехнадзора от 20.04.2017 г. N 00-06-04/1039 и Минстроя России от 20.03.2017 г. N 8652-АГ708, также указало правовую позицию ведомства, согласно которой разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения) не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Также, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своих письмах от 27.12.2018 г. N 56163-ОГ/08 и от 18.01.2019 г. N 1715-ОГ/18 указало, что разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Судом рассмотрены и оценены все доводы заявителя, при этом оснований для удовлетворения заявленных требований не установлено.
Факт совершения обществом административного правонарушения установлен судом и подтверждается материалами дела.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ закреплена повторность совершения предусмотренного ч. 1 состава административного правонарушения.
В данном случае поскольку административным органом установлено, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что подтверждается постановлениями управления N А05-709/2017, NА05-1899/2018 от 05.02.2019 г. законность и обоснованных которого подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А65-4836/2017, N А65-17206/2017 и N А65-6634/2019, оставленными в силе постановлениями Одиннадцатого ААС 25.09.2018 г. и 04.07.2019 г., то деяние, совершенное обществом (повторно), обоснованно квалифицировано по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Штраф в размере 600 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Каких либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, судом не установлено, а обществом о наличии таких обстоятельств не указано (соответствующих доказательств не представлено), и о необходимости снижения назначенного штрафа не заявлено.
Факт совершения правонарушения общество не признает, а поэтому оснований для снижения размера штрафа не имеется.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2020 года по делу N А65-35817/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-35817/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Казань", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Гаязутдинов А.Р., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара