Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2020 г. N Ф01-12060/20 настоящее постановление оставлено без изменения
20 мая 2020 г. |
А39-8051/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" (430010, г. Саранск, ул. Московская, д. 115; ОГРН 1021300986640, ИНН 1300020747)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.01.2020 по делу N А39-8051/2019,
принятое по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5,
без участия лиц,
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск" (далее - АО "Газпром газораспределение Саранск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (сооружение): газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы "TOYOTA" до границ участка, протяженность 204, п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Волгоградская, 2018 год строительства. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ РМ "МФЦ"), администрация городского округа Саранск.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.01.2020 отказал заявителю в удовлетворении требований.
АО "Газпром газораспределение Саранск" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество считает, что после приостановления регистрационных действий на государственную регистрацию права и постановку на кадастровый учет оно представило все необходимые документы, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
Управление Росреестра не согласилось с мотивировочной частью судебного акта и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит исключить выводы суда первой инстанции о том, что "орган регистрации не вправе утверждать, что заявителем не может быть исправлена ситуация в рамках первоначального обращения; что Общество представило технический план сооружения, который соответствовал всем требованиям закона". Кроме того, регистрирующий орган просит суд апелляционной инстанции указать о нарушении Обществом процедуры обращения на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, установленной Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление полагает, что со стороны суда первой инстанции имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили; ходатайствуют о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 27.12.2018 АО "Газпром газораспределение Саранск" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы "TOYOTA" до границ участка, протяженностью 204, п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Волгоградская, 2018 год строительства.
Уведомлением от 06.03.2019 N КУВД-001/2018-8591912/2 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения с приложением документов, указанных в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению), документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута, технический план, подготовленный в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953.
Уведомлением от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации права собственности и кадастровом учете объекта ввиду неустранения в течение срока приостановления осуществления государственной регистрации права причин, повлекших принятие решения о приостановлении.
Полагая, что решение регистрирующего органа является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованиями.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и исходил из того, что регистрирующий орган доказал законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, этап проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Как следует из материалов дела, в рамках Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, АО "Газпром газораспределение Саранск" построило объект недвижимого имущества (сооружение): газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы "TOYOTA" до границ участка, протяженность 204, п.м., по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Волгоградская, который был введен в эксплуатацию актом приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 02.02.2018.
Согласно представленным в материалы дела документам построенный объект соответствует критериям объекта, на строительство и ввод в эксплуатацию которого не требуется разрешение, что сторонами не оспаривается.
Для регистрации права собственности на указанное сооружение Общество через ГАУ РМ "МФЦ" обратилось 27.12.2018 с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества (сооружение) без одновременного государственного кадастрового учета N КУВД-001/2018-8591912.
14.01.2019 заявитель обратился с заявлением о приостановлении государственной регистрации с целью последующего предоставления в регистрирующий орган акта приемки законченного строительством объекта и технического плана сооружения.
Уведомлением от 16.01.2019 N КУВД-001/2018-8591912/1 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию.
21.02.2019 Общество представило дополнительные документы: заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении сооружения, к которому приложило технический план сооружения от 08.02.2019.
Технический план сооружения подготовлен на основании проектной документации и акта технической приемки объекта в эксплуатацию. Дата подготовки представленного акта - 02.02.2017, при этом в акте содержались сведения о начале строительства сооружения 17 января 2018 года и окончании - 31 января 2018 года. Согласно сведениям технического плана год завершения строительства сооружения -2018.
Уведомлением от 06.03.2019 N КУВД-001/2018-8591912/2 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения с приложением документов, указанных в части 2 статьи 14 Закона N218-ФЗ (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению), документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения сооружения, без предоставления земельного участка или установления сервитута, технический план, подготовленный в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953.
19.03.2019 заявитель представил акт технической приемки объекта в эксплуатацию от 02.02.2018.
14.05.2019 заявитель представил технический план сооружения от 14.05.2019.
Кроме того, заявитель подал заявление о государственном кадастровом учете сооружения от 26.04.2019.
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации права собственности по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления вышеназванных документов.
По правилам части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
В данном случае такие сведения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, следовательно, государственная регистрация права собственности на объект невозможна без осуществления кадастрового учета, обязанность по постановке на который лежит на заявителе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 920 утверждена форма заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1 к приказу).
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 3 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, одно заявление заполняется в отношении одного объекта и (или) одного действия, осуществляемого органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, составляется и подписывается одним лицом, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.
Статья 25 Закона N 218-ФЗ предусматривает основания для возврата без рассмотрения заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственной регистрации прав.
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения в порядке статьи 25 Закона N 218-ФЗ по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов должен принять одно из вышеперечисленных в части 4 статьи 29 Закона N218-ФЗ решений по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2016 N 173.
В данном случае Управление Росреестра не принимало решения о возврате документов Обществу.
Как следует из уведомления о приостановлении регистрации от 06.03.2019, для регистрации права собственности на указанное сооружение Общество через ГАУ РМ "МФЦ" 27.12.2018 обратилось с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект (сооружение) без одновременного государственного кадастрового учета N КУВД-001/2018-8591912.
После этого заявитель подготовил и представил в регистрирующий орган новое заявление от 21.02.2019 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения, так как в заявлении от 27.12.2018 было указано только одно действие "государственная регистрация права собственности" без одновременного государственного кадастрового учета.
Со своей стороны Управление рекомендовало Обществу для устранения причин приостановления представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению.
Заявитель в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, представил в регистрирующий орган заявление о государственном кадастровом учете сооружения от 26.04.2019.
При этом воля Общества на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав спорного сооружения четко и ясно выражена в обращении в регистрирующий орган от 21.02.2019.
Системное толкование положений Закона N 218-ФЗ позволяет заключить суду, что принятие решения об отказе в государственной регистрации права невозможно без прохождения процедуры приостановления регистрации (статья 27 Закона N 218-ФЗ), которая позволяет устранить выявленные препятствия к государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет.
В этой связи является юридически неверной позиция регистрирующего органа, что заявитель не может исправить ситуацию в рамках первоначального обращения, а процедура приостановления регистрации носит лишь формальный характер.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Управления в этой части признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В обоснование оспариваемого решения Управление Росреестра также указало, что к заявлению N КУВД-001/2018-8591912 21.02.2019 представлен дополнительный документ - акт технической приемки объекта в эксплуатацию от 02.02.2017, содержащий сведения о газопроводе-вводе среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы "TOYOTA" по ул. Волгоградская в г Саранск. Газоснабжение котельной и сушилки. (Технологическое обслуживание), протяженностью 204 м.
19.03.2019 к вышеуказанному заявлению повторно представлен дополнительный документ - акт технической приемки объекта в эксплуатацию уже от 02.02.2018, содержащий сведения о газопроводе-вводе среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы "TOYOTA" по ул. Волгоградская в г Саранск. Газоснабжение котельной и сушилки. (Технологическое обслуживание), протяженностью 204 м.
Таким образом, в данном обращении содержатся два акта технической приемки объекта в эксплуатацию. 14.05.2019 к вышеуказанному заявлению представлен дополнительно технический план сооружения от 14.05.2019.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-Ф основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Статья 24 Закона N 218-ФЗ определяет технический план как документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В силу части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждена Форма технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений (далее - Требования).
Согласно пункту 2 Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Если для строительства сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на его строительство и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 20 Требований).
В данном случае в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявитель представил в регистрирующий орган, в том числе технические планы от 15.03.2019, от 14.05.2019 на объект с актом приемки законченного строительством объекта, датированным 02.02.2018, которые подготовлены в соответствии с требованиями пункта 20 Требований и статьи 24 Закона N 218-ФЗ.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что первоначально при изготовлении акта приемки законченного строительством объекта была допущена техническая ошибка в указании даты - 02.02.2017. При этом согласно акту началом работ явилось 17.01.2018, а окончание работ -31.01.2018, год постройки - 2018.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу, что Общество исполнило требование регистрирующего органа и представило технический план на объект недвижимости, который соответствовал всем требованиям закона, в том числе, по форме и составу содержащихся в нем сведений.
Со своей стороны регистрирующий орган необоснованно посчитал не исполненными замечания в отношении технического плана, при этом конкретно не указал, каким именно требованиям законодательства не соответствуют технический план сооружения, поданный заявителем для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию права.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Управления в этой части суд апелляционной инстанции также признает несостоятельными.
В то же время в процессе рассмотрения спора суд первой инстанции согласился с утверждением Управления о том, что при обращении заявитель не представил документы, подтверждающие его право на использование земельного участка для размещения сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно графической части представленного технического плана наземный выход сооружения, соединяющий его подземную и надземную часть, расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
В части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение положений данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.12.2014 N 1300, которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в которых также входят газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
С целью реализации указанного постановления Правительство Республики Мордовия постановлением от 22.06.2015 N 380 утвердило Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которым определено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Установлено по делу, что заявитель не обращался в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения спорного сооружения, что он не оспаривает.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что у уполномоченного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует положениям Закона N 218-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал АО "Газпром газораспределение Саранск" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционные жалобы АО "Газпром газораспределение Саранск" и Управления Росреестра не подлежат удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.01.2020 по делу N А39-8051/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на Общество.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.01.2020 по делу N А39-8051/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8051/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Саранск"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Третье лицо: Администрация г.о. Саранск, Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления Государственных и муниципальных услуг"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12060/20
20.05.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1330/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8051/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8051/19