Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф01-13006/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А28-7569/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
при участии представителей
истца: Добрынина А.Г. по доверенности от 01.01.2020,
ответчика: Поповой О.Г. по доверенности от 09.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 по делу N А28-7569/2019, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства"
(ИНН: 4316005757; ОГРН: 1134316000037)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кировской области
(ИНН: 4316000886, ОГРН: 1044300509032)
о взыскании 6 789 рублей 64 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кировской области (далее - Инспекция) 6 789 рублей 64 копеек задолженности за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению за период с июня 2016 года по июнь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 исковые требования удовлетворены.
Инспекция не согласилась с решением суда, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Инспекции, цена контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) с Обществом, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, условий возможности ее изменения не было. Поэтому тот факт, что Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость, не может быть основанием для изменения условий контракта в одностороннем порядке.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами Инспекции.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Обществом (исполнитель) и Инспекцией (абонент) заключены контракты холодного водоснабжения и водоотведения от 28.03.2016, 26.09.2016, 23.12.2016, 15.03.2017 (с учетом дополнительных соглашений от 25.09.2017), 20.02.2018 (последние расторгнуты с 13.08.2018), предметом которых является подача исполнителем абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной (питьевой) воды, а также прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения (листы 20-60 том 1).
Объект водоснабжения и водоотведения находится по адресу: Кировская область, г. Луза, ул. Чапаева, д. 2 (помещение в административном здании по указанному адресу).
По условиям контрактов (в частности, пункт 4.3.6 контракта от 20.02.2018 N ВС-3/18 - лист 58 том 1) абонент обязан производить оплату по настоящему контракту в порядке, размере и сроки, которые определены контрактом.
Согласно пункту 3.4 контракта от 20.02.2018 N ВС-3/18 расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду в объеме потребленной холодной воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем на основании счетов, выставляемых исполнителем в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 3.4 контракта от 20.02.2018 N ВО-4/18 (лист 47 том 1) расчетный период равен одному месяцу. Стоимость объема принятых сточных вод в расчетном периоде оплачивается абонентом в течение 10 календарных дней с момента подписания сторонами акта оказанных услуг, на основании счета, выставленного организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Указанные условия предусмотрены и в других контрактах.
Все контракты (в частности, пункты 3.1, 3.2 контрактов от 20.02.2018) предусматривают, что оплата осуществляется по тарифам; в контрактах указаны установленные тарифы, цены контрактов.
Между Обществом и Инспекцией отсутствует спор в отношении объема потребления Инспекцией холодной воды и принятых от абонента сточных вод в спорный период (июнь 2016 года - июнь 2018 года). В отношении всего объема водоснабжения и водоотведения Обществом предъявлены Инспекции счета и подписаны сторонами акты оказанных услуг (без налога на добавленную стоимость). Инспекцией оплачен объем водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам без учета налога на добавленную стоимость.
Поставленная Обществом Инспекции в спорный период холодная вода и оказанные Обществом Инспекции услуги по водоотведению не оплачены Инспекцией в части налога на добавленную стоимость, начисленного на тарифы, не содержащие этого налога, и требуемого Обществом к оплате Инспекцией дополнительно в настоящем споре.
Претензией от 12.04.2019 N 247 (лист дела 177 том 1) Общество просило Инспекцию оплатить задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения в части налога на добавленную стоимость, начисленного дополнительно к цене (тарифам) оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно частям 1, 2, 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
На основании частей 1, 2 и 6 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Согласно частям 1, 2 и 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Материалами дела подтверждается, что Общество, применяя упрощенную систему налогообложения, использует в регулируемой деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения имущественный комплекс, расположенный на территории Лузского городского поселения, переданный ему в соответствии с заключенным с администрацией Лузского городского поселения Лузского района Кировской области концессионным соглашением от 14.07.2015 N 1.
Пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 174.1 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом участник товарищества, концессионер или доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, Общество при оказании спорных услуг водоснабжения и водоотведения является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
Решениями Арбитражного суда Кировской области по делам N А28-9166/2018, А28-9165/2018, А28-9164/2018, А28-10558/2018, А28-10559/2018, А28-3375/2019 признаны правомерными выводы Инспекции о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость на основании пункта 1 статьи 174.1 НК РФ по операциям оказания (в частности Инспекции) услуг водоснабжения и водоотведения - дополнительно к цене контрактов, то есть дополнительно к регулируемой цене (установленным тарифам) соответствующей суммы налога на добавленную стоимость (спорной по настоящему делу).
Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).
Следовательно, при расчетах Инспекции (абонента) с Обществом (снабжающей организацией) должен применяться тариф, используемый для расчета платы за водоснабжение и водоотведение. В силу требований НК РФ налогоплательщик (Общество) дополнительно к тарифу (цене) реализуемых услуг водоснабжения и водоотведения обязан предъявить покупателю (Инспекции) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции правильно указал, что в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" даны разъяснения, что если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы налога на добавленную стоимость, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы налога на добавленную стоимость является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму налога на добавленную стоимость, подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, тарифы на водоснабжение и водоотведение установлены Обществу без налога на добавленную стоимость. Указано, что налог не взимается в соответствии со статьей 346.11 НК РФ (лист 19 том 1). Данное обстоятельство не оспаривается в настоящем деле, также было установлено в упомянутых выше арбитражных делах по налоговому спору между Обществом и Инспекцией.
С учетом изложенного Общество обязано начислить налог на добавленную стоимость на тарифы, не содержащие этого налога, и предъявление к взысканию с Инспекции (абонента) за объем потребленных услуг дополнительно к регулируемой цене (тарифам) соответствующей суммы налога на добавленную стоимость является правомерным.
В связи с этим взыскание с Инспекции в пользу Общества по рассматриваемым контрактам на водоснабжение и водоотведение задолженности (суммы налога на добавленную стоимость) является правильным. Размер задолженности определен верно (листы дела 10-11 том 2, расчеты Инспекции в письменных пояснениях в суде апелляционной инстанции).
Доводы Инспекции о том, что цена контрактов является твердой и изменению не подлежит (в соответствии с Законом N 44-ФЗ), признаются несостоятельными. Положения законодательства об энергоснабжении, в частности, Закона N 416-ФЗ, носят специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Однако нормами Закона N 44-ФЗ специфика отношений в сфере водоснабжения и водоотведения и конкретные особенности исполнения этих договоров в данной сфере не учитываются. Следовательно, доводы Инспекции о том, что бюджетное финансирование было выделено также в размере цены контрактов, не могут иметь значение, поскольку оказанные услуги подлежат оплате в полном размере с учетом налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно взыскал с Инспекции задолженность в сумме 6 789 рублей 64 копеек.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 08.11.2019 по делу N А28-7569/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7569/2019
Истец: ООО "Лузское управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Кировской области