г. Вологда |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А05-13899/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2020 года по делу N А05-13899/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания Север" (ОГРН 1022900548791, ИНН 2901097016; адрес: 164254, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Обозерский, улица Советская, дом 2; далее - общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части лесного участка, арендуемого на основании договора аренды лесного участка от 26.11.2009 N 798, в отношении кварталов, расположенных в Озерском участковом лесничестве Обозерского лесхоза, и невнесении информации в государственный лесной реестр на основании актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 15.07.2019 N 24-16-07-03-16, 24-16-07-03-17, 24-16-07-03-18, 24-16-07-03-19, 24-16-07-03-20, 24-16-07-03-21; возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и внести информацию в государственный лесной реестр на основании актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 15.07.2019 N 24-16-07-03-16, 24-16-07-03-17, 24-16-07-03-18, 24-16-07-03-19, 24-16-07-03-20, 24-16-07-03-21.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2020 года по делу N А05-13899/2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными бездействие министерства, выразившееся в уклонении от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого обществом лесного участка на основании договора аренды лесного участка от 26.11.2009 N 798, в отношении кварталов, расположенных в Озерском участковом лесничестве Обозерского лесхоза, и невнесении информации в государственный лесной реестр на основании представленных актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурного обследования от 15.07.2019 N 24-16-07-03-16, 24-16-07-03-17, 24-16-07-03-18, 24-16-07-03-19, 24-16-07-03-20, 24-16-07-03-21. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём внесения информации в государственный лесной реестр на основании актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 15.07.2019 N 24-16-07-03-16, 24-16-07-03-17, 24-16-07-03-18, 24-16-07-03-19, 24-16-07-03-20, 24-16-07-03-21. Кроме того, с министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который может составляться в период проведения таксации лесов. Считает, что полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов. Полагает, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты, поскольку права заявителя на заготовку древесины в установленном объеме на основании данного судебного акта не будут восстановлены.
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, общество в поступившем ходатайстве просит рассмотреть дело без участия представителя, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник ответчика, арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 26.11.2009 N 798, в соответствии с которым в целях заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, площадью 42 822 га, местоположение: Архангельская область, МО "Плесецкий муниципальный район", Обозерское лесничество, Озерское участковое лесничество, кварталы N 1-9, 13-17, 24, 27-29, 42-46, 48, 50, 53, 55-61, 64-70. Срок действия договора установлен по 25 ноября 2058 года.
Комиссией в составе директора общества, участкового лесничего Озерского участкового лесничества ГКУ Архангельской области "Обозерское лесничество" и инженера-таксатора 15.07.2019 проведено натурное обследование участка лесного фонда, переданного в аренду обществу по договору аренды от 26.11.2009 N 798. Данное обследование проведено в целях определения несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
На основании обследования комиссией 15.07.2019 составлены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию N 24-16-07-03-16, 24-16-07-03-17, 24-16-07-03-18, 24-16-07-03-19, 24-16-07-03-20, N 24-16-07-03-21.
Общество 17.07.2019 предоставило данные акты министерству для рассмотрения и внесения документированной информации в государственный лесной реестр с присвоением соответствующей учетной записи.
Письмом от 13.06.2019 N 204-05-23/5462 министерство вернуло акты натурного обследования заявителю без проведения учета в государственном лесном реестре. При этом министерство сослалось на нормы лесного законодательства и указало, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного ресурса натурному обследования; данный акт может составляться только в период проведения таксации лесов; в случае давности материалов лесоустройства в пределах более 10-15 лет необходимо провести таксацию лессов в соответствии с порядком, установленным лесоустроительной инструкцией.
Общество, считая бездействие министерства незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно пункту 2 которого проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса; таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования).
Раздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов; установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины.
Частью 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
При наличии доказательств, подтверждающих возможность изъятия иного объема древесины при ее заготовке, арендатор вправе ставить вопрос о внесении изменений в договор аренды в установленном порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 30 указанной Инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В пункте 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет 10 лет (по первому таксационному разряду), 15 лет (по второму и третьему таксационным разрядам), 20 лет (для резервных лесов).
Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32).
Как установлено судом первой инстанции, 15.07.2019 комиссией в составе директора общества, участкового лесничего Озерского участкового лесничества ГКУ Архангельской области "Обозерское лесничество" и инженера-таксатора проведено натурное обследование участка лесного фонда, переданного в аренду обществу по договору аренды, и составлены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию N 24-16-07-03-16, 24-16-07-03-17, 24-16-07-03-18, 24-16-07-03-19, 24-16-07-03-20, 24-16-07-03-21.
В разделах 4 данных актов приведено таксационное описание по материалам государственного лесного реестра (материалы лесоустройства Обозерского лесничества 2002 года), в разделах 5 - таксационное описание по материалам обследовании указанного лесничества 2019 года. Из данных разделов актов следует, что в лесных участках лесного фонда Озерского участкового лесничества Обозерского лесничества (квартал N 15, выдел 30; квартал N 48, выделы 13, 20, 21, 26, 30, 31; квартал N 53, выдел 14; квартал N 60, выделы 1, 9, 11, 15, 24; квартал N 67, выдел 34; квартал N 69, выделы 52, 39) общий запас древесины по материалам государственного лесного реестра не соответствует общему запасу древесины по материалам натурного обследования. Данные акты утверждены заместителем руководителя территориального органа министерства.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляется на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
В силу пункта 2.1 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В соответствии с пунктом 4.3 Приказа N 496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Таким образом, как обоснованно отразил суд первой инстанции, общество как арендатор лесного участка вправе инициировать процедуру внесения министерством, выполняющим в данном случае функции уполномоченного органа публичной власти, изменений в документированную информацию государственного лесного реестра при обнаружении несоответствий существующих данных государственного лесного реестра фактическим натурным характеристикам лесных участков. Иное не отвечает целям и принципам ведения государственного лесного реестра.
Государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, а обеспечение этого является функцией министерства, на которое возложена обязанность по ведению данного реестра.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент), конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках. Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3-х рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения). Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (пункт 2.10).
В рассматриваемом случае претензий к актам натурного обследования участка лесного фонда министерство не предъявило.
Также суд установил, что в соответствии с требованиями вышеназванного пункта 2.10 Административного регламента ответчик не заявил об отказе в приемке актов, представленных обществом, а отказал в учете информации в государственном лесном реестре.
Довод ответчика о том, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который может составляться в период проведения таксации лесов, судом первой инстанции не принят, поскольку спорный акт в силу пункта 2.1 Приказа N 496 относится к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Аналогичные ссылки апеллянта коллегией судей отклоняются по тем же основаниям.
Поскольку государственный лесной реестр должен содержать актуальную и достоверную информацию, суд первой инстанции правомерно счел незаконным бездействие министерства и учел позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 N 303-КГ16-17288.
Ссылка министерства на то, что при удовлетворении требования общества не вносятся изменения ни в проект освоения лесов, ни в договор аренды лесного участка, а обществу следует не корректировать материалы лесоустройства, а проводить таксацию лесов, судом первой инстанции не принята во внимание, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Ссылки подателя жалобы на то, что удовлетворение заявления не восстановит права заявителя, может привести к корректировке материалов лесоустройства, однако заявителю может быть отказано в приемке лесной декларации, поскольку она будет не соответствовать проекту освоения лесов, коллегией судей не принимаются, поскольку последующие действия заявителя к предмету спора не относятся, при этом будут восстановлены права заявителя на отражение в государственном лесном реестре актуальной и достоверной информации о состоянии лесных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2020 года по делу N А05-13899/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13899/2019
Истец: ООО "Лесозаготовительная компания Север"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области