город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2020 г. |
дело N А53-29524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления социальной защиты населения г. Таганрога
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 по делу N А53-29524/2019
по иску муниципального унитарного предприятия похоронно-ритуальных услуг
(ОГРН 1026102582956, ИНН 6154005289)
к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога
(ОГРН 1026102589325, ИНН 6154041103)
при участии третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ОГРН 1026103171104, ИНН 6163022298)
о взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие похоронно-ритуальных услуг (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения о взыскании расходов по погребению в размере 5 562,25 рублей в отношении умершей Зубковой Т.Н.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 по делу N А53-29524/2019 с Управления социальной защиты населения в пользу Муниципального унитарного предприятия похоронно-ритуальных услуг взысканы расходы по погребению в размере 5 562,25 рублей в отношении умершей Зубковой Т.Н., а также 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Управление социальной защиты населения г. Таганрога обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что как следует из представленных истцом документов, Зубкова Татьяна Николаевна, 27.08.1949, умерла 24.06.2017 в возрасте 67 лет. 13.07.2017 МУП ПРУ произвело ее захоронение (погребение). Шестимесячный срок со дня погребения истек 13.01.2018. За возмещением затрат в УСЗН г. Таганрога МУП ПРУ обратилось лишь 13.11.2018, т.е. с пропуском указанного срока на 10 месяцев. В связи с этим УСЗН г. Таганрога письмом от 19.11.2018 отказало МУП ПРУ в указанном возмещении.
Истец указал, что данный срок был пропущен им по уважительной причине, а именно в связи с несвоевременностью направления Пенсионным фондом ответов на запросы истца о предоставлении информации о том, являлась ли умершая пенсионером или нет. Однако, по мнению заявителя апелляционной жалобы, никто не препятствовал истцу обратиться в течение шести месяцев с момента погребения в УСЗН г. Таганрога за указанным возмещением.
На основании определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2020 года произведена замена судьи Маштаковой Е.А. на судью Чотчаева Б.Т. в связи с нахождением судьи Маштаковой Е.А. в отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи дело рассматривается сначала.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.12.2016 между Управлением социальной защиты населения г. Таганрога (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием похоронно-ритуальных услуг г. Таганрога (исполнитель) был заключен договор N 5/17, по условиям которого во исполнение Областного закона Ростовской области от 03.05.2005 г. N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета", на основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения", Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по погребению в случае, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, в том числе, в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также, невостребованных и неопознанных умерших граждан, не являвшихся пенсионерами, на условиях, предусмотренных договором, а "Заказчик" возмещает "Исполнителю" расходы, связанные с оказанием таких услуг (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.1.1 договора Заказчик обязуется возмещать Исполнителю стоимость услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Областным законом Ростовской области от 03.05.2005 года N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета" путем перечисления денежных средств на его расчетный счет, в пределах расходов бюджета, утвержденных Заказчику бюджетной росписью расходов на 2017 год, на основании документов, указанных в пункте 2.2.2 договора.
Исполнитель обязуется оказывать услуги по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также неопознанных и невостребованных умерших граждан, не являвшихся пенсионерами (п. 2.2.1 договора).
В соответствии с п. 2.2.2 договора "Исполнитель" обязуется представлять "Заказчику" счет на сумму произведенных расходов, акт выполненных работ и справку о смерти установленной формы в течение не позднее шести месяцев со дня погребения.
В силу п. 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 05.04.2017) исполнителю возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в размере 5277 рублей 28 копеек за одно погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также неопознанных и невостребованных умерших граждан, не являющихся пенсионерами, согласно спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, в случае, если погребение произведено до 31.03.2017 включительно.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 05.04.2017 договор от 30.12.2016 N 5/7 дополнен подпунктом 3.2 следующего содержания: "исполнителю возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в размере 5562 (Пять тысяч пятьсот шестьдесят два) рублей 25 копеек за одно погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также неопознанных и невостребованных умерших граждан, не являющихся пенсионерами, согласно спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, в случае, если погребение произведено начиная с 01.04.2017 года".
Во исполнение условий договора истец 13.07.2017 произвел захоронение Зубковой Татьяны Николаевны, что подтверждается справкой о смерти от 11.07.2017 N 2138/610 (л.д. 34), актом по фактически оказанным ритуальным услугам по погребению умерших (неработающих) пенсионеров в г. Таганроге Ростовской области (л.д. 25).
За возмещением произведенных затрат в размере 5 562,25 рублей истец обратился в УСЗН г. Таганрога 29.10.2018, т.е. с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2.2.2 договора N 5/17.
Письмом от 19.11.2018 N б/н (л.д. 35) УСЗН г. Таганрога истцу отказано в возмещении расходов на погребение.
Отказ мотивирован пропуском шестимесячного срока для предоставления документов на оплату, со ссылкой на пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Поскольку оплата за выполненные работы ответчиком не произведена, истец обратился в суд с иском о взыскании понесенных расходов.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органом государственной власти субъекта РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъекта РФ в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 названного Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. Аналогичный срок установлен в пункте 3 статьи 3 Областного закона от 03.05.2005 г. N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета".
По своей правовой природе указанный срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан за счет средств бюджета либо внебюджетных фондов.
Следовательно, пропуск установленного законом и договором шестимесячного срока, сам по себе, не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им затрат на погребение умершего.
МУП ПРУ в целях определения источника возмещения расходов (Пенсионный фонд, УСЗН г. Таганрога, ФСС, Министерство обороны и т.д.), в установленный законном срок направило в отношении умершей (Зубковой Татьяны Николаевны (дата смерти - 24.06.2017, дата захоронения - 13.07.2017) письмо в адрес ГУ-УПФР по г. Таганрогу запрос от 27.07.2017 за N 185 для выяснения, не являлась ли умершая получателем пенсии по г. Таганрогу на дату смерти.
Ответ поступил в МУП ПРУ 28.08.2017 за N ОВП-26.181, что умершая не являлась на дату смерти получателем пенсии по г. Таганрогу.
06.09.2017 года МУП ПРУ направило запрос за N 214 в ГУ-ОПФР Ростовской области, для выяснения, не являлась ли умершая получателем пенсии по Ростовской области. Ответ получен не был. 25.09.18 направлен повторный запрос за N 249.
02.10.2018 из ГУ - УПФР г. Таганрога Ростовской области за N ОВП 26.1-1975 получен отказ в предоставлении сведений, в связи с отсутствием правовых оснований.
МУП ПРУ в адрес ГУ-УПФР г. Таганрога Ростовской области направило письмо за N 287 от 04.10.2018 с предложением о возможности принятия документов на возмещение расходов на погребение невостребованной Зубковой Т.Н. без письменного подтверждения статуса умершей.
10.10.2018 вх. N 60.5.7/6425 в адрес МУП ПРУ поступило разъяснение ГУ -УПФР г. Таганрога о принятии документов на возмещение расходов на погребение умерших только при наличии письменного подтверждения УПФР о статусе умершего.
Письмом за N 304/1 от 29.10.2018 МУП ПРУ направлен пакет документов в ГУ - УПФР г. Таганрога на возмещение расходов на погребение невостребованной умершей Зубковой Т.Н.
Письмом от 02.11.2018 N ОВП-26.1-2210 из ГУ УПФР г. Таганрога возвращены указанные документы с подтверждением, что Зубкова Т.Н. не состояла на учете в УПФР по г. Таганрогу.
Принимая во внимание, что УСЗН г. Таганрога отказывалось принимать документы без информации из Пенсионного Фонда, являлся ли умерший на дату смерти получателем пенсии по г. Таганрогу и Ростовской области, то предприятие повторно уже в адрес ГУ-УПФР по г. Таганрогу направило запрос (исх. N 249 от 25.09.2018) о предоставлении в письменном виде соответствующих подтверждений. По соглашению с ГУ-УПФР по г. Таганрогу и ГУ-ОПФР по Ростовской области, полномочия по Возмещению расходов на захоронение невостребованных умерших г. Таганрога на дату обращения предприятия 25.09.2018 были переданы ГУ-УПФР по г. Таганрогу.
02.10.2018 за N ОВП26.1-1975 из ГУ - УПФР по г. Таганрогу получен отказ в предоставлении сведений, в связи с отсутствием правовых оснований, то есть,- отсутствия в трехстороннем договоре от 12.02.2018 N 35 положений, предусматривающих предоставление Пенсионным Фондом запрашиваемой информации.
Одновременно, принимая во внимание категоричную позицию Пенсионного фонда по вопросу предоставления сведений в письменном в виде в отношении умерших, которые не являлись на дату смерти получателями пенсии, МУП ПРУ в адрес Управлением социальной защиты населения города Таганрога (далее по тексту - УСЗН г. Таганрога) направило письмо за N 287 от 04.10.2018 г. с предложением о возможности принятия документов без письменного подтверждения ПФ.
10.10.2018 вх. N 60.5.7/6425 в адрес МУП ПРУ поступило разъяснение из УСЗН г. Таганрога, что прием документы на возмещение расходов на захоронение умерших граждан пенсионного возраста будет осуществляться только при наличии письменного подтверждения УПФР в г. Таганроге Ростовской области, что умерший гражданин не являлся на момент смерти получателем пенсии по г. Таганрогу и Ростовской области.
Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию 29.10.2018 МУП ПРУ сформировало и направило пакет документов на 26 листах (N 304/1 от 29.10.2018) в ГУ-УПФР по г. Таганрогу на возмещение расходов на погребение невостребованных умерших, в том числе Зубковой Татьяны Николаевны.
Письмом от 02.11.2018 года N ОВП-26.1-2210 ГУ - УПФР по г. Таганрогу возвращены документы на возмещение расходов с подтверждением, что Зубкова Т.Н. на дату смерти не состояла на учете в УПФР в г. Таганроге.
Однако ГУ УПФР г. Таганрога Ростовской области предоставило соответствующие сведения только по Управлению г. Таганрога (письмо от 28.08.2017 N ОВП-26-181). В предоставлении информации по Ростовской области истцу было отказано (письма от 02.10.2018 N ОВП26.1-1975). Тогда как ответчик требовал от истца письменного подтверждения сведений о том, что умерший не являлся на момент смерти получателем пенсии по г. Таганрогу и по Ростовской области, что подтверждено письмом Управления социальной защиты г. Таганрога от 10.10.2018 N 60/5.7/6425.
29.01.2019 Управление социальной защиты г. Таганрога письмом N 60.5.7/409 сообщило истцу о том, что в соответствии с генеральным соглашением N 1271/1107 от 28.1.2007 Управление имеет доступ к сведениям пенсионной базы по Ростовской области и письменного подтверждения от Пенсионного фонда информации о том, что умерший гражданин не являлся на момент смерти получателем пенсии по г. Таганрогу и Ростовской области не обязательно.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец совершал действия по сбору документов для обращения в Управление социальной защиты г. Таганрога за компенсацией расходов по погребению умершей; письменная информация из Управления пенсионного фонда по Ростовской области не была получена по причинам, не зависящим от истца; ответчик, запрашиваемыми сведения из пенсионного фонда располагал, и только в 2019 году сообщил истцу об отсутствии необходимости представлять данные сведения в письменном виде Учитывая изложенное, а также то, что размер задолженности подтвержден материалами дела, доказательства оплаты ответчиком оказанных услуг в полном объеме не представлены, истец обратился в суд в пределах срока исковой давности, требование истца о взыскании 5 562,25 рублей расходов по погребению умерших является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о пропуске срока и отсутствии права на выплату компенсации судом подлежат отклонению последующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органом государственной власти субъекта РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъекта РФ в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 названного Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Аналогичный срок установлен в пункте 3 статьи 3 Областного закона от 03.05.2005 г. N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета".
По своей правовой природе указанный срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан за счет средств бюджета либо внебюджетных фондов.
Следовательно, пропуск установленного законом и договором шестимесячного срока, сам по себе, не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им затрат на погребение умершего.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2020 по делу N А53-29520/2019.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 по делу N А53-29524/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29524/2019
Истец: МУП ПОХОРОННО-РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г.ТАГАНРОГА
Третье лицо: Министерство труда и социального развития РО