г. Вологда |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А05-13928/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2020 года по делу N А05-13928/2019,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница" (ОГРН 1112920000423, ИНН 2906007633; адрес: 164840, Архангельская область, Онежский район, город Онега, проспект Ленина, дом 80; далее - учреждение, районная больница, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; далее - управление, УФАС) о признании незаконным и отмене пункта 2 решения от 30.10.2019 по делу N 294оз-19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Контрактное агентство Архангельской области (ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - контрактное агентство), индивидуальный предприниматель Вагин Денис Станиславович (ОГРНИП 304290119000043, ИНН 290102717142; адрес: 163051, Архангельская область, город Архангельск), акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692; адрес: 115114, Москва, улица Кожевническая, дом 14, строение 5; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
УФАС в своем отзыве считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Общество в отзыве принятие решение по настоящее делу оставляет на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной внеплановой проверки в связи с поступившей 23.10.2019 жалобой предпринимателя Вагина Д.С. на действия единой комиссии, созданной уполномоченным органом - контрактным агентством, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сервера (извещение N 0124200000619005114) управлением принято решение от 30.10.2019 по делу N 294оз-19 (исх. N 04-05/5704).
Управлением установлено, что 30.09.2019 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размешено извещение N 0124200000619005114 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку сервера.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.10.2019 подано 6 заявок, которым присвоены порядковые номера 1, 2, 3, 4, 5, 7, заявка предпринимателя Вагина Д.С. зарегистрирована под номером 4.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.10.2019 участнику с порядковым номером заявки 4 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), требованиям документации о таком аукционе.
Управление, признавая незаконным этот отказ в допуске к участию в аукционе, и отметив в действиях единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе (что отражено в пункте 1 резолютивной части решения УФАС от 30.10.2019), установило также нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указав на это в пункте 2 резолютивной части своего решения от 30.10.2019.
Не согласившись с пунктом 2 резолютивной части решения УФАС, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Управлением в своем решении относительно нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ отмечает, что объектом закупки является поставка сервера.
Частью 1 раздела 2 "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка и об условиях контракта" документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе указано на наличие "дополнительно: защита системы от руткитов/буткитов на уровне EFI BIOS".
При этом в техническом задании не установлено требованиям к техническим и функциональным характеристикам этой защиты и, кроме того, такая защита может быть программным обеспечением, то есть не относящимся к характеристикам сервера.
Программное обеспечение не является операционной системой, без которой невозможно использование сервера.
В свою очередь программное обеспечение, входящее в состав сервера, приобретаемое заказчиком, должно приобретаться с учетом требований постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
УФАС отметило, что наличие у заказчика потребности в поставке одновременно сервера и программного обеспечения не означает, что поставка компьютерного оборудования и установка программного обеспечения находится между собой в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой должны закупаться вместе единым объектом закупки.
Районная больница последовательно указывает на наличие у заказчика права самостоятельно формировать и устанавливать требования к закупаемому товару.
Податель жалобы правомерно отмечает, что Законом N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок, в том числе с применением конкурентных способов.
Ссылается на то, что наличие на поставляемой компьютерной технике установленного программного обеспечения необходимо ввиду того, что использование компьютерной техники без такого программного обеспечения нецелесообразно.
Вместе с тем, в силу прямого указания в части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Кроме того, такое объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона N 44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции.
Помимо того, в соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 11 указанного Закона установлен принцип единства в сфере закупок, основанный на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться рядом правил, в том числе в части обязательности объективного характера описания объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В материалах дела усматривается, что заказчик в техническом задании не установил требований к техническим и функциональным характеристикам "защиты системы от руткитов/буткитов па уровне EFI BIOS", не обосновал тот факт, что использование сервера без этой защиты технологически невозможно.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.10.2019 по позиции "защита системы от руткитов/буткитов на уровне ЕFI BIOS" отказано в допуске к участию в аукционе 4 из 6 участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе.
Следовательно, является верным вывод и том, что объединение поставки сервера и программного обеспечения в один лот закупки, неустановление заказчиком в техническом задании требований к техническим и функциональным характеристикам "защиты системы от руткитов/буткитов на уровне EFI BIOS", привело к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, заказчиком не принято во внимание, что согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанный пункт также содержит в себе исключения его применения, однако на их наличие заказчик не ссылается.
В соответствии с пунктами 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информация о запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, должна указываться в извещении о проведении электронного аукциона, и в документации об электронном аукционе.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2018 N 306-КГ17-22931 по делу N А65-25932/2016 также указано, что если программное обеспечение, входящее в состав комплекта товаров, приобретаемого заказчиком по условиям данной закупки, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный Правительством Российской Федерации в Постановлении N 1236, то заказчик должен указать программное обеспечение отдельным кодом ОКПД и распространить на него действия указанного постановления Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным пункта 2 решения УФАС от 30.10.2019 по делу N 294оз-19.
Доводы, приведенные учреждением в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 января 2020 года по делу N А05-13928/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница" (ОГРН 1112920000423, ИНН 2906007633; адрес: 164840, Архангельская область, Онежский район, город Онега, проспект Ленина, дом 80) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02.03.2020 N 657397 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13928/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: АО "Единая электронная торговая площадка", ИП Вагин Денис Станиславович, Контрактное агентство Архангельской области