г.Самара |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А55-27422/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.04.2024 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2023 по делу N А55-27422/2023 (судья Матюхина Т.М.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш" (ИНН 6321092653, ОГРН 1036301016400), г.Тольятти Самарской области, к Администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г.Тольятти Самарской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Кучияш Олег Михайлович (ИНН 632143761316, ОГРНИП 321631300004853), г.Тольятти Самарской области, об оспаривании уведомления,
в судебном заседании приняли участие:
от Администрации г.о.Тольятти - Баева К.Г. (доверенность от 28.11.2023),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наш" (далее - ООО "Наш", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным уведомления Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация) от 02.05.2023 N 753/1.7 о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Кучияш Олег Михайлович (далее - ИП Кучияш О.М., предприниматель; с 19.03.2024 - ИП Швец О.М.).
Решением от 22.12.2023 по делу N А55-27422/2023 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Наш" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Администрации в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в обоснование заявленных требований ООО "Наш" указало на то, что Администрация и ООО "Наш" заключили договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона, от 25.06.2021 N 305-БА/2021, по которому Администрация предоставляет, а ООО "Наш" получает право пользования местом для размещения нестационарного торгового объекта (НТО), общей площадью 201 кв.м, с местонахождением: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, Автозаводский район, ул.70 лет Октября, квартал 15. Срок действия договора - 5 лет с даты подписания (до 25.06.2026).
На момент заключения договора на территории г.о.Тольятти действовала схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением Администрации г.о.Тольятти от 11.04.2018 N 1142-п/1. Указанное место размещения НТО было включено в схему под номером 66.
С принятием постановления Администрации г.о.Тольятти от 14.05.2021 N 1859-п/1 на территории г.о.Тольятти стала действовать новая схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую предоставленное обществу место также было включено под номером 66.
В уведомлении от 02.05.2023 Администрация сообщила ООО "Наш" о расторжении договора от 25.06.2021 N 305-БА/2021 в связи с нарушением обществом п.1.1 и 4.3.11 договора.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Наш" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу пп.6 п.1 ст.39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом п.2 ст.39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных пп.6 п.1 данной статьи, в частности, в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Исходя из п.1 ст.39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе. Договор на размещение нестационарного торгового объекта является подтверждением права субъекта предпринимательской деятельности на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в установленном месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов, и, соответственно, не является формой предоставления земельного участка в контексте ст.39.33 и 39.36 ЗК РФ.
Такой порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов отвечают принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, направлены на предупреждение коррупционных проявлений, на упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории субъекта Российской Федерации, на исключение случаев произвольного занятия мест, предназначенных к размещению на них данных объектов, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в ч.1 ст.10 Закона N 381-ФЗ, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.2 и 3 ст.10 Закона N 381-ФЗ).
В целях реализации положений Закона N 381-ФЗ принят Закон Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (далее - Закон N 76-ГД).
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона N 76-ГД Правительство Самарской области осуществляет полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности, в том числе по вопросу установления порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута (п.7.3); утверждения примерной формы договора на размещение нестационарного торгового объекта (п.7.4).
Примерная форма договора на размещение нестационарного торгового объекта, а также порядок его заключения утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности".
Порядком N 426 предусмотрена возможность заключения договора на размещение НТО как по результатам проведения аукциона, так и без проведения аукциона.
Как видно из материалов дела, договор на размещение несезонного нестационарного торгового объекта от 25.06.2021 N 305-БА/2021 между Администрацией и ООО "Наш" заключен без проведения аукциона.
По данному договору Администрация предоставила, а ООО "Наш" получило право пользования местом для размещения нестационарного торгового объекта, со следующим описанием:
- площадь под НТО - 72 кв.м;
- площадь под санитарное содержание и обслуживание объекта - 129 кв.м;
- общая площадь - 201 кв.м;
- местонахождение: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.70 лет Октября, квартал 15 (п.1.1 договора).
Согласованное в договоре место размещения НТО находится на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101152:19 и включено в схему размещение нестационарных торговых объектов на территории г.о.Тольятти (Постановления Администрации г.о.Тольятти от 11.04.2018 N 1142-п/1, от 14.05.2021 N 1859-п/1, от 15.08.2023 N 2512-п/1).
В силу п.4.3.11 договора ООО "Наш" не вправе передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, вносить в залог и уставный капитал юридических лиц право использования места размещения НТО.
Ограничения, связанные с возможностью передачи стороной договора своих прав и обязанностей третьим лицам, направлены на пресечение злоупотреблений правами тех лиц, которые не относятся к кругу лиц, имеющих право на заключение договоров размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурса и аукциона.
Как указано Администрацией и не опровергнуто ООО "Наш", специалисты сектора мониторинга нестационарных торговых объектов отдела развития потребительского рынка Администрации в рамках осуществления деятельности по контролю за исполнением условий договора от 25.06.2021 N 305-БА/2021 провели обследование, в ходе которого выявили нарушение ООО "Наш" п.1.1 и 4.3.11 договора:
- фактически используемая площадь НТО составила 80,6 кв.м при установленной в договоре - 72 кв.м;
- торговую деятельность в НТО осуществляет иной хозяйствующий субъект - ИП Кучияш О.М.
Администрация направила в ООО "Наш" уведомление от 03.04.2022, в котором предложила обществу привести объект в соответствие условиям договора от 25.06.2021 N 305-БА/2021 и уплатить штраф. ООО "Наш" штраф оплатило, но нарушения п.1.1 и 4.3.11 договора не устранило.
Пп.2 п.7.2 договора предусмотрено, что Администрация вправе досрочно в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в соответствии со ст.450.1 ГК РФ в случае нарушения ООО "Наш" п.1.1, 4.3.7, 4.3.11, 4.3.13 договора.
При отказе Администрации от исполнения договора по одному из оснований, указанных в п.7.2 договора, договор считается расторгнутым и прекращенным по истечении одного дня со дня письменного уведомления Администрацией общества о таком отказе (п.7.3 договора).
В уведомлении от 02.05.2023 N 753/1.7 Администрация сообщила ООО "Наш" о расторжении договора на основании п.7.2, 7.3 договора и ст.450.1 ГК РФ в связи с нарушением обществом п.1.1 и 4.3.11 договора, и просила возвратить земельный участок (место для размещения НТО) по акту приема-передачи. Данное уведомление получено обществом 10.05.2023, в связи с чем договор считается расторгнутым.
В силу п.1 ст.450.1 ГК РФ предоставленное данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст.310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п.2 ст.450.1 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Поскольку нарушение ООО "Наш" п.1.1 и 4.3.11 договора подтверждается материалами дела и обществом не опровергнуто, а п.7.2 договора предусмотрено право Администрации на односторонний отказ от исполнения договора в таком случае, то оспариваемое уведомление от 02.05.2023 о расторжении договора является законным и обоснованным.
Довод ООО "Наш" о том, что п.1.1 договора им не нарушен, так как согласно исполнительной съемке площадь павильона составляет 72 кв.м, подлежит отклонению.
Исполнительная съемка, приложенная к заявлению, не может быть принята во внимание, поскольку не содержит дату изготовления и, кроме того, подготовлена по инициативе общества.
Доводы ООО "Наш" о том, что права и обязанности по договору иному лицу не передавались, а запрет на передачу павильона в аренду договором не установлен, - основаны на ошибочном толковании норм права.
Вопреки мнению ООО "Наш", фактическое использование земельного участка, предоставленного обществу под размещение НТО, другим хозяйствующим субъектом (ИП Кучияш О.М.) для осуществления в НТО своей торговой деятельности, что ООО "Наш" не отрицает, свидетельствует о нарушении п.4.3.11 договора.
Заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона, для обеспечения равенства прав и обязанностей участников спорных правоотношений, не дает права владельцу НТО неограниченно передавать свои права другим лицам, которые правом на заключение такого договора не обладают.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Наш" в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Наш".
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Наш" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 23.01.2024 N 104 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2023 года по делу N А55-27422/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Наш" (ИНН 6321092653, ОГРН 1036301016400) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27422/2023
Истец: ООО "Наш"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти
Третье лицо: ИП Кучияш Олег Михайлович