г. Владимир |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А43-28110/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "8НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 января 2024 года по делу N А43-28110/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "8НН" (ОГРН 1045207493704, ИНН 5260143507) об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы Нижегородской области от 14.09.2023 NРНП 52-254-23-СВ о включении общества с ограниченной ответственностью "8НН" в реестр недобросовестных поставщиков, при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного бюджетного учреждения "Борский ПНИ".
при участии:
от заявителя - не явились, извещены,
от ответчика - Казанцев Д.А. по доверенности от 07.09.2023 N ЛШ/17633/23 сроком действия на 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 29.06.2018 N 135224 3641258,
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "8НН" (далее по тексту - заявитель, ООО "8НН") с заявлением об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы Нижегородской области (далее - ответчик, Нижегородский УФАС России) N РНП 52-254-23-СВ от 14.09.2023 о включении ООО "8НН" в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственное бюджетное учреждение "Борский ПНИ" (далее - третье лицо, ГБУ "Борский ПНИ").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2024 требования, заявленные ООО "8НН", оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "8НН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение N РНП 52-254-23-СВ от 14.09.2023 г. Нижегородского УФАС России о включении ООО "8НН" в реестр недобросовестных поставщиков, отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2023 г. дело А43-28110/2023.
ООО "8НН" не согласно с вынесенным решением, считает его незаконным, поскольку судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права. ООО "8НН" настаивает, что комиссия Нижегородского УФАС России необоснованно приняла решение о включении ООО "8НН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Нижегородское УФАС России возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Третьим лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ГБУ "Борский ПНИ" возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 21.08.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке "РТС-тендер" размещено извещение по объекту закупки: "Медицинский осмотр персонала", номер извещения 0332200024623000200. Заказчик - Государственное бюджетное учреждение "Борский психоневрологический интернат". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 785 030,03 рубля.
31 августа 2023 состоялось подведение итогов электронного аукциона. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023 N ИЭА1.
В соответствии с названным протоколом комиссия ГБУ "Борский ПНИ" приняла решение заключить контракт с ООО "8НН" по цене 450 000,00 рублей.
31 августа 2023 ГБУ "Борский ПНИ" в адрес ООО "8НН" посредством электронной площадки направлен проект контракта.
В регламентированный срок ООО "8НН" не подписан усиленной электронной подписью проект контракта и не приложен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в соответствии с Законом о контрактной системе.
08 сентября 2023 ГБУ "Борский ПНИ" приняло решение о признании ООО "8НН" уклонившимся от заключения контракта, что зафиксировано в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.09.2023 N ППУ20_1.
11 сентября 2023 в Нижегородское УФАС России от ГБУ "Борский ПНИ" поступили сведения об уклонении ООО "8НН" от заключения контракта с целью внесения сведений о данном обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
По итогам рассмотрения данных сведений Нижегородским УФАС России 14.09.2023 было принято решение от 14.09.2023 N РНП 52-254-23-СВ, в соответствии с которым сведения в отношении ООО "8НН" были включены в Реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая, что права и законные интересы ООО "8НН" данным решением нарушены, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не принял все необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение принятого обязательства, таким образом, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит требованиям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе).
Так, согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней(если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); 2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки, а также формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае, по результатам проверки поступивших сведений Нижегородским УФАС России установлено, что 31.08.2023 ГБУ "Борский ПНИ" в адрес ООО "8НН" посредством электронной площадки направлен проект контракта.
В регламентированный срок ООО "8НН" не подписан усиленной электронной подписью проект контракта и не приложен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в соответствии с Законом о контрактной системе.
08 сентября 2023 ГБУ "Борский ПНИ" приняло решение о признании ООО "8НН" уклонившимся от заключения контракта, что зафиксировано в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.09.2023 N ППУ20_1.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.09.2023 N ППУ20_1 ООО "8НН" признано уклонившимся на основании следующего: "В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме 0332200024623000200 от 31.08.2023 года, победителем признано ООО "8НН", с предложением подданным победителем 450 000,00 руб. (снижение 74,79%). Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует проект Контракта с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе. Проект контракта направлен ООО "8НН" в лице Генерального директора Шептуна Сергея Валентиновича, действующего на основании Устава. ООО "8НН" не подписало Контракт N 186 ЭА/2/4 усиленной электронной подписью в ЕИС, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта".
Согласно объяснениям ООО "8НН", после признания участника закупки победителем по результатам аукциона руководитель ООО "8НН" связался с заказчиком по факту согласования условий исполнения контракта. По результатам переговоров с заказчиком, последний сообщил участнику закупки, что на территории ГБУ "Борский психоневрологический интернат" с целью исполнения контракта для участника закупки не будет предоставлено помещение, в связи с чем, исполнение контракта, по мнению общества, не представляется возможным. По данной причине, заказчик, введенный, по его словам, в заблуждение отказался от заключения контракта.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители ГБУ "Борский ПНИ" пояснили, что исполнение контракта (медицинский осмотр персонала) не может проводиться на базе ГБУ "Борский ПНИ", а помещения учреждения не сдаются в аренду, вследствие установленных противоковидных мер. Вместе с тем, ООО "8НН", согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, может осуществить исполнение контракта в специализированном помещении по адресу: город Нижний Новгород, улица Германа Лопатина, дом 8, месторасположение которого удалено от города Бор на значительное расстояние.
При этом, 07.09.2023 с ООО "8НН" связался представитель ГБУ "Борский ПНИ", который сообщил, что проект контракта заказчиком загружен в ЕИС и требуется подписание победителем закупки.
07 сентября 2023 ООО "8НН" обратилось в банк с целью оформления независимой банковской гарантии, однако, под конец рабочего дня ООО "8НН" пришло уведомление об отклонении заявки.
Таким образом, ООО "8НН" в регламентированный срок не подписало направленный заказчиком проект контракта и не представило банковскую гарантию.
Кроме того, ООО "8НН" не представлены документы и сведения, позволяющие Нижегородскому УФАС России прийти к выводу о наличии чрезвычайных и непреодолимых при конкретных условиях обстоятельств, делающих невозможным подписание проекта контракта и дальнейшее надлежащее исполнение требований в соответствии с Законом о контрактной системе.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в процедуре заключения договора, подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем.
ООО "8НН", будучи участником рассматриваемого аукциона, не могло не знать об императивности требований документации и необходимости их соблюдения, не могло не осознавать последствия нарушений указанных требований, в том числе, в виде включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Действуя в рамках заключения договора, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Безусловных доказательств, подтверждающих, что ООО "8НН" соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для исполнения контракта материалы дела не содержат и заявителем в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
В силу действия статьи 4 АПК РФ, за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Включение ООО "8НН" в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу предпринимателя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а лишь временно ограничивает право предпринимателя на участие в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Все доводы ООО "8НН", изложенные в апелляционной жалобе, а также устно изложенные в ходе судебного заседания, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 января 2024 года по делу N А43-28110/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "8НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28110/2023
Истец: ООО "8НН"
Ответчик: Управление ФАС по Нижегородской области
Третье лицо: ГБУ "Борский ПНИ"