г. Москва |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А41-99711/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области: Манукян Т.А. по доверенности от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Селекта": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Селекта"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 06 февраля 2020 года по делу N А41-99711/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Селекта"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Селекта" (далее - ООО "Селекта", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная ИФНС N 22 по Московской области) о признании недействительным решения от 19.08.2019 N 1039.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2020 года по делу N А41-99711/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л. д. 129-133).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Селекта" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Селекта", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности у налогоплательщика находятся следующие объекты недвижимого имущества:
- жилой дом с кадастровым номером 50:20:0070227:6799, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н., с. Жаворонки, ул. Лазурная, 52/3, дата регистрации права - 18.09.2014;
- жилой дом с кадастровым номером 50:20:0070227:6793, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с Жаворонки, ул. Лазурная, 64, дата регистрации права - 09.09.2014;
- жилой дом с кадастровым номером 50:20:0070227:6798, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с. Жаворонки, ул. Лазурная, 52/5. дата регистрации права - 18.09.2014.
В соответствии с положениями главы 30 НК РФ общество "Селекта" является плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии с лицензиями, выданными страховой компании "Селекта", переименованной в общество "Селекта", от 08.02.2016 СЛ N 0924 на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, от 08.02.2016 СИ N 0924 на осуществление перестрахования, общество "Селекта до 01.03.2018 являлось страховой организацией, некредитной финансовой организацией, регистрационный номер, согласно единому реестру субъектов страхового дела 0924.
Приказом Центробанка России от 01.03.2018 N ОД-519 лицензии страховой компании "Селекта" от 08.02.2016 СЛ N 0924 на осуществление добровольного страхования жизни, от 08.02.2016 СИ N 0924 на осуществление добровольного имущественного страхования, от 08.02.2016 ПС N 0924 на осуществление перестрахования отозваны (т. 1 л. д. 84-86).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Селекта" уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за I квартал 2018 года, по результатам которой вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.08.2019 N 1039 (далее - решение инспекции от 19.08.2019 N 1039) (т. 1 л. д. 6-14).
Из представленного ООО "Селекта" расчета по налогу на имущество организаций за I квартал 2018 года установлено, что налогоплательщиком определена налоговая база в отношении указанных объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, что привело к заявлению уменьшения суммы налога к уплате на 988 660 руб., в первично представленной налоговой декларации налогоплательщиком исчислен налог на имущество организаций по указанным объектам недвижимости, исходя из среднегодовой стоимости этого имущества.
Согласно решению инспекции от 19.08.2019 N 1039 налогоплательщику предложено уплатить 988 660 руб. недоимки по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2018 года, начисленные в порядке статьи 75 НК РФ пени.
Основанием для доначисления платежей по налогу на имущество организаций явилось неправомерное использование налогоплательщиком при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости (жилых домов) кадастровой стоимости; по мнению инспекции, налогоплательщик должен был исчислить сумму авансовых платежей по налогу на имущество организаций, подлежащих уплате за I квартал 2018 года, исходя из среднегодовой стоимости принадлежащих заявителю объектов недвижимости, жилых домов, как это было произведено в первоначально поданной декларации.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 09.12.2019 N 07-12/083011@ апелляционная жалоба ООО "Селекта" оставлена без удовлетворения (т. 1 л. д. 17-19).
Полагая, что решение от 19.08.2019 N 1039 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Селекта" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Кодексом.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
В соответствии со статьей 373 НК РФ ООО "Селекта" является плательщиком налога на имущество организаций (далее налогоплательщик), поскольку имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектам обложения налогом на имущество организаций признается, в том числе, недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ).
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 375 НК РФ), либо, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 Кодекса определяется без учета таких затрат. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Статьей 378.2. НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а именно, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе, жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пункту 3 части 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-03 "О налоге на имущество организаций в Московской области" налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении, в том числе, жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.
Налогоплательщиком изменен расчет налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за период I квартал 2018 года путем подачи уточненной налоговой декларации, в которой налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости имущества, то есть в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 1 статьей 378.2 НК РФ.
Из пояснений ООО "Селекта" следует, что в ранее поданной в инспекцию декларации за период I квартал 2018 года ошибочно определяло налоговую базу по налогу на имущество по спорным объектам недвижимости, жилым домам, исходя из их среднегодовой стоимости, поскольку бухгалтерский учет спорного имущества на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" не является достаточным основанием для вывода об учете налогоплательщиком спорного имущества в качестве основного средства, данное имущество с момента приобретения налогоплательщиком в основной деятельности не использовалось, в аренду имущество не сдавалось, заявитель считает спорное имущество инвестиционным вложением, следовательно, имеет право на определение налоговой базы по спорному имуществу в особом порядке, установленном статьей 378.2 НК РФ.
Однако из буквального толкования содержания подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, пункта 3 части 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-03 "О налоге на имущество организаций в Московской области" следует, что право определять объект налоговой базы по налогу на имущество организаций по жилым домам по кадастровой стоимости имеют лишь те налогоплательщики, у которых такие объекты никогда не учитывались в целях налогообложения как объекты основных средств.
При этом учет того или иного имущества в целях налогообложения должен приводить к равному определению налоговой базы по всем имущественным налогам за периоды, когда это имущество является объектом налогообложения, налог на имущество организаций, или влияет на объем налоговых обязательств, налог на прибыль.
Следовательно, если налоговая база по имущественным налогам определялась налогоплательщиком в периоды владения спорным имуществом, исходя из признания в бухгалтерском учете этого имущества основным средством, что в данном случае следует из представленных в материалы дела налоговых деклараций, изменение налогоплательщиком порядка определения налоговой базы в одном налоговом периоде, I квартал 2018 года, по одному виду имущественного налога, налогу на имущество организаций, без уточнения налоговых обязательств по предыдущим периодам, по всем имущественным налогам, является неправомерным.
Согласно положениям статьи 54.1 НК РФ Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Таким образом, налогоплательщик, самостоятельно определивший учет спорного имущества в целях налогообложения в качестве основного средства, правовых оснований для изменения порядка определения налоговой базы по спорным объектам недвижимости исключительно в целях уплаты налога на имущество организаций в определенном периоде, не имеет.
Кроме того, в соответствии с действующей редакцией подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
По указанным выше объектам недвижимости, которые в силу своего расположения - на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не могут использоваться организацией в предпринимательской деятельности, следовательно, в целях налогообложения не могут быть учтены в качестве основных средств.
По смыслу вышеприведенных норм, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств. Уплата налога со среднегодовой стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления, при отсутствии доказательств нарушения налоговым органом при вынесении оспариваемого решения положений главы 30 НК РФ.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2020 года по делу N А41-99711/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99711/2019
Истец: ООО "СЕЛЕКТА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ