г. Саратов |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А57-23780/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
при участии в судебном заседании:
- от жилищно-строительного кооператива "Алмаз" представитель Захарова Н.И., по доверенности от 18 июля 2018 года,
- иные лица не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2020 года по делу N А57-23780/2019,
по иску жилищно-строительного кооператива "Алмаз", г. Саратов,
к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился ЖСК "Алмаз" с исковым заявлением к МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", ПАО "Т Плюс" о взыскании в солидарном порядке убытков, понесенных в связи с ремонтом внешних сетей теплоснабжения в сумме 135 005 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Определением от 20.02.2020 произведена замена ненадлежащих ответчиков -
муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" и ПАО "Т Плюс" надлежащим ответчиком - Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 марта 2020 года
с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу жилищно-строительного кооператива "Алмаз" взысканы убытки в размере 135 005 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 050 руб.
Не согласившись с решением суда, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
ЖСК "Алмаз" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ЖСК "Алмаз" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ЖСК "Алмаз", апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 32.1 Устава ЖСК "Алмаз" является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений для совместного управления, обеспечения сохранности и эксплуатации недвижимого имущества в кооперативе, владения, пользования им в установленных законодательством пределах и распоряжения общим имуществом.
ЖСК "Алмаз" является управляющей организацией, исполняющей функцию управления многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, д. 71, который в силу закона осуществляет возложенные на него права и обязанности.
Между ЖСК "Алмаз" и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", в настоящее время ПАО "Т Плюс", 01.08.2014 года заключен договор теплоснабжения N 51209т (снабжение тепловой энергией в горячей воде), согласно которому управляющая организация на основании Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах" является исполнителем коммунальных услуг, в отношении данного многоквартирного дома, приобретая тепловую энергию по указанному договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в данном многоквартирном доме коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав внутридомовых инженерных сетей. Пунктом 7.3. договора установлено, что до заключения нового договора отношения сторон регулируются настоящим договором.
В соответствии с п. 1.1. договора, Теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с п. 2.2.6. договора, Теплоснабжающая организация обязана обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность обслуживаемых сетей и оборудования, предназначенных для подачи тепловой энергии в точки поставки и закрепленных за Теплоснабжающей организацией в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, д. 71, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006. N 491, предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, внешней границей сетей теплоснабжения, входящей в состав
общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества
юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав
общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом города Саратова от 06.10.2019 N 07-06/25263, в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводном реестре муниципальной казны значится объект теплоснабжения - тепловой ввод от УТ/504/2 до жилого дома ул. Лебедева-Кумача, д. 71, протяженностью 25 м.
Согласно Распоряжению Комитета по управлению имуществом города Саратова от 15.02.2011 N 186-р держателем теплового ввода от УТ/504/2 до жилого дома ул. Лебедева-Кумача, д. 71, протяженностью 25 м, определен Комитет по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному
хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (далее по тексту Положение о Комитете по ЖКХ), Комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова.
Согласно п. 2.1 основными задачами Комитета по ЖКХ, связанными с решением вопросов местного значения, являются:
- участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- создание условий для бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3.1. к полномочиям Комитета по ЖКХ относится:
3.1.1. В сфере участия в организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом:
- участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа
указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- участвует в выполнении требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду и контроле за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
- участвует в согласовании вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
- оказывает организационную, методическую помощь управляющим организациям по вопросу обеспечения населения услугами электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;
- осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, включая аварийно-диспетчерское обслуживание;
- организует ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
3.2.1. В сфере формирования, исполнения бюджета муниципального образования "Город Саратов" и контроля за его исполнением:
- осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;
- осуществляет функции муниципального заказчика в соответствии с законодательством;
Согласно п. 10 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271, главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам, предъявленным к муниципальному образованию.
В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 15.12.2016 N 9-67 "О бюджете муниципального образовании "Город Саратов" на 2017 год" Комитету по ЖКХ на обеспечение надлежащего состояния и бесперебойного функционирования объектов тепло-, газо- водоснабжения и водоотведения, объектов бытового назначения, находящихся в муниципальной собственности, проведения аварийно-восстановительных работ, участие в организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Саратов" выделены бюджетные ассигнования в размере 43 664,2 тыс. руб.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что 03.12.2017 г. при отрицательной температуре наружного воздуха, сложилась критическая аварийная
ситуация - произошел порыв трубопровода теплоснабжения на вводе в многоквартирный дом, по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, д. 71, горячая вода и образовавшийся пар поступали в подъезд указанного многоквартирного дома. Поскольку невозможно было устранить образовавшуюся течь силами сотрудников МУП "Городская ремонтная служба - 05", было произведено отключение теплоснабжения указанного дома и ЖСК "Алмаз" в экстренном порядке принял решение и заменил аварийный участок трубопровода, по которому в указанный многоквартирный дом осуществляется поставка тепловой энергии и теплоносителя, за счет средств, полученных с жителей указанного дома за жилищно-коммунальные услуги.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ЖСК "Алмаз" осуществил ремонтно-восстановительные работы с соответствующими расходами на материалы и оплату работ по договору, заключенному между ЖСК "Алмаз" и ООО "ТехКомСтрой" 04.12.2017 на производство работ по ремонту внешних сетей теплоснабжения. Общая стоимость израсходованных материалов и произведенных работ составляет 135 005 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 21.12.2017 г. на сумму 135 005 руб. Указанные работы оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 115 от 06.12.2017 на сумму 67 502,50 руб., N 121 от 06.12.2017 на сумму 67 502,50 руб.
Понесенные расходы не входят в оплату за оказанные услуги по содержанию
общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, д. 71, и являются прямыми убытками управляющей организации ЖСК "Алмаз".
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее по тексту Постановление N 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично- правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
По общему правилу за счет средств казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
В пункте 14 Постановления N 13 разъяснено, что при удовлетворении иска о
возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ). Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3-242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 БК РФ, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения
судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3-242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самими должником - соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ, правила, регламентирующие правовое
положение казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляются в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Согласно пункту 9.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246, расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны) в рамках, определенной отраслевой или территориальной принадлежности объектов имущественной части муниципальной казны
Таким образом, учитывая, что объект теплоснабжения - тепловой ввод от УТ/504/2 до жилого дома ул. Лебедева-Кумача, д. 71, включен в состав муниципальной казны и закреплен за держателем - Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", который является главным распорядителем бюджетных средств, обладающим необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, Комитет по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" является ответчиком по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы, что комитет считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном применении норм материального права, а потому не подлежит отмене. Апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2020 года по делу N А57-23780/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23780/2019
Истец: ЖСК "Алмаз"
Ответчик: Комитет по финансам Администрации муниципального образования г. Саратов", ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: Комитет ЖКХ администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г.Саратова