г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А26-7109/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ТАНДЕР" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.10.2019 по делу N А26-7109/2019(судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению АО "ТАНДЕР"
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
об устранении выявленных нарушений
установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным в части пунктов 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 20 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 29.03.2019 N 12 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 15.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования заявителя удовлетворить. По мнению апеллянта, оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости и определенности, кроме того Управлением допущено нарушение положений Закона N 294-ФЗ в части сроков проведения проверки в отношении Общества.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 05.02.2019 по 04.03.2019 специалистами Управления на основании распоряжения N 22 от 17.01.2019 была проведена плановая выездная проверка АО "Тандер" по адресам мест фактического осуществления деятельности, в частности: Республика Карелия, Костомукша г., Горняков пр., дом N 12; Ленина ул., дом N 4; Мира ул., дом N 2; Первомайская ул., дом N 7; Республика Карелия, Муезерский р-н, Ледмозеро п., 50 лет ВЛКСМ ул., дом N 31а.
В ходе данной проверки установлены нарушения АО "Тандер" пунктов 1.3, 1.4, 2.7, 3.2, 4.7, 4.8, 5.2, 5.6, 5.9, 5.10, 6.2, 6.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9, 7.10, 7.13, 8.4, 10.1, 10.4, 10.5, 10.8, 14.1 "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01), статей 11, 32, 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктов 1.1-4.4 "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее - СП 3.5.1378-03).
Выявленные Управлением нарушения отражены в акте проверки N 22 от 29.03.2019.
Также Управлением выдано предписание N -12 от 29.03.2019, в котором АО "Тандер" предписано в срок до 11.12.2019 устранить выявленные нарушения требований и норм СП 2.3.6.1066-01, СП 3.5.1378-03, Закона N 52-ФЗ, а именно:
- привести в соответствие ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организациях розничной торговли Общества по виду и типу организаций торговли;
- в организациях розничной торговли обеспечить расположение помещений предприятий розничной торговли с соблюдением поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов;
- обеспечить предприятия розничной торговли раздельными складскими помещениями для продовольственных и непродовольственных товаров, не допускать совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, не допускать хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и пищевых товаров;
- выделить отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров, не осуществлять реализацию непродовольственных товаров в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты, производить продажу сырых продуктов полуфабрикатов из них в специальных отделах, раздельно от реализации готовых к употреблению продуктов;
- обеспечить магазин "Магнит" (г.Костомукша, ул.Мира, д.2) горячей водой;
- устранить дефекты отделки стен (магазин "Магнит" г.Костомукша, пр.Горняков, д. 12). Полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин. Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли использовать материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств;
- все помещения организаций торговли и оборудование магазинов "Магнит" содержать в чистоте, по окончании работы проводить влажную уборку и мытье с применением моющих средств;
- для сбора отходов и мусора в помещениях магазинов "Магнит" установить металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой;
- оснастить все холодильные установки в магазинах "Магнит" термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов;
- в складских помещениях и торговых залах магазинов "Магнит" ежедневно осуществлять контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей;
- в магазинах "Магнит" хранение пищевых продуктов осуществлять в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. Хранение сыпучих продуктов производить в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, с относительной влажностью воздуха не белее 75%;
- осуществлять хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях и т.п. на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Не осуществлять складирование пищевых продуктов непосредственно на полу, навалом;
- осуществлять на предприятиях розничной торговли АО "ТАНДЕР" проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий постоянно и регулярно в установленном порядке. Обеспечить проведение профилактических мероприятий по защите объектов от грызунов и членистоногих;
- организовать и обеспечить на предприятиях розничной торговли АО "ТАНДЕР" проведение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе хранения и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг;
- в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний обеспечить проведение и наличие профилактических прививок у персонала АО "ТАНДЕР" в соответствии с утвержденным национальным календарем профилактических прививок;
- на рабочих местах персонала предприятий розничной торговли АО "ТАНДЕР" (г.Костомукша, пр.Горняков, д. 12, ул.Ленина, д.4) привести параметры искусственной освещенности, в том числе по коэффициенту пульсации, в соответствие с установленными требованиями;
- на предприятиях розничной торговли АО "ТАНДЕР" (г.Костомукша, ул.Ленина, д.4, ул.Мира, д.2, ул.Первомайская, д.7, пр.Горняков, д. 12) для защиты от инсоляции оборудовать световые проемы магазинов защитными устройствами (жалюзи, карниз и т.д.).;
- АО "ТАНДЕР" (г.Костомукша, ул.Ленина, д.4, ул.Первомайская, д.7) обеспечить и осуществлять режим мытья торгового инвентаря ручным способом из следующих этапов: механическое удаление остатков пищевых продуктов; мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 - 50 град. С; ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; просушивание на специальных полках или решетках. Ванны для мытья инвентаря регулярно промывать горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств; щетки и мочалки для мытья инвентаря, тары ежедневно тщательно промывать с применением моющих средств, при возможности кипятить в течение 10 - 15 минут, сушить и хранить в специально выделенном месте;
- мороженые мясные полуфабрикаты, мороженую рыбу хранить в таре поставщика. При укладке в штабеля для лучшей циркуляции воздуха между ящиками, между рядами ящиков необходимо прокладывать рейки;
- в хозяйственной зоне предприятий розничной торговли АО "ТАНДЕР" г.Костомукша оборудовать площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусмотреть раздельные контейнеры с крышками (или специальными закрытиями конструкциями), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны. Контейнеры и мусоросборники очищать при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки, проводить дезинфекцию емкостей и площадок в установленном порядке;
- в хозяйственной зоне магазина "Магнит" п.Ледмозеро, ул.50 лет ВЛКСМ, д.31А размеры площадки для сбора мусора и пищевых отходов привести в соответствие с требованиями санитарных правил и норм (размеры площадки с твердым покрытием должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны). Не допускать переполнение контейнеров, контейнеры очищать при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки, проводить дезинфекцию емкостей и площадок в установленном порядке.
Считая предписание N 12 от 29.03.2019 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в части пунктов 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 20 АО "Тандер" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не усмотрев оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, в удовлетворении заявления отказал.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества и отмены оспариваемого предписания соответствуют нормам действующего законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Согласно статье 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В абзаце 10 статье 1 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указано, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно положениям статьи 15 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" N 52-ФЗ от 30.03.1999 года граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Наличие выявленных проверкой нарушений подтверждено материалами дела, в том числе актом проверки N 22 от 29.03.2019 с соответствующими приложениями, представленными в материалы дела, каждое из которых содержит сведения о времени проведения проверке, места проведения проверки (с указанием адреса филиал, магазина АО "Тандер"), должностных лиц, ответственных за соблюдение норм законодательства в каждой конкретной точке предприятия торговли, с указанием перечня нарушенных обязательных требований, что, как правомерно указал суд первой инстанции, позволяет однозначно определить существо допущенного нарушения, требующего устранения.
Выявленные Управлением нарушения указаны в акте проверки, отражающем выявленные нарушения в разрезе каждого структурного подразделения АО "Тандер" с указанием адресов предприятий торговли, времени и существа выявленного нарушения, норм права, которые нарушены Обществом в каждом конкретном случае. Соответственно, по каждому из магазинов Управлением указаны выявленные нарушения, которые отражены в акте проверки.
Оспариваемое предписание, в котором АО "Тандер" предписано устранить выявленные нарушения, также содержит адреса магазинов АО "Тандер", нормы права, нарушенные Обществом и требования административного органа об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, при сопоставлении акта проверки (по конкретной точке торговли) и предписывающих требований оспариваемого предписания отсутствует неопределенность в том, какие мероприятия необходимо выполнить Обществу в каждой конкретной точке торговли.
Оспариваемое предписание Управления правомерно адресовано Обществу. Содержание предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных нарушений.
Оснований полагать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, в данном случае не имеется.
Обжалуя решение суда от 15.10.2019, податель жалобы ссылается на нарушение административным органом пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части превышения срока проведения проверки.
В части 1 статьи 13 закона N 294-ФЗ содержится общая норма о том, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьей 11 и статьей 12 названного закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Частью 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ установлено, что срок проведения каждой из предусмотренных статьей 11 и статьей 12 названного закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
АО "Тандер" осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения плановых проверочных мероприятий в отношении каждого филиала, представительства, подразделения в силу части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ устанавливается отдельно, при этом проверка осуществляется на основании распоряжения, изданного органом государственного контроля (надзора) по месту фактического осуществления деятельности.
В рассматриваемом случае проверка проведена на основании распоряжения Управления от 17.01.2019 N 22 срок проведения проверки Общества, первоначально составил 20 рабочих дней.
В связи с необходимостью проведения Управлением длительных исследований и экспертиз срок проведения проверки был продлен административным органом дополнением к распоряжению от 25.02.2019 на 18 рабочих дней (с 05.03.2019 по 29.03.2019), что также не противоречит требованиям положений части 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений процедуры проведения проверки в отношении Общества.
Оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. При этом, данные требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить, какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.10.2019 по делу N А26-7109/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.