Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф05-13216/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А40-206159/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.В. Захаровой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2019 года, принятое судьей Мурашовой К.С., в порядке упрощенного производства по делу N А40-206159/19,
по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295)
к Акционерному обществу "ННК-Транс" (ОГРН: 1027700544376)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "ННК-Транс" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за простой вагонов на путях общего пользования в размере 223 568 руб. 70 коп., процентов в порядке ст. 395 ГК РФ в размере 1 946 руб. 27 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 09.09.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.10.2019 иск удовлетворен частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 31.10.2019 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 31.10.2019 не имеется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком, заключен договор N 167 от 22.12.2006 на подачу уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", примыкающего к станции Хабаровск-1.
Пунктом 17 договора, в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2009, предусмотрено, что ответчик вносит перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, а также плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования вследствие невозможности их подачи по причинам, зависящим от грузополучателя.
В период с 06.08.2018 по 27.08.2018 на путях общего пользования станции Хабаровск-1 простаивали вагоны, прибывающие в адрес ответчика, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя - в связи с занятостью фронтов грузополучателя другими вагонами из-за завышения технологических норм на проведение грузовых операций, установленных договором N 167.
Факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Хабаровск-1 зафиксирован актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. 1 Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Обстоятельства, изложенные в актах обшей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим oт грузополучателя, подтверждаются также памятками приемосдатчика, подтверждающими занятость фронтов выгрузки грузополучателя в спорный период времени.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Согласно расчету истца задолженность ответчика за простой вагонов на путях общего пользования составила 223 568 руб. 70 коп.
Также истцом было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 946 руб. 27 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцом не доказано, что спорные вагоны в количестве 555 единиц в период с 06.08.2018 по 11.08.2018 были задержаны на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, в течение всего времени, указанного в актах общей формы, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Представленные истцом в материалы дела доказательства не подтверждают постоянную занятость путей (тупиков) 12, 13 и невозможность подачи вагонов на эти пути при занятости мест погрузки.
Нормы действующего законодательства не позволяют возлагать на ответчика обязанность по внесению истцу платы в тех случаях, когда простой вагонов ответчика на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого владельца инфраструктуры - ОАО "РЖД".
Так согласно пункту 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила) на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
Истцом 07.10.2016 согласована Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО "ННК- Хабаровский НПЗ", примыкающего к железнодорожной станции Хабаровск-1 (далее - Инструкция).
Пунктом 1.9 Инструкции установлено, что пути N 12, N 13 предназначены для осмотра и подготовки вагонов-цистерн под погрузку.
Пунктом 2.2. Инструкции установлена вместительность пути N 12 в количестве 26 вагонов-цистерн, пути N 13 в количестве 27 вагонов-цистерн.
Таким образом, пути N 12 и N 13, предназначенные для осмотра и подготовки вагонов под погрузку, вмещают в общей сложности 53 вагона-цистерны.
Данный факт подтверждается также "Ведомостью путей железнодорожного пути необщего пользования АО "ННК-Хабаровский НПЗ" (Приложением 2 к Инструкции).
Пунктом 12.1. договора 64А/1 от 31.05.2018 на подачу и уборку вагонов, заключенного между ОАО "РЖД", АО "ННК-Хабаровский НПЗ", АО "ННК-Транс", предусмотрено, что подача вагонов на пути N 1, 10, 11, 12, 13 производится Перевозчиком с оформлением памятки приемосдатчика формы ГУ-45.
В соответствии с п. 12.2. договора N 64А/1 от 31.05.2018 допускается осмотр и передача порожних вагонов под погрузку в техническом и коммерческом отношении на железнодорожных путях N12 и N13.
Таким образом, при занятости путей N 4, N5, N8, N9, предназначенных для погрузки нефтепродуктов, истец в соответствии с договором имел возможность подавать вагоны на пути N12 и N13 для осмотра вагонов и передачи перед погрузкой, а истец соответственно периодически имел возможность принимать вагоны на пути N12 и N13.
Данные о занятости путей N 12 и N 13 и соответственно периоды, в течение которых пути были свободны и готовы для приема порожних вагонов, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 906551, N906571, N906760, N906761, N906770, N906793, N906640, N906658, N906659, N906678, N906679, N906716, составленными на основании памяток приемосдатчика.
В связи с этим, сам по себе факт нарушения ответчиком норм на погрузку на одном из путей необщего пользования не может достоверно свидетельствовать о том, что оставшиеся пути необщего пользования, предназначенные, в частности, для осмотра вагонов, в этот же период были заняты.
В материалах дела отсутствуют пересекающиеся ведомости подачи и уборки вагонов, свидетельствующие о том, что все пути необщего пользования одновременно были заняты, в связи с чем, истец не мог поставить вагоны на пути необщего пользования N 12 и N 13.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по апелляционной жалобе возлагается на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 года по делу N А40-206159/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.В. Захарова
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206159/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице Дальневосточной железной дороги - филиал "РЖД"
Ответчик: АО "ННК-Транс"