Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2020 г. N Ф07-9549/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А13-20843/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированного застройщика строительной компании "Домстрой" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2020 года по делу N А13-20843/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик строительная компания "Домстрой" (ОГРН 1143525008330, ИНН 3525324385; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Маршала Конева, дом 16, офис 42; далее - ООО СЗ СК "Домстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; далее - администрация) о признании частично недействительным заключения от 28.08.2019 об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобе фактически сводятся к тому, что в рассматриваемом случае постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2018 N 1200 "Об утверждении предмета охраны, границы территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда" (далее - Постановление N 1200) не подлежит применению.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3340 кв.м с кадастровым номером 35:24:0502001:346, находящийся по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Космонавта Беляева.
Департаментом градостроительства администрации на данный земельный участок выдан градостроительный план от 29.12.2018 N RU352700004361 (далее - ГПЗУ), на основании которого ООО СЗ СК "Домстрой" разработан эскизный проект объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом по улице Беляева, 7 в городе Вологде" (далее - объект).
Общество 06.08.2019 обратилось в администрацию с заявлением о согласовании архитектурно-градостроительного облика указанного объекта, предполагаемого к размещению на обозначенном выше земельном участке, по результатам рассмотрения которого комиссия по согласованию архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства на территории муниципального образования "Город Вологда" вынесла заключение от 28.08.2019 об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика данного объекта капитального строительства, поскольку установила несоответствие объекта параметрам этажности и высоты здания.
Одним из оснований отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта послужило несоответствие габаритов объекта установленным для зоны Р18.2 Постановлением N 1200 ограничениям по максимальной этажности и максимальной высоте здания.
Не согласившись с таким заключением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.
Пунктом 130 раздела II Перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403, предусмотрено предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта как процедуры, связанной с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.
На территории города Вологды в соответствии с пунктом 3.5 Правил благоустройства муниципального образования "Город Вологда", утвержденных решением Вологодской городской Думы от 02.04.2007 N 392, возведение объектов капитального строительства без согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства с администрацией запрещены.
Согласно пункту 7.1 решения Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды" (в редакции решения Вологодской городской Думы от 29.06.2017 N 1232) согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства осуществляется в отношении вновь возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства.
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории муниципального образования "Город Вологда" утвержден постановлением администрации г. Вологды от 28.02.2018 N 187 (далее - Административный регламент).
Постановлением N 1200 утверждены предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда.
Для зоны Р-18.2 предусмотрены максимальная этажность - не выше 3 надземных этажей и максимальная высота от существующего уровня поверхности земли - высота до наивысшей точки здания - 12 метров.
Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 35:24:0502001:346 в зоне Р-18.2 подтверждается материалами дела и отрицается обществом.
Согласно сведениям, содержащимся в выданном до вступления в силу Постановления N 1200 ГПЗУ (29.12.2019) для получения разрешения на строительство обществу необходимо получить согласование архитектурно-градостроительного облика объекта на предмет соответствия представленных архитектурных решений.
В разделе 2.2. ГПЗУ "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" содержатся сведения об основном виде разрешенного использования - многоэтажные жилые дома, в разделе 2.3 ГПЗУ содержатся предельные параметры разрешенного строительства - максимальная этажность 16 этажей, максимальная высота - 50 метров от средней планировочной отметки земли.
Рассматриваемый объект согласно представленному обществом эскизному проекту 12-18-ЭП имеет 10 этажей и высоту 33,79 м.
Общество в обоснование позиции о незаконности отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта указывает на выдачу 29.12.2019 ГПЗУ, в котором содержатся сведения о том, что основным видом разрешенного использования определены - многоэтажные жилые дома, предельные параметров разрешенного строительства - максимальная этажность 16 этажей, максимальная высота - 50 метров от средней планировочной отметки земли и соответствие облика, приведенного в эскизном проекте 12-18-ЭП, ГПЗУ, - Правилам землепользования и застройки города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72, и Генеральному плану города Вологды.
С такой позицией обоснованно не согласился суд первой инстанции.
Согласно пункту 2.2.1 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией города Вологды через уполномоченный орган.
На основании пункта 2.10 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче заключения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства являются: 1) непредставление определенных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 настоящего административного регламента документов; 2) несоответствие представленного архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства требованиям к архитектурным решениям, установленным действующим законодательством в области градостроительства; 3) получение ответа об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости документов (их копий или сведений, содержащихся в них), предусмотренных подпунктом 2.6.2 пункта 2.6 настоящего административного регламента, если заявитель не представил их самостоятельно.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства; 2) решение об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства (пункт 2.3.1 Административного регламента).
Решение об отказе в согласовании оформляется в форме заключения. Заключение об отказе в согласовании должно содержать замечания и рекомендации о способах их устранения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок (пункт 6 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ), об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 9 части 3 статьи 57.3 указанного Кодекса).
В силу части 2.1 статьи 38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (часть 3 статьи 38 ГрК РФ).
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу является обобщенной выпиской из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом, градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, на дату выдачи обществу ГПЗУ документы территориального планирования и градостроительного зонирования на территории муниципального образования города Вологды содержали сведения, включенные в ГПЗУ о виде разрешенного использования земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства.
Поскольку Постановление N 1200 опубликовано 29.12.2018, то оно вступило в силу с учетом его официального опубликования 09.01.2019.
Заключение об отказе в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в части установления несоответствия габаритов здания ограничениям, установленным для зоны Р18.2 Постановлением N 1200, принято 28.08.2019, после вступления в силу названного Постановления, предусматривающего иные требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда.
Следовательно, на дату рассмотрения комиссией заявления общества о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта Постановление N 1200 подлежало обязательному применению.
Доводы заявителя о том, что утвержденные Постановлением N 1200 требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда, в том числе касающиеся максимальной этажности, максимальной высоты от существующего уровня поверхности земли, не подлежат применению до момента внесения изменений в Генеральный план города Вологды, были предметом исследования суда первой инстанции, и обоснованно отклонены.
Согласно статье 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа, обязательный для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Генеральный план городского округа применительно к территории города Вологды (далее - Генеральный план) утвержден решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 N 171 (с последующими изменениями).
Выписка из Генерального плана города Вологды подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0502001:346 находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (5 этажей и более).
Следовательно, ГПЗУ в части этажности здания, высоты от существующего уровня поверхности земли, основного вида разрешенного использования соответствует Генеральному плану.
Вместе с тем, частью 2 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя, в том числе разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов) (подпункт 3.1. пункта 3 статьи 60 Закона N 73-ФЗ).
В частях 3 и 7 статьи 59 Закона N 73-ФЗ определено, что предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению. Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, Постановлением N 1200 утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Вологда, которыми определены зоны с особыми условиями использования, их маркировка, примененная на Карте (схеме) зон с особыми требованиями к градостроительным регламентам.
Зона Р-18 включает в себя зоны современной застройки за пределами границ исторического поселения, застройка которых участвует в формировании силуэта исторического поселения. Данная зона относится к зоне с особыми условиями использования и требованиями к градостроительным регламентам.
Учитывая, что объект капитального строительства планируется за пределами границ исторического поселения, застройка которых участвует в формировании силуэта исторического поселения, комиссия при рассмотрении заявления общества о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта обязана была учитывать соответствие параметров объекта положениям Постановления N 1200, поскольку данные положения регулируют архитектурные решения объектов капитального строительства в указанных зонах.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2020 года по делу N А13-20843/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированного застройщика строительной компании "Домстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-20843/2019
Истец: ООО СЗ СК "Домстрой"
Ответчик: Администрация города Вологды