город Омск |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А46-20286/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3471/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2020 по делу N А46-20286/2019 (судья Чулков Ю.П.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Исмаилову Зафару Шихалы оглы (ИНН 553007037995, ОГРНИП 317554300024780) о взыскании денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие КФХ, в размере 3 000 000 рублей и штрафной санкции в размере 4 875 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкин В.И. по доверенности от 23.01.2020 N ИСХ-20/МСХ-350 сроком действия до 31.12.2020;
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Исмаилова Зафара Шихалы оглы - лично Исмаилов З.Ш. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации), Кобзев Ю.А. по устному ходатайству заинтересованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство, Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Исмаилову Зафару Шихалы оглы (далее - предприниматель, ИП глава КФХ Измаилов З.Ш., заинтересованное лицо) о взыскании 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, и 4 875 000 руб. штрафной санкции.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2020 по делу N А46-20286/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на неисполнение предпринимателем условий об использовании средств гранта на развитие КФХ. Так, заявителем установлено, что план расходов бизнес-плана не исполнен в размере 282 000 руб., в том числе за счет средств гранта на развитие КФХ - 240 200 руб., собственных средств - 41 800 руб. В частности заинтересованным лицом не приобретены земли сельскохозяйственного назначения - 2 пая (38,2 га) на сумму 270 000 руб., а также не выполнен ремонт животноводческого помещения (не приобретены шифер волновой, рубероид) на сумму 12 000 руб.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
В заседании суда апелляционной инстанции, начавшемся 12.05.2020, представителем министерства поддержаны доводы жалобы. Предприниматель и его представитель возразили против удовлетворения жалобы заявителя.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 в судебном заседании объявлен перерыв до 19.05.2020.
В продолжившемся после перерыва 19.05.2020 судебном заседании представителем министерства даны пояснения по существу обстоятельств дела. Заинтересованное лицо и его представитель поддержали возражения против жалобы заявителя и заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - товарного чека от 20.06.2019 и чека от 25.05.2019. Представителем Минсельхозпрода Омской области возражения против приобщения в материалам дела дополнительных документов не заявлены.
Руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соображениями полного и всестороннего рассмотрения дела и установления его обстоятельств, суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
С целью участия в конкурсе для предоставления грантов главам КФХ на создание, развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство 10.04.2017 ИП главой КФХ Измайловым З.Ш. подана соответствующая заявка.
05.06.2017 между министерством и ИП главой КФХ Измайловым З.Ш. заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта на создание, развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам в общей сумме 3 000 000 руб. После заключения соглашения 14.06.2017 и 15.06.2017 денежные средства в указанной сумме перечислены на счет заинтересованного лица.
Пунктом 5.3 соглашения на предпринимателя возложены обязанности по обеспечению выполнения условий предоставления субсидии, установленных соглашением, в числе которых предоставление в министерство документов, необходимых для предоставления субсидии, определенных Правилами предоставления субсидии; направление средств субсидии на финансовое обеспечение следующих расходов: 1) Коровы крупного рогатого скота (далее КРС) - 20 голов, 2) Бык производитель - 1 голова, 3) молодняк КРС - 48 голов, 4) ремонт животноводческого помещения (шифер волновой - 80 штук, пиломатериал - 15 кубов, рубероид 30 рулонов), 5) земли сельскохозяйственного назначения - 2 пая (38.2 га), 60 трактор МТЗ с куном; и иные.
Кроме того предприниматель обязан обеспечить использование субсидии в срок 18 месяцев в соответствии с планом расходов бизнес-плана, а также возврат остатков субсидии, в случае их возникновения, в областной бюджет в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока (18 месяцев со дня поступления соответствующих средств на счет получателя).
В результате проведения Главным управлением финансового контроля Омской области проверки установлено, что в 2017 - 2018 годах предпринимателем произведены не предусмотренные бизнес-планом расходы за счет гранта на развитие КФХ на приобретение 5 голов КРС (молодняка) (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных N 1 от 15.07.2017, договор купли-продажи сельскохозяйственных животных N 1 от 23.10.2019) и пиломатериалов в количестве 3 куба (договор поставки N 1/12017 от 20.06.2017). Установлено также, что заинтересованным лицом не исполнен план расходов бизнес-плана в сумме 282 000 руб., из которых за счет средств гранта на развитие КФХ - 240 200 руб., собственных средств - 41 800 руб.: не приобретены земли сельскохозяйственного назначения - 2 пая (38,2 га) на сумму 270 000 руб. (средства гранта на развитие КФХ - 240 200 руб., собственные средства - 29 800 руб.) и не выполнен ремонт животноводческого помещения (не приобретен шифер волновой, рубероид) на сумму 12 000 руб. По результатам контрольных мероприятий Главным управлением финансового контроля Омской области 13.05.2019 составлен акт проверки, в котором отражены нарушения подпунктов 3, 4 пункта 17 Порядка.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в случае нарушения фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ, министерство направляет в адрес таковых уведомление о возврате грантов на развитие КФХ в полном объеме. Уведомление от 24.07.2019N ИСХ-19/МСХ-4310 направлено заявителем в адрес предпринимателя.
Оставление требования без исполнения послужило основанием обращения министерства в суд с настоящим заявлением.
Требования Минсельхозпрода Омской области оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам установлен постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской Области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (приложение N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области").
Согласно пункту 2 Порядка целью предоставления грантов на развитие КФХ является софинансирование затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области КФХ, включая: 1) приобретение земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; 2) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; 3) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; 4) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; 5) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; 6) приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ; 7) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 8) приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений; 9) приобретение удобрений и ядохимикатов.
Согласно пункту 24 Порядка в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, у начинающего фермера возникает обязанность по возврату грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученных грантов на развитие КФХ и единовременной помощи - по возврату средств, составляющих сумму нецелевого использования.
В силу пункта 17 Порядка в действовавшей на дату заключения соглашения редакции условиями предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи являются: 1) указание главой КФХ достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию согласно пункту 8 настоящего Порядка; 2) осуществление главой КФХ деятельности по ведению КФХ в течение не менее 5 лет со дня предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи; 3) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в течение 18 месяцев со дня поступления соответствующих средств на счет начинающего фермера; 4) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством.
Как следует из материалов дела, требования министерства основываются на обстоятельствах несоблюдения предпринимателем условий предоставления средств государственной поддержки в форме неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей по приобретению земли сельскохозяйственного назначения, крупного рогатого скота и материалов для ремонта животноводческого помещения.
Согласно плану расходов утвержденного бизнес-плана предпринимателем согласованы следующие расходы:
Приобретение коров КРС в количестве 20 голов по цене 45 000 руб.,
Приобретение быка-производителя в количестве 1 головы по цене 35 000 руб.,
Приобретение молодняка КРС в количестве 48 голов по цене 1 440 000 руб.,
Ремонт животноводческого помещения стоимостью 147 000 руб.,
Приобретение земель сельскохозяйственного назначения в количестве 2 паев по цене 135 000 руб.,
Приобретение трактора МТЗ с куном в количестве 1 единицы стоимостью 580 000 руб.
Оценивая доводы министерства о неисполнении заинтересованным лицом бизнес-плана в части приобретения в собственность земли сельскохозяйственного назначения в количестве 2 паев (38,2 га) на сумму 270 000 руб. (средства гранта на развитие КФХ - 240 200 руб., собственные средства - 29 800 руб.) суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
По смыслу соглашения срок использования полученного гранта на развитие КФХ истек 16.12.2018.
17.04.2019 ИП главой КФХ Измаилов З.Ш. как покупателем и Скиба В.В. и Скиба И.М. как продавцами заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 80,5 га в Ворошиловском сельском поселении Полтавского района Омской области за 350 000 руб.
Согласно позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии. Применительно к обстоятельствам настоящего дела изложенное свидетельствует о том, что утверждение о несоблюдении условий предоставления средств государственной поддержки в данной части не соответствует нормам права.
Заявителем также указано на ненадлежащее исполнение предпринимателем условий получения средств государственной поддержки в части приобретения крупного рогатого скота и осуществления ремонта животноводческого помещения. Так, согласно результатам контрольных мероприятий, проведенных в отношении предпринимателя, ИП главой КФХ Измайловым З.Ш. произведены не предусмотренные планом расходов бизнес-плана расходы за счет средств гранта на развитие КФХ в части приобретения 5 голов КРС (молодняка) (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 15.07.2017 N 1 и договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 23.10.2019 N 1), пиломатериалов в количестве 3 куб. м (договор поставки от 20.06.2017 N 1/12017).
Согласно представленным в дело договорам купли-продажи от 15.07.2017 N 1 и от 23.10.2019 N 1, а также актам приема-передачи сельскохозяйственных животных к данным договорам предпринимателем приобретены соответственно 23 головы и 30 голов молодняка КРС, то есть всего 53 голов (том 1 л.д. 56-59). Бизнес-планом предусматривалось приобретение 48 голов молодняка КРС. Изложенное не представляется возможным расценивать в качестве обстоятельства, свидетельствующего об использовании заинтересованным лицом средств гранта не в соответствии с планом расходов бизнес-плана предпринимателя. Предусмотренная соглашением цель получения средств государственной поддержки в настоящем случае не нарушена. Доказательств приобретения на средства гранта каких-либо товаров, не обусловленных целью и содержанием соглашения и Порядка, не усматривается из материалов дела.
Суд апелляционной инстанции расценивает подобным образом и доводы министерства о приобретении предпринимателем 3 куб. м пиломатериалов сверх установленного количества. Согласно представленным в дело доказательствам (счет-фактура от 22.06.2017 N 11) объем приобретенных бруса и доски (пиломатериалов) составил не 15 куб. м, а 18 куб. м. По мнению Минсельхозпрода Омской области, указанные расходы не предусмотрены статьями расходов бизнес-плана. Вместе с тем, противоречие целям и условиям предоставления государственной поддержки при приобретении пиломатериалов не усматривается судом. Доказательства нецелевого расходования средств поддержки, приобретения товаров, не обусловленных заключенным соглашением, не представлены в дело.
В качестве нарушения условий предоставления гранта предпринимателю вменено в вину также неосуществление ремонта животноводческого помещения в форме неприобретения обусловленных бизнес-планом материалов. Так, по утверждению министерства, ИП главой КФХ Измайловым З.Ш. не приобретены шифер волновой, рубероид на сумму 12 000 руб.
Как было указано ранее, план расходов утвержденного бизнес-плана предусматривал осуществление ремонта животноводческого помещения. Факт осуществления данных работ подтверждается материалами дела и министерством не оспаривается.
В материалы дела представлен счет-фактура от 22.06.2017 N 11 (том 1 л.д. 55), из содержания которого следует приобретение ИП главой КФХ Измайловым З.Ш. бруса хвойных пород (двух позиций) и доски обработанной на общую сумму 135 000 руб.
Кроме того, в рамках разбирательства по апелляционной жалобе предпринимателем в дело представлены товарный чек на приобретение шифера количеством 40 листов по цене 200 руб. общей стоимостью 8 000 руб., а также чек от 25.05.2019 N 37 на приобретение предпринимателем рубероида РПП-300 в количестве 31 м по цене 390 руб. на общую сумму 12 090 руб. Указанные чеки содержат оттиски печатей продавцов, позволяют установить обстоятельства приобретения ИП главой КФХ Измайловым З.Ш. предусмотренных соглашением с министерством материалов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что полученные предпринимателем при описанных выше обстоятельствах средств государственной поддержки в сфере сельского хозяйства не освоены или освоены не в соответствии с целью вступления в соответствующие правоотношения с Минсельхозпродом Омской области.
Оценивая действия предпринимателя, апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ). Указанные обстоятельства материалами дела в настоящем случае не подтверждаются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные предпринимателем средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота - частному лицу, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
При этом материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка. Не следует из материалов дела и отсутствие у предпринимателя права на получение государственной поддержки, что предполагало бы обязанность по возврату соответствующей суммы.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения предъявленные министерством требования.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о наличии оснований для возврата сумм оказанной предпринимателю государственной поддержки отклоняются за необоснованностью.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2020 по делу N А46-20286/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20286/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Исмаилов Зафар Шихалы оглы