Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2020 г. N Ф01-12003/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А43-50900/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.03.2020 по делу N А43-50900/2019, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие автомобили - Группа Газ" (ИНН 5256051148, ОГРН 1045207058687) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.11.2019 N 225 н/с.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Коммерческие автомобили - Группа Газ" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам проверки составлен акт от 25.10.2019 N 225 н/с и принято решение от 20.11.2019 N225 н/с о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 1234 рублей 79 копеек. Данным решением Обществу дополнительно начислены страховые взносы в сумме 6173 рублей 95 копеек и пени в размере 657 рублей 57 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 06.03.2020 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неправильное применение норм материального права.
Считает, что компенсация на детей в детских дошкольных учреждениях не попадает под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат и поименованных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" как необлагаемые.
Указывает, что пособие по временной нетрудоспособности должно было назначено в размере 60 процентов от среднего заработка, а не 80 процентов от среднего заработка, следовательно, сумма, выплаченная с нарушением действующего законодательства, не может являться выплатой, которая относиться к суммам неподлежащим обложению страховыми взносами.
Фонд также не согласен с решением суда первой инстанции части взыскания с него расходов по уплате государственной пошлины.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из решения Фонда доначисление страховых взносов произведено по причине неправомерного, по мнению Фонда, невключения Обществом в базу для начисления страховых взносов сумм компенсаций, начисленных и выплаченных работникам за услуги по содержанию детей в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, сумм выплат материальной помощи работнику Голубевой Ю.Н., сумм пособия по временной нетрудоспособности, начисленная и выплаченная за счет средств работодателя застрахованному лицу за три дня временной нетрудоспособности с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь, под которым статья 3 данного закона понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125- ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Размер пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы установлен частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ - пособие выплачивается в следующем размере: 1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка; 2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка; 3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Таким образом, право застрахованного лица получить пособие по социальному страхованию в случае наступления временной нетрудоспособности за счет средств страхователя и Фонда социального страхования Российской Федерации гарантировано действующим законодательством.
Из смысла названных норм следует, что выплата пособия по временной нетрудоспособности является для работодателя обязательной социальной выплатой; расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место страховой случай и данный факт подтвержден надлежащим образом оформленными документами.
И если данная сумма выплачена по неправильно оформленным документам или с иным нарушением, статус этой выплаты как социального пособия не утрачивается, то есть указанное не придает ей характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает включать данную сумму в базу для начисления страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции, сумма компенсации стоимости услуг, связанных с содержанием детей в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, предусмотрена пунктом 1.2 Положения "О частичной компенсации работникам Общества стоимости услуг, связанных с содержанием детей в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях", утвержденных приказом Общества от 14.04.2016 N 94.
Согласно пункту 5.4 данного Положения работник имеет право обратиться за компенсацией родительской платы за текущей или предыдущий месяц. Размер компенсации составляет до 50 % ежемесячной фактической стоимости услуг, связанных с содержанием ребенка в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, и не может превышать 700 рублей.
Согласно материалам дела, выплата материальной помощи предусмотрена "Положением об условиях и порядке предоставления материальной помощи работникам Общества", утвержденным приказом Общества от 27.12.2013 N 244.
Материальная помощь выплачена на основании заявления работника Голубевой Ю.Н. и приказа Общества от 29.12.2017 N 1/МП в связи с тяжелым материальным положением работника, оказавшего в трудной жизненной ситуации, вызванной длительным дорогостоящим лечением.
Как следует из материалов дела и акта выездной проверки от 25.10.2019 N 225/ПДС выплата с исчислением неправильного трудового стажа подтверждена обоснованность выплаченного Горюновой Е.В. пособия по временной нетрудоспособности по больничным листам N 277146176522, N 277149951350.
В связи с чем, суммы разница в размерах пособий не могут быть автоматически признаны выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений, на которые начисляются страховые взносы.
Таким образом, спорные выплаты не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, носили систематический характер и зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Фонда подлежит признанию недействительным, как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Довод Фонда о неправомерном отнесении судом на Фонд расходов на оплату государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Кодекса в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При изложенных обстоятельствах, расходы по государственной пошлине правомерно отнесены судом первой инстанции на Фонд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.03.2020 по делу N А43-50900/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-50900/2019
Истец: ООО "Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ"
Ответчик: ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ