Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2020 г. N Ф09-4220/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А60-70727/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 марта 2020 года
по делу N А60-70727/2019
по иску Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
к индивидуальному предпринимателю Котловой Валентине Васильевне (ОГРНИП 305667113211712, ИНН 666101826649)
третье лицо: Администрация города Екатеринбурга
об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Котловой Валентине Васильевне (далее - ответчик) об обязании освободить земельный участок площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Громова, д. 145, от нестационарного торгового объекта; в случае неисполнения ответчиком решения суда в течении месяца с момента вступления его в законную силу, истец просил разрешить Администрации города Екатеринбурга освободить земельный участок своими силами за счет ответчика (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация города Екатеринбурга (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда от 23.03.2020 (резолютивная часть от 16.03.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда от 23.03.2020 обжаловано истцом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что право на размещение нестационарного торгового объекта возникает только с момента фактического внесения изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов. Место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Громова, 145 в схеме отсутствует. Истец ссылается на Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП, считает, что решение комиссии по подготовке проекта схемы о включении места в схему не является окончательным решением по вопросу внесения конкретных изменений и дополнений, просит решение суда отменить.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что размещение павильона было согласовано с Комитетом по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга 08.07.2019. 13.11.2019 комиссией по подготовке проекта схемы размещения нестационарного торгового объекта принято положительное решение о включении объекта в схему. Согласно ответу Администрации города Екатеринбурга ориентировочный срок принятия постановления 01.07.2020. Ответчик просит оставить решение суда без изменения.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга выявлен факт размещения нестационарного торгового объекта в виде павильона площадью 60 кв.м на земельном участке по адресу: г. Екатеринбург, ул. Громова, вблизи дома N 148, что следует из акта осмотра земельного участка от 18.10.2019.
Земельный участок является частью кадастрового квартала 66:41:0403901 и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции, истец является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, на которые не разграничена государственная собственность, и вправе предъявлять требования о восстановлении нарушенных прав на спорный земельный участок путем его освобождения.
Истец в обоснование исковых требований ссылается на то, что принадлежащий ответчику нестационарный торговый объект размещен в отсутствие правовых оснований и подлежит демонтажу.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что 20.11.2010 между Администрацией города Екатеринбурга (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Крупянко Екатериной Юрьевной (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2-2010/Л, согласно которому в аренду был передан земельный участок площадью 55 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Громова, д. 148 в пределах границ, указанных в плане земельного участка, под размещение остановочного комплекса.
Указанное место размещения нестационарного торгового объекта было включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в границах муниципального образования "город Екатеринбург" на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 N 2366 (строка 151 схемы размещения в границах Ленинского района города Екатеринбурга).
Ответчик приобрел остановочный комплекс площадью 55 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Громова, д. 148 по договору купли-продажи от 30.11.2018.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 была утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", согласно которой указанный выше объект включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Екатеринбурга (Приложение N 4, строка N 134).
Из пояснений ответчика следует, что у него имеется еще один павильон площадью 15 кв.м, размещенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Громова, д. 145, в отношении которого 13.11.2019 комиссией Комитета по товарному рынку Администрации г. Екатеринбурга принято положительное решение о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден порядок разработки и утверждения уполномоченным органом местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.03.2015 N 639 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции "Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с пунктом 4 которого уполномоченным органом по разработке размещения нестационарных объектов на территории МО "город Екатеринбург" является Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга.
Прием предложений от заинтересованных лиц о развитии сети нестационарных объектов в части включения в схему размещения мест размещения нестационарных объектов осуществляется Комитетом по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга, рассмотрение предложений на заседаниях комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов Администрации г. Екатеринбурга, на которой принимаются решения о включении (об отказе во включении) мест размещения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается постановлением Администрации города Екатеринбурга (пункты 20.21.24 Регламента).
Согласно ответам Комитета по товарному рынку Администрации г. Екатеринбурга от 22.11.2019 N 29.2-17/1364, от 26.02.2020 N 29.2-14/224 комиссией по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (протокол заседания от 13.11.2019 N 10/42/29.2-12/0134) принято решение о включении в схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" места размещения павильона с навесом "Продукты питания" по ул. Громова, 145 площадью 15 кв.м с дополнением специализации объекта "Полустационарной туалет". Статус места размещения нестационарного торгового объекта "действующее". При этом в названных ответах также указано, что по состоянию на 20.02.2020 проект постановления Администрации города Екатеринбурга "О подготовке проекта постановления Администрации города Екатеринбурга о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" находится на согласовании. После принятия указанного нормативно-правового акта органа местного самоуправления в течение одного месяца после опубликования постановления Администрации города Екатеринбурга Комитетом по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга будет осуществляться прием предложений от физических и юридических лиц о развитии сети нестационарных торговых объектов, по результатам которого разрабатывается проект постановления Администрации города Екатеринбурга "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Ориентировочный срок принятия Постановления о внесении изменений - 01.07.2020.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, учитывая принятие решения о включении объекта ответчика в схему расположения нестационарных объектов, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Судом первой инстанции учтено, что процесс внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов занимает длительное время и не влияет на факт наличия такого решения, которое лишь подлежит оформлению.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что решение комиссии по подготовке проекта схемы о включении места в схему не является окончательным, судом апелляционной инстанции не принимается. Как следует из представленных доказательств, заявление о включении спорного объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов было подано ответчиком 31.10.2019. Доказательств принятия решения об отказе во включении в указанную схему ответчиком не представлено. Оснований, по которым место размещения спорного объекта не может быть включено в эту схему, не приведено.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 23.03.2020 является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2020 года по делу N А60-70727/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-70727/2019
Истец: ОСП МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Котлова Валентина Васильевна
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА