г. Киров |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А82-13475/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2020 по делу N А82-13475/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью Компания "Яркомсервис" (ИНН: 7604255220; ОГРН: 1147604001600)
к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ИНН: 7604119315; ОГРН: 1077604029590)
при участии в деле третьих лиц: акционерного общества "Скоково", Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Компания "Яркомсервис" (далее - истец, ООО Компания "Яркомсервис") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (далее - ответчик, АО "Управдом Кировского района") о взыскании 198 344,84 рублей долга за оказанные услуги по приему и размещению твердых коммунальных отходов в июле, августе 2018 года, 96 904,25 рублей ущерба, 4 182,42 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2019 по 31.05.2019, продолжении начисления процентов по дату фактической оплаты долга, а также 45 000 рублей судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Скоково" (далее - АО "Скоково"), Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2020 исковые требования удовлетворены частично: суд первой инстанции взыскал с АО "Управдом Кировского района" в пользу ООО Компания "Яркомсервис" 198 344,84 рублей долга, 4 182,42 рублей процентов за период с 26.03.2019 по 31.05.2019, а также 6 080 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 30 436,76 рублей в возмещение судебных издержек; суд обязал продолжить с 01.06.2019 начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга по статье 395 ГК РФ по день фактической оплаты долга. В остальной части требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Управдом Кировского района" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В апелляционной жалобе АО "Управдом Кировского района" настаивает на исполнении обязательств перед ответчиком в полном объеме.
ООО Компания "Яркомсервис" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что изменение тарифов обусловлено изменениями в законодательстве об охране окружающей среды, размер платы рассчитан с учетом ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не включалась ранее в тариф в первом полугодии. АО "Управдом Кировского района", зная о повышенном тарифе на вывоз твердых коммунальных отходов, имело возможность внести коррективы в размер платы при выставлении платежных документов населению, чтобы исключить образование задолженности перед истцом.
АО "Скоково" представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы ответчика по основаниям, аналогичным изложенным в позиции истца.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 13.04.2020 судебное заседание, назначенное на 16 час. 25 мин. 13.04.2020, в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 16 час. 20 мин. 25.05.2020.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Волкову С.С. После замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
25.05.2020 стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2014 между ООО Компания "Яркомсервис" и ОАО "Управдом Кировского района" (заказчик) заключен договор N 1-14/КГО на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению крупногабаритных отходов, согласно которому "Заказчик" поручает, а "Исполнитель" осуществляет предоставление услуги по вывозу и захоронению крупногабаритных отходов (КГО), образующихся в результате жизнедеятельности населения со специальных площадок, по адресам, согласно Приложению N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора; осуществляет вывоз на полигон ОАО "Скоково" для захоронения крупногабаритных отходов в соответствии с санитарными правилами и утвержденной технологией производства по отдельному договору со специализированной организацией (пункт 1.1).
К крупногабаритным отходам относятся отходы, по габаритам не помещающиеся в стандартные контейнеры КГО, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, включают отходы от текущего ремонта квартир, использованную тару и упаковочные материалы, а также крупные предметы домашнего обихода (старая мебель, газовые и электрические плиты, стиральные машины, холодильники, телевизоры и т.п.) (пункт 1.2).
По соглашению сторон в состав КГО входят смет, древесно-растительные отходы в виде скошенной травы, опавшей листвы, спиленных деревьев и ветвей; не входят в состав КГО: отходы (осадки) из ливневой канализации, отходы от капитального ремонта многоквартирных домов, отходы строительных материалов при новом строительстве зданий и сооружений, а также прочие отходы, образующиеся на объектах, не приписанных по техническому паспорту к жилому дому (пункт 1.3).
При исполнении настоящего договора стороны руководствуются ГК РФ, ЖК РФ, Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения". Распоряжением мэрии города Ярославля от 03.06.2008 г. N 118 "Об утверждении рекомендуемых объемов накопления отходов потребления в г.Ярославле", Решением муниципалитета от 30.01.2004 N 306 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Ярославля", постановлениями мэра г. Ярославля, Постановлением мэрии г.Ярославля N998 от 18.03.2004 "Об организации деятельности в области обращения с отходами в г.Ярославле" и другими действующими нормативно-правовыми актами (пункт 1.4).
Стоимость услуг и порядок расчета урегулирован в разделе 3 договора.
Стоимость вывоза КГО составляет 0,38 рублей (без НДС) с 1 кв.м. жилищного фонда, находящего в управлении "Заказчика". Объем утилизации принимается по фактическому вывозу КГО, но не более 1000 куб. м в месяц. Стоимость услуг, оказываемых "Исполнителем" за утилизацию (захоронение) по настоящему договору определяется на основании тарифа, установленного с 01.01.2014 приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.10.2013 N 86-тбо и составляет 66,59 рублей за 1 куб.м (без НДС) (пункт 3.1).
Оплата за выполнение "Исполнителем" услуг, принятых на себя по настоящему договору, производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 30% и до 25 числа месяца, следующего за расчетным в размере 70% от поступивших денежных средств с населения, на основании предъявленных актов выполненных работ (пункт 3.2).
В Приложении N 1 стороны согласовали список контейнерных площадок.
09.01.2018 между ООО Компания "Яркомсервис" (заказчик) и АО "Скоково" (исполнитель) заключен договор N 9450 возмездного оказания услуг по приему и размещению отходов (для юридических лиц и предпринимателей) IV и V классов опасности (твердые коммунальные отходы), ввозимых на полигон, расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д.Скоково. Доставка отходов осуществляется Заказчиком самостоятельно. С 01.07.2018 прием отходов Исполнителем осуществляется по массе за 1 тонну на основании актов сдачи (передачи) отходов.
Во исполнение условий договора N 1-14/КГО истец оказал ответчику услуги в июле, августе 2018 года, что следует из акта от 31.07.2018 N 2629 на сумму 191 053,60 рублей и акта от 31.08.2018 N 2327 на сумму 135 471,32 рублей, полученных заказчиком (т.1 л.д.60-61).
Задолженность не оплачена заказчиком в полном объеме. Исполнитель направил заказчику претензию об оплате задолженности.
Претензия ответчиком не удовлетворена, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга, убытков и процентов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно положениям статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Обязательство ответчика по своевременной оплате оказанных истцом услуг по передаче электрической энергии основано на подписанном сторонами договоре.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания услуг в период июня 2018 года по июнь 2019 года подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что АО "Управдом Кировского района" приняло оказанные ООО Компания "Яркомсервис" услуги частично: по акту от 31.07.2018 на сумму 64 097,44 рублей, по акту от 31.08.2018 на сумму 64 082,64 рублей и оплатил данные суммы. Задолженность в сумме 198 344,84 рублей не оплачена ответчиком.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (часть 1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2).
Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Как указано в части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации, перешедших на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется по договорам с региональными операторами, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов без решения общего собрания собственников начиная с месяца, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичные требования содержатся в части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с Соглашением N 7 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.05.2018, заключенного между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО "Хартия", с 01.09.2018 начал действовать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО "Хартия" приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с ТКО с 01.09.2018, до 01.09.2018 АО "Скоково" осуществляло расчеты за захоронение ТКО по тарифу, установленному приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 N 274-тко.
На основании пункта 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация.
Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ).
Органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим полномочия по государственному регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе утверждающим предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, является департамент (пункт 2.10 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства области от 20.12.2016 N 1315-п).
Приказом Департамента от 19.12.2017 N 274-тко установлены предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами для АО "Скоково" на 2018 - 2022 годы. Указанный приказ опубликован для всеобщего сведения в официальном печатном издании.
Согласно пункту 1.31 названного приказа департамента предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для АО "Скоково" на 2018-2022 годы (с разбивкой на календарные годы) установлены согласно приложению 31 к приказу.
С 11.07.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации N 758. Принятые ранее тарифные решения были приведены в соответствие с пунктом 3 постановления Правительства РФ N 758 (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.07.2018 N 51-ви "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 N 274-тко").
В частности за период с 01.07.2018 по 19.07.2018 установлен тариф 797,16 рублей за 1 тонну (без НДС), с 20.07.2018 по 31.12.2018 тариф 377,62 рублей за 1 тонну (без НДС). Предельные тарифы применяются в целях осуществления расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО со дня осуществления его деятельности.
До 01.09.2018 плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ и разделом II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, включалась в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При этом в пункте 29 Правил N 491 разъяснено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно учел, что приведенные выше нормы предоставляют управляющей организации право участвовать в процессе определения платы за содержание жилого помещения с учетом тех затрат, которые необходимы для предоставления соответствующих услуг.
В этой связи исковые требования в части основного долга обоснованно удовлетворены в сумме 198 344,84 рублей.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
По смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (пункт 65 названного постановления).
Таким образом, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности, выражающейся в наличии неблагоприятных для должника последствий нарушения принятого на себя денежного обязательства.
Расчет процентов произведен истцом в соответствии с действующим законодательством. Контррасчет ответчиком не представлен.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что материалами дела установлен факт несвоевременной оплаты задолженности по договору на оказание услуг от 01.03.2014, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика 4 182,42 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2019 по 31.05.2019, а также удовлетворил требование о продолжении начисления процентов на дату фактической оплаты долга по статье 395 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 12 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В рамках настоящего спора судом первой инстанции обоснованно отказано во взыскании с ответчика убытков в размере 96 904,25 рублей, поскольку взысканная с истца в рамках дела N А82-7022/2019 неустойка является санкцией за неисполнение истцом, как стороной по договору от 09.01.2018 N 9450, в добровольном порядке законных требований АО "Скоково" об оплате услуг по договору и не связаны с неисполнением такого требования ответчиком по настоящему делу.
Судом первой инстанции также разрешен вопрос о распределении судебных расходов по итогам рассмотрения настоящего спора.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1). Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2).
В обоснование заявленного требования истец представил договор поручения от 01.06.2019 (т.1 л.д.75-76), расходный кассовый ордер от 05.06.2019 N 29 (т.1 л.д.77).
Суд первой инстанции взыскал с АО "Управдом Кировского района" 30436,76 рублей судебных расходов. Основания для изменения или отмены решения суда в указанной части у апелляционного суда отсутствуют, соответствующие доводы в жалобе не заявлены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Ярославской области.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2020 по делу N А82-13475/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "Управдом Кировского района" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2020 по делу N А82-13475/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13475/2019
Истец: ООО КОМПАНИЯ "ЯРКОМСЕРВИС"
Ответчик: АО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ОАО "Скоково"