Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф08-6771/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2020 г. |
дело N А53-39779/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заинтересованного лица Джакинян К.Р. по доверенности от 13.05.2020, Карамзиной А.Н. по доверенности от 12.05.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "123 СОЛЮШНС" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2019 по делу N А53-39779/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "123 СОЛЮШНС"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,
при участии третьих лиц Министерства здравоохранения Ростовской области; общества с ограниченной ответственностью "Парус"; публичного акционерного общества "Ростелеком"; Правительства Ростовской области,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "123 СОЛЮШНС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) с заявлением о признании незаконным решения от 17.10.2019 по делу N 19645/03.
Определением суда от 08.11.2019 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью "Парус", публичное акционерное общество "Ростелеком", Правительство Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным исследованием судом первой инстанции обстоятельств дела, отсутствием условий для применения приказа N 126н по проводимому аукциону ввиду непредставления ПАО "Ростелеком" полного пакета документов, подтверждающих страну происхождения товаров в соответствии с требованиями постановления N 968 и, как следствие, необходимостью оценки указанной заявки как содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения в порядке п.6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В дополнении к апелляционной жалобе общество в подтверждение своей правовой позиции ссылается на письмо ФАС России от 18.02.2020 N МЕ/12158/2020.
Министерство здравоохранения Ростовской области с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В составе суда произведена замена судьи Емельянова Д.В. на судью Ефимову О.Ю. ввиду пребывания в отпуске судьи Емельянова Д.В.
В судебном заседании представители управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, заявитель и третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.08.2019 Министерством здравоохранения Ростовской области (заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0158200001319000991 "Компьютерная техника для нужд медицинских организаций Ростовской области", дата и время окончания подачи заявок - 25.09.2019. в 10 час. 00 мин.; начальная (максимальная) цена контракта составила 69 466 117,03 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.09.2019 участниками подано 3 заявки, которые признаны соответствующими и допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.10.2019 все заявки участников признаны соответствующими и по результатам аукциона победителем признано общество с ограниченной ответственностью "123 Солюшнс" с ценовым предложением 36 305 338 руб.
Контакт между Министерством здравоохранения Ростовской области и обществом с ограниченной ответственностью "123 Солюшнс" подписан без протокола разногласий.
Согласно условиям контракта N 190000991 его цена снижена на 15% до 30 856 537, 30 руб. в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N126н (далее - Приказ N126н), поскольку все заявки участников содержали предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств.
Полагая, что заказчик аукциона необоснованно снизил предложенную заявителем цену контракта на 15%, заявитель обратился в управление с жалобой на действия заказчика.
Решением управления от 17.10.2019 по делу N 19645/03 жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (п. 1).
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе (п. 2).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3).
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (п. 4).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 968) утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N 968 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Исходя из п. 4 постановления Правительства РФ N 968 в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 настоящего постановления;
б) подтверждение министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 настоящего постановления;
в) выданное министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 настоящего постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 настоящего постановления.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина N 126н) установлены следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу.
При проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза (п. 1.1).
В силу п. 1.3 приказа Минфина N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 2 приказа Минфина N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложении, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Приказом Минфина N 126н определены следующие основные критерии для применения преференций:
- наличие заявки (окончательного предложения), которая содержит исключительно предложения о поставке товара, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза,
- соответствие такой заявки (окончательного предложения), которая содержит исключительно предложения о поставке товара, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, требованиям документации о закупки.
Исходя из требований Закона N 44-ФЗ (п. 4 ст. 57, п. 4 ст. 57.1), заявки на участие в закупках содержат:
- предложение участника в отношении объекта закупки, прежде всего наименование и характеристики товара, работы, услуги, соответствующие требованиям, установленным в извещении и документации;
- подтверждение, что участник соответствует установленным ст. 31 Закона N 44-ФЗ требованиям к участникам;
- подтверждение, что участник имеет право на получение преимуществ, установленных ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ;
- декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям - в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона N 44- ФЗ;
- другие предусмотренные Законом информацию и документы. Согласно п. 2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (первая, вторая части).
Судом первой инстанции установлено, что при проведении спорного электронного аукциона заказчиком установлены ограничения - установлен национальный режим в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, что отражено в п. 14 аукционной документации.
Общество, являющееся победителем электронного аукциона, в заявке (идентификационный номер 105908843) указало (задекларировало), что страной происхождения предлагаемых к поставке товаров является Китай.
Участник закупки с идентификационным номером заявки 105795259 в первой части заявки задекларировал страну происхождения, подлежащих поставке товаров - Российская Федерация, а также представил во второй части заявки заключение Минпромторга России, подтверждающее производство серверов на территории Российской Федерации, а также декларацию и сертификат о соответствии на источники бесперебойного питания, содержащие сведения о производстве товара на территории Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в заявке общества с ограниченной ответственностью "123 СОЛЮШНС" содержалось предложение о поставке товара иностранного происхождения, при этом имелась заявка, в которой содержались сведения о производстве товара на территории Российской Федерации (заявка публичного акционерного общества "Ростелеком"), то у заказчика имелись основания для снижения цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем аукциона - обществом с ограниченной ответственностью "123 СОЛЮШНС".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что управлением обоснованно отклонена жалоба заявителя, оспариваемое решение не противоречит закону, в связи с чем, суд отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "123 СОЛЮШНС".
Довод заявителя о том, что ему были навязаны условия контракта, суд первой инстанции оценил критически. Заявитель имел возможность направить заказчику протокол разногласий при подписании контракта. Более того, общество согласилось на предложение заказчика об увеличении количества поставляемого по контракту товара до начальной максимально цены. Таким образом, цена заключенного контракта составила 69 448 624,77 руб.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2019 по делу N А53-39779/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39779/2019
Истец: ООО "123 СОЛЮШНС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство здравоохранения Ростовской области, ОАО "Ростелеком", ООО "Парус", ПАО "Ростелеком", Правительство Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6771/20
26.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2397/20
27.12.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39779/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39779/19