г. Томск |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А03-1596/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О., Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сперанской Н.В., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (N 07АП-10556/2023) на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1596/2023 (судья Куличкова Л.Г.)
по заявлению акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (ИНН 2224103849, ОГРН 1062224065166), г. Барнаул,
к Главе муниципального образования Бийского района Алтайского края Артемову Денису Сергеевичу, г.Бийск, Бийскому районному совету народных депутатов (ИНН 2204041898, ОГРН 1082204009447), г.Бийск,
о признании незаконным бездействия главы муниципального образования Бийского района Алтайского края Артемова Дениса Сергеевича, выразившегося в необеспечении исполнения исполнительных листов серии ФС N 020260377 по делу NА03-21683/2015, ФС N 030760679 по делу N А03-15508/2018, ФС N 030842255 по делу N А03-6558/2019, об обязании главы муниципального образования Бийского района Алтайского края Артемова Дениса Сергеевича устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Алтайэнергосбыт", о признании незаконным бездействия Бийского районного совета народных депутатов Алтайского края, выразившегося в необеспечении исполнения исполнительных листов серии ФС N 020260377 по делу NА03-21683/2015, ФС N 030760679 по делу N А03- 15508/2018, ФС N 030842255 по делу N А03-6558/2019, об обязании Бийского районного совета народных депутатов Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Алтайэнергосбыт",
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Комитета Администрации по финансам налоговой и кредитной политике Бийского района Алтайского края (ИНН 2234003360, ОГРН 1022200567355), Муниципального образования Бийского района в лице Администрации Бийского района (ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853).
В судебном заседании приняли участие: от заявителя: Красильникова О.А. - доверенность от 31.12.2022 без подтверждения полномочий; от заинтересованного лица: Кархина Н.А. доверенность от 08.06.23; от третьего лица: без участия, извещено
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - заявитель, общество, АО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главе муниципального образования Бийского района Алтайского края Артемову Денису Сергеевичу (далее - Глава МО Артемов Д.С.), Бийскому районному совету народных депутатов (далее - Бийский районный совет народных депутатов, совет депутатов) о признании незаконным бездействия Главы МО Артемова Д.С., выразившегося в необеспечении исполнения исполнительных листов серии ФС N 020260377 по делу NА03-21683/2015, ФС N 030760679 по делу N А03-15508/2018, ФС N 030842255 по делу N А03-6558/2019, об обязании Главы МО Артемова Д.С. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Алтайэнергосбыт", о признании незаконным бездействия Бийского районного совета народных депутатов, выразившегося в необеспечении исполнения исполнительных листов серии ФС N 020260377 по делу NА03-21683/2015, ФС N 030760679 по делу N А03- 15508/2018, ФС N 030842255 по делу N А03-6558/2019, об обязании Бийского районного совета народных депутатов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Алтайэнергосбыт".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Комитет Администрации по финансам налоговой и кредитной политике Бийского района Алтайского края, Муниципальное образование Бийский район в лице Администрации Бийского района.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Алтайэнергосбыт" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что указание в резолютивной части решения на взыскание с муниципального образования задолженности не является препятствием для его исполнения органами казначейства за счёт средств соответствующего бюджета, который является частью муниципальной казны.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.05.2018 по делу N А03- 21683/2015 с муниципального образования Бийский район Алтайского края в лице Администрации Бийского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Бийский район Алтайского края, в пользу АО "Алтайэнергосбыт" взыскано 5 673 781,32 руб. убытков, выдан исполнительный лист серии ФС N 020260377.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2019 по делу N А03-655 8/2019 с муниципального образования Бийский район Алтайского края в лице Администрации Бийского района Алтайского края, за счет казны муниципального образования в пользу АО "Алтайэнергосбыт", взыскана стоимость потерь электрической энергии, возникшей в период с января по май 2018 г., с июля по ноябрь 2018 г. в размере 2 983 658 руб. 85 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 100 руб., выдан исполнительный лист серии ФС N 030842255.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2019 по делу N А03- 15508/2018 с муниципального образования Бийский район Алтайского края в лице Администрации Бийского района Алтайского края за счет казны муниципального образования в пользу АО "Алтайэнергосбыт" взыскано 7 490 912 руб. 99 коп. стоимости потерь электрической энергии и 13 100 руб. расходов по уплате государственной пошлины, выдан исполнительный лист серии ФС N 030760679.
Исполнительные листы направлены в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю для исполнения.
Поскольку задолженность полностью не погашена, АО "Алтайэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованными лицами незаконного бездействия не допущено.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Глава муниципального района одновременно является высшим должностным лицом муниципального образования и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, который обязан в силу действующих норм бюджетного законодательства обеспечивать исполнение судебных актов.
В соответствии со статьей 38 Устава МО Бийский район Алтайского края к полномочиям Главы района относится, в том числе, обеспечение составления проекта районного бюджета, обеспечение его исполнения (п. 4); внесение в районный Совет народных депутатов проекта районного бюджета с необходимыми документами и материалами, представление отчёта о его исполнении на утверждение районного Совета народных депутатов (п. 5).
Согласно статьи 24 Устава МО Бийский район Алтайского края утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции районного Совета депутатов.
Составление проекта районного бюджета - исключительная прерогатива Администрации района. Проект районного бюджета составляется в порядке, установленном Администрацией района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми с соблюдением его требовании решениями районного Совета народных депутатов (статья 63 Устава).
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 БК РФ).
Согласно пункт 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что решениями судов, по которым выданы исполнительные листы, взысканы денежные средства по обязательствам муниципального образования, вытекающим из муниципальных контрактов.
Таким образом, исходя из существа спора, требований главы 24.1 БК РФ, исполнение судебных актов, по которым обращено взыскание на средства муниципального образования, производится финансовым органом данного муниципального образования. В муниципальном образовании Бийский район Алтайского края финансовым органом и главным распорядителем средств бюджета муниципального образования является Комитет администрации по финансам, налоговой и кредитной политике Бийского района Алтайского края.
Заявитель, ссылаясь на указание в исполнительных листах в качестве должника Администрации района, предъявил листы к исполнению в органы федерального казначейства, где открыт счет Администрации района как казенного учреждения.
В связи с тем, что заявителем не предъявлялись листы к исполнению в финансовый орган муниципального образования Бийский район Алтайского края, доказательств бездействия Главы МО Артемова Д.С. и совета депутатов по не выделению дополнительных ассигнований на расходные обязательства муниципального бюджета в порядке статьи 83 БК РФ не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Более того, обязательства муниципального образования по возмещению стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях в силу статьи 86 БК РФ изначально не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и в силу положений статьи 69 БК РФ, не подлежат исполнению за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что предметом настоящего спора является бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в неисполнении судебных актов, а не определение правильности порядка предъявления исполнительных документов в надлежащий орган для исполнения, апелляционным судом отклоняется.
Как установлено судом, в бюджете Бийского района на 2023 год заложены средства на погашение кредиторской задолженности в сумме 5 815 900 рублей, в том числе на погашение задолженности за уголь, полученный из резервного запаса Алтайского края, в размере 4 300 000 рублей, а также на погашение иной задолженности, в том числе задолженности перед АО "Алтайэнергосбыт" в бюджете района предусмотрено 1 515 900 руб.
Согласно Приложению N 5 по расходам 2023-2025 на мероприятия в области коммунального хозяйства заложена сумма 5815,9 тыс. руб., на мероприятие закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд заложена сумма 4300,0 тыс. руб., на мероприятия исполнение судебных актов заложена сумма 1515,9 тыс. руб.
В 2023 году задолженность перед АО "Алтайэнергосбыт" погашена на сумму 1 350 000 руб.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал верный вывод, что Главой Бийского района приняты меры, направленные на обеспечение исполнения судебных актов путем включения в районный бюджет соответствующей расходной статьи.
Таким образом, поскольку в бюджете Бийского района на 2023 год частично заложены денежные средства на погашение кредиторской задолженности и заинтересованными лицами предпринимаются действия по погашению кредиторской задолженности, суд первой инстанции пришел к верному вывод, что отсутствует совокупность юридически значимых обстоятельств, необходимых для признания бездействия незаконными.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1596/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайэнергосбыт" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 11.08.2023 N 20308.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий судья |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1596/2023
Истец: АО "Алтайэнергосбыт".
Ответчик: Глава муниципального образования Бийский район Алтайского края Артемов Д.С.
Третье лицо: Комитет администрации Бийского района по финансам,налоговой и кредитной политике, МО "Бийский район" в лице Администрации Бийского района, Бийский районный Совет народных депутатов АК