Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2020 г. N Ф01-12848/20 настоящее постановление оставлено без изменения
27 мая 2020 г. |
А79-2611/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Фабий" (ИНН 2127317980, ОГРН 1022100970550)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2019
по делу N А79-2611/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Фабий" о признании незаконным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары от 13.02.2019 N 55,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Фабий" (далее - ООО "Юридическая фирма "Фабий", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным предписания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Управление) от 13.02.2019 N 55 об устранении нарушения Правил благоустройства территории города Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Городская реклама" (далее - МБУ "Городская реклама"), общество с ограниченной ответственностью "Твоя реклама", администрация города Чебоксары Чувашской Республики, индивидуальный предприниматель Багдасарова Арина Геннадьевна.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что согласно письму ФАС России от 27.12.2017 N МАК/92163/17 информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой; предписание выдано неуполномоченным органом; судом первой инстанции необоснованно не признан факт согласования 18.02.2013 установки конструкций с органом местного самоуправления.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 06.02.2019 сотрудники Управления и МБУ "Городская реклама" с выездом на место обнаружили установленные и эксплуатируемые по адресу: г. Чебоксары, проспект Ленина, д. 7, информационные конструкции (световой короб на фасаде здания, консольная конструкция) следующего содержания: "Юридическая Фирма "Фабий".
По результатам выезда составлен соответствующий акт от 06.02.2019 N 163.
Установив, что владельцем выявленных информационных конструкций является ООО "Юридическая Фирма "Фабий", Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары выдало ему предписание от 13.02.2019 N 55 о демонтаже информационных конструкций (световой короб на фасаде здания, консольная конструкция) в срок до 18.03.2019.
Посчитав, что предписание Управления от 13.02.2019 N 55 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Юридическая Фирма "Фабий" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами благоустройства территории города Чебоксары, утвержденными Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006, и исходил из того, что Управление доказало законность и обоснованность предписания.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Допускается размещать на вывеске зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания данного предприятия, а также декоративные элементы.
В соответствии с Уставом МБУ "Городская реклама" создано администрацией г. Чебоксары в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
В соответствии с Правилами благоустройства территории города Чебоксары, утверждёнными Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 (далее - Правила благоустройства), при выявлении нарушения настоящих Правил выдачу предписаний, в части, касающейся средств наружной рекламы и информации; строящихся и реконструируемых объектов; требований к внешнему виду их фасадов и ограждений, земельных участков, на которых они расположены, осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (пункты 10.2, 10.4 Правил благоустройства).
Согласно пункту 10.10 Правил благоустройства в случае выявления в ходе мониторинга территории города и элементов благоустройства нарушений Правил, уполномоченным должностным лицом структурного подразделения администрации города Чебоксары незамедлительно выносится предписание.
В силу пункта 10.11 Правил благоустройства срок для устранения выявленных нарушений не должен превышать 30 календарных дней с момента вручения предписания.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары Майоровым Д.В. согласно представленному в материалы дела Положению Управления архитектуры и градостроительства, утвержденному распоряжением администрации г. Чебоксары от 01.04.2008 N 1051-р, приказу Управления архитектуры и градостроительства от 27.12.2017 N 16 "Об определении должностных лиц, имеющих право на составление предписаний", распоряжению администрации г. Чебоксары от 06.08.2018 N 173-лс, приказу Управления архитектуры и градостроительства от 08.06.2012 N 30-к, Должностной инструкции заместителя главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства города Чебоксары - начальника управления архитектуры и градостроительства, утвержденной главой администрации г. Чебоксары 30.10.2013, Должностной инструкции заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства, утвержденной заместителем главы администрации г. Чебоксары - начальника управления архитектуры и градостроительства от 01.06.2012.
Пункт 1.4 Правил благоустройства предусматривает, что к элементам благоустройства в настоящих Правилах относятся, в том числе средства размещения информации и рекламные конструкции.
Согласно пункту 1.6 Правил благоустройства под информационной конструкцией подразумевается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан.
Фасады зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям регламента, регулирующего размещение на территории города Чебоксары рекламных и информационных конструкций, формирующих единый стандарт художественно-композиционных требований к информационно - рекламному оформлению зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства на территории города Чебоксары, и требованиям регламента для частных домовладений (пункт 3.2.11 Правил благоустройства).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.3.9.34 Правил благоустройства настенные конструкции, размещаемые на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: настенные конструкции размещаются на поверхности стен над входами в здания, витринами и окнами первых этажей на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии.
Пунктом 3.3.9.36 Правил благоустройства определено, что консольные конструкции (общие указатели) располагаются в одной горизонтальной плоскости фасада, в том числе у арок, на границах и внешних углах зданий, строений, сооружений в соответствии со следующими требованиями: консольные конструкции не разрешается размещать непосредственно над входами в здание (п.п. 5).
Соответственно, нормы Правил благоустройства направлены на недопущение и пресечение негативного воздействия вывесок и иных объектов для размещения информации на внешний архитектурный облик населенного пункта, если такие объекты размещены на фасаде здания, независимо от их содержания.
Установлено по делу, что по адресу: г. Чебоксары, проспект Ленина, д. 7, Общество разместило информационные конструкции: "Юридическая фирма "Фабий" без соблюдения требования о возможном размещении настенной конструкции над входом в здание, на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями; размещении консольной конструкции у арок, на границах и внешних углах зданий и сооружений.
При этих обстоятельствах в совокупности с собранными по делу доказательствами (акт осмотра территории города Чебоксары и элементов благоустройства от 06.02.2019 N 163, составленный должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства - начальником отдела архитектуры, городской эстетики и дизайна администрации города Чебоксары совместно с работниками МБУ "Городская реклама"; фотография с указанием конкретных информационных конструкций (отмечены в квадрате)) у Управления имелись основания для выдачи Обществу предписания от 13.02.2019 N 55.
Позиция заявителя о том, что в соответствии с Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.09.2013 N 1136 "О правилах благоустройства территории города Чебоксары" установленные конструкции ранее были согласованы с органами местного самоуправления, и к ним не могут быть применены требования Правил, которые приняты 28.11.2017, рассмотрена арбитражным судом и признана несостоятельной с учетом следующего.
Пунктом 3.3.9.70 Правил благоустройства предусмотрено, что информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.3.9.71 Правил благоустройства был установлен срок для приведения информационных конструкций в соответствие с требованиями Правил, до 31 декабря 2018 года.
В соответствии с указанными требованиями Правил информационные конструкции заявителя, установленные на фасаде здания дома N 7 по пр. Ленина, как не соответствующие требованиям Правил, подлежат демонтажу.
Исходя из пункта 3.3.9.21 Правил благоустройства установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Согласование дизайн-проектов информационных конструкций, размещаемых на зданиях и сооружениях на территории города Чебоксары является бесплатной муниципальной услугой. Дизайн-проект должен быть разработан в соответствии с требованиями Правил благоустройства по размеру, цвету, не должен нарушать архитектурный облик здания и сооружения, размещаться в установленном месте по дизайн-проекту.
Утверждение Общества о согласовании Управлением архитектуры и градостроительства размещенной информационной конструкции в 2013 году в ходе проверки судом первой инстанции не нашло своего надлежащего и бесспорного подтверждения.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые предписание, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Фабий" по приведенным доводам не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2019 по делу N А79-2611/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2019 по делу N А79-2611/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Фабий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2611/2019
Истец: ООО "Юридическая фирма "Фабий"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары
Третье лицо: Администрация г.Чебоксары ЧР, ИП Багдасарова А.Г., ООО "Твоя реклама", автономное учреждение "Городская реклама" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики